поиск по базам библиотеки  поиск по сайту





Личный кабинет



Электронная библиотека "Псковиана"
Национальная электронная библиотека
Проект Библиородина
Национальная электронная детская библиотека
Афиша выставок

Календарь событий

Скоро в библиотеке

Фадеев Л. В. Икона и книжная легенда в русском фольклоре
Фадеев Л. В. Икона и книжная легенда в русском фольклоре
Андрей Белый. Жезл Аарона. Работы по теории слова 1916-1927 гг.
Андрей Белый. Жезл Аарона. Работы по теории слова 1916-1927 гг.
Эпистолярное наследие З.Н.Гиппиус. Книга. 1
Эпистолярное наследие З.Н.Гиппиус. Книга. 1

Тематические сайты

Псковский край
Библиотечный портал Псковской области
Региональный центр чтения
Книжные памятники Псковской области
Главная Новости

Акция «Единый день писателя/поэта-юбиляра»: Александр Сергеевич Пушкин

03 июня 2019 13:36

6 июня весь мир будет отмечать 220-летие со дня рождения Александра Сергеевича Пушкина - русского поэта, драматурга и прозаика, заложившего основы русского реалистического направления, критика и теоретика литературы, историка, публициста, основоположника русского литературного языка. К юбилейной дате в рамках библиотечной акции «Единый день писателя/поэта – юбиляра» мы предлагаем материалы, повествующие о пребывании поэта на Псковской земле, размышления о значении пушкинского гения для всей русской культуры и литературно-художественную презентацию, содержащую фрагменты псковской поэзии, посвященной поэту, «Венок Пушкину». Живописным дополнением к материалам послужат колоритные работы русских художников, вдохновленных созидательным пушкинским словом.

 Пушкинский день России

Александр Сергеевич Пушкин (1799-1837) прожил короткую, но очень насыщенную, в определенном смысле гениальную, жизнь. За свои неполные 38 лет поэт успел создать настоящую философию поэзии и литературы в целом, интерес к которой не иссякает, а только преумножается с годами.

О биографии и творчестве поэта написано великое множество книг, воссозданы воспоминания о нем, через каждого писателя, поэта, художника или музыканта он так или иначе прошел, оставив неизгладимый след творческого созерцания. И несмотря на это, личность этого человека, по-прежнему, остается великой тайной, раскрытие которой являет собой постижение не только истоков и полноты русской культуры, но и красоты истинно русской, национальной жизни.

Курбатов В.Я.Так было, когда поэт только вступил на путь поэтического искусства, так происходит и по сей день. Вспомним слова известного романиста XIX века И. А. Гончарова: «Пушкин! Я узнал его с Онегина, который выходил тогда периодически, отдельными глазами: Боже мой! Какой свет, какая волшебная даль открылась вдруг – и какие правды – и поэзии, и вообще жизни, притом современной, понятной, хлынули из этого источника, и с каким блеском, в каких звуках! Какая школа изящества, вкуса, для впечатлительной натуры»!». Или же слова уже нашего современника, литературоведа В. Я. Курбатова: «Пушкин вернул нам золотое единство. И, оставаясь нашей античностью и Просвещением, стал сверстником и современником России во всякий её час – ни одно слово у него не вчера: «Брожу ли я вдоль улицу шумных…», «Мне не спится – нет огня», «Шалун уж отморозил пальчик», « Была пора наш праздник молодой шумел, кипел и розами венчался»… Любая строка с любого места - всё на улице, все сейчас, всё под окном, все в сердце…».

Эти две мысли гармонично дополняют друг друга и в полной мере раскрывают всю суть гениальности и величия Пушкина, которые кроются не только в его богатейшем литературном наследии, но скорее в его личности и таланте, безграничных и вечных, как небо и земля, воздух и вода. Они разлиты в нашей жизни, и мы уже генетически впитываем их – каждым поколением и каждой судьбой.

«Пушкин – наш друг, наш спутник и наш учитель на протяжении всей нашей жизни, от детских лет и до глубокой старости», - говорил еще писатель К. Г. Паустовский. И это истинно так: для каждого возраста существует «свой» Пушкин, и в этом смысле он еще и глубинно народный поэт. И его народность общечеловеческого масштаба: именно Пушкин «познал душу русского человека, его умственный склад, истинный колорит его исторических эпох, и дал нам выражение этих народных тайн в формах превосходных и чисто-национальных» (цитата Г. Воскресенского).

Более того, именно Пушкин сумел выразить в Слове идеал русской жизни и русской культуры. В дружбе – идеал порядочности, в любви – идеал трепетного отношения к женщине, как Музе, в радости – непомерное упоение, в печали – светлое настроение, в самой смерти – гармонию и красоту мироздания.

По счастью для нас, псковичей, истоки пушкинской народности сокрыты в глубинах нашей святой псковской земли. Именно здесь, по словам С. С. Гейченко, хранителя Пушкинского заповедника, окреп и преобразился талант Пушкина, здесь же углубились и оформились и его исторические интересы, здесь он нашел себя в себе, постиг истинную тайну жизни и вечности.

Здесь меня таинственным щитом 
Святое провиденье осенило, 
Поэзия, как Ангел-утешитель, спасла меня 
И я воскрес душой….

Все мы знаем эти строки из стихотворения «Вновь я посетил». Известно, что оно было написано в 1835 году,  в сложный, переломный момент жизни поэта. Приехав в Михайловское спустя десять лет после ссылки, он надеялся отдохнуть здесь от светской суеты, посвятить свои думы и чувства литературному творчеству. По содержанию стихотворение являет собой философские размышления поэта о жизни и смерти, природе и красоте жизнеустройства, и, конечно, о родных пушкиногорских просторах – живительном роднике его мудрого поэтического слова.

Б. Щербаков. Пушкин в Михайловском

Б. Щербаков. Пушкин в Михайловском

При жизни поэта владелицей с. Михайловского была его мать. Однако устраивалось имение еще в XVIII веке его дедом О. А. Ганнибалом. Приехав сюда из Петербурга впервые на лето в 1817 г., юный Пушкин был очарован «сельской жизнью, русской баней, клубникой и проч.». «Запущенный сад» с. Михайловского, зеленые дубравы, «беспечный мир полей» и общение с милыми обитателями соседнего имения Тригорское – поэт сохранил в своей в душе и возродил спустя два года, когда вновь приехал сюда на восстановление после тяжелой болезни. В этот приезд 1819 г. были написаны стихотворения «Деревня» и «Домовому», в которых явно ощущается атмосфера народной жизни, а также пятая песнь поэмы «Руслан и Людмила», пейзаж которой – истинно пушкиногорский.

В следующий раз Михайловское Пушкину довелось увидеть лишь спустя пять лет. Он, уже довольно знаменитый поэт, автор «Руслана и Людмилы», «Кавказского пленника», «Бахчисарайского фонтана», попал сюда в 1824 году и не по своей воле – этому способствовала ссылка. По распоряжению высочайших властей, будучи замечен в интересе к атеизму, неугодный начальству, он был исключен со службы и сослан на Псковщину под надзор духовенства и местных властей. 

«В первые дни ссылки деревня показалась Пушкину тюрьмой, - читаем у С. С. Гейченко, - Бешенству его не было предела. Всё его раздражало. Он хандрил, скандалил, бывал во хмелю. С утра приказывал седлать и уезжал в никуда. Стремительно несущегося всадника можно было встретить очень далеко от Михайловского. Он исколесил всю округу – деревни и сёла Новоржева, Опочки, Острова, Пскова, Порхова…».

Михайловское

«Бешенство скуки пожирает мое глупое существование», - писал Пушкин, приехав в Михайловское. Дважды пытался бежать, хлопотал о перемене Михайловского даже на любую из крепостей. Друзья старались успокоить его. «На все, что с тобою случилось и что ты сам на себя навлек, у меня один ответ: поэзия, - писал В. А. Жуковский из Петербурга. - Ты имеешь не дарование, а гений. Ты богач, у тебя есть неотъемлемое средство быть выше незаслуженного несчастия, и обратить в добро заслуженное; ты более, нежели кто-нибудь можешь и обязан иметь нравственное достоинство».

Так и случилось: уединение в глуши псковской деревни способствовало духовному перерождению и обогащению, Пушкин начал творить.

«Eго спасла работа. Он полюбил природу этих мест. Он нашёл верных друзей в Тригорском… Но не только это. Он пришёл к простым людям, и они пришли к нему. Он полюбил их, и они полюбили его. Перед ним раскрылся мир неизведанного, мир народного творчества. Он стал дневать и ночевать в своих деревнях… Бывал гостем на крестьянских праздниках. Крестил ребят. Полюбил балалайку и понял, что этот нехитрый инструмент – кусок души народной. Узнал жизнь крестьянского люда во всей красе и бессмертии древних обрядов и традиций, познал тайну народного характера. Всё это пришло к нему здесь. В Михайловском…»

 («У Лукoморья». С. С. Гейченкo).

Деревня, неяркая, но прекрасная своей гармонией, природа, обаяние древней псковской земли с ее «благородными курганами» и городищами, общение с крестьянами, с любимой нянею – «все волновало нежный ум» Пушкина, способствовало постижению души русского народа.

Пушкин в Михайловском - художник Н. Репин

Репин Н. Пушкин в Михайловском

В общей сложности в период Михайловской ссылки Пушкин написал более ста произведений ( в том числе: трагедию «Борис Годунов», сатирическую поэму «Граф Нулин», многие стихи, ставшие классикой поэзии, «К морю», «Я помню чудное мгновенье», «Сожженное письмо», «19 октября», «Талисман» , «Андрей Шенье», «Разговор книгопродавца с поэтом», «Зимний вечер», «Признание», «Подражания Корану», «Под небом голубым», «Пророк»,  «Осень», «Сожжённое письмо», «Если жизнь тебя обманет...», «Зимний вечер» и др.),  завершил поэму «Цыганы», автобиографические «Записки», «деревенские» главы «Евгения Онегина».

Но не только творчески расцвел поэт в Михайловском: здесь же углубились и оформились и его исторические интересы. Он создал живые человеческие образы русской истории, а от художественного изображения русского общества в царствование Петра I в романе «Арап Петра Великого» обратился к эпохе Петра Великого уже как историограф. Известно, что после прочтения трагедии «Борис Годунов», П. А. Вяземский писал: «… ум Пушкина развернулся не на шутку, мысли его созрели, душа прояснилась, он в этом творении вознесся до высоты, которой еще не достигал». 

Михайловское

Несомненно, духовному перерождению Пушкина способствовало и соприкосновение со Святогорским монастырем, как «хранителем заветов старого русского благочестия, духовно питавшим множество людей, черпавших от него не только живую воду веры, но и духовную культуру ...». 

«А хoрoшo же здесь! Высоко. Сухо. Деревья шумят. Никакой тебе суеты. И этот белый древний храм, словно богатырь, и этот посёлок, по которому он часто хаживал сюда, в обитель древнюю… И вдруг он ясно представил себе собственную «таинственную сень». Я - где? Где? Там, в свинском Петербурге? О, нет! Ни за что. Здесь! Только здесьЗдесь хорошо <> Лучше кладбища, чем в моей псковской деревне, вряд ли где в другом месте сыщешь. Земля не земля, а пух. А вид. Вид вокруг - загляденье…» - Пушкин А. С.»

(Из книги С. С. Гейченко «У Лукоморья»).

Завет великого поэта был исполнен - Святогорский монастырь стал последним его земным приютом. 6/18 февраля 1837 года после заупокойной панихиды в южном приделе монастырского храма, отслуженной архимандритом Геннадием, тело поэта было предано земле у алтарной стены. Спустя 4 года на могиле был установлен мраморный памятник, на гранитном цоколе которого высечены слова: «Александр Сергеевич Пушкин. Родился в Москве 26-го мая 1799 года. Скончался в С.-Петербурге 29-го января 1837 года». 

могила А.С. Пушкина

Трагическая смерть Пушкина стала потрясением для всей России, во множестве списков разошлись по всей стране «облитые горечью и злостью» стихи М. Ю. Лермонтова. Ошеломленный потерей друга, И. И. Пущин писал: «Это был для меня громовой удар. И в грустные минуты я утешал себя тем, что поэт не умирает и что Пушкин мой всегда жив для тех, кто, как я, его любил, и для всех умеющих отыскивать его, живого, в бессмертных его творениях…».

Истинно так – завершившаяся земная жизнь поэта даровала ему жизнь вечную. До сегодняшнего дня Пушкин – имя для нас поистине священное, знакомое и одновременно неизведанное. Имя, которое, как самая чистая и цельная скрепа, объединяет нас, наполняет нашу жизнь созиданием, мудростью, цельностью. Быть может, это происходит оттого, что поэт «в каждое мгновение жизни, в каждой её песчинке видел, ощущал, переживал огромный, вечный вселенский смысл».  И мы возвращаемся к его поэтическому роднику вновь и вновь потому, что ищем цельности, тишины, мудрости, веками составляющих основу истинно русского, национального характера.

Пушкинское слово явилось для многих талантливых людей источником вдохновения – истинным родником духовной нравственности. Особенно лирична и глубока поэзия, обращенная к Пушкину - к его имени, его памятнику, его творчеству. И в совокупности она являет собой целую традицию, которую можно назвать поэтическим «Венком Пушкину». Под таким названием в разные годы в России выходили поэтические сборники-посвящения, содержащие великое множество стихотворений, очерков, миниатюр, посвященных поэту.

Пушкин А.С.

В продолжение этой святой традиции и мы представляем наш псковский «Венок Пушкину». Для псковских писателей и поэтов Пушкин стал не только символом нравственной чистоты и мудрости, но источником вдохновения, творчества, мироощущения. Станислав Золотцев, один из мастеров псковской словесности, в одной из своих книг высказал глубочайшую философскую мысль: «Я русский потому, что живу у подножия Синичьей горы». Осознание своей причастности к земле, овеянной Гением и хранящей память о нем, накладывает свой отпечаток на каждого, кто прикасается здесь к перу. Посему – нелегок труд псковских писателей ввиду той огромной ответственности, которая на них возложена. И как следствие – сколько прекрасных и глубоких творений они являют миру!

Презентация псковский «Венок Пушкину»

220-летие со дня рождения Александра Сергеевича Пушкина – весомая, важная дата, призывающая каждого истинно русского человека обратиться к биографии и богатейшему литературному наследию поэта, а псковичей – к истории его вдохновенного пребывания на Псковской земле.

В первом случае интересными могут быть работы биографов, литературоведов, писателей, которые с годами не теряют своей актуальности: Анненков П. В. «Материалы для биографии А. С. Пушкина» (1984), Басина М. Я. «Жизнь Пушкина» (в четырех частях: «В садах лицея», «Hа брегах Hевы», «Под небом полуденным», «Под сенью дедовских лесов»), Лотман Ю. М. «Александр Сергеевич Пушкин. Биография писателя» (2001) и «Роман А. С. Пушкина «Евгений Онегин»: Комментарий» (1980), Ахматова А. А. «О Пушкине» (1989), Цветаева М. И. «Мой Пушкин» (1990), Маймин Е. А. «Пушкин. Жизнь и творчество» (1981), Тынянов Ю. Н. «Пушкин» (1990), Курбатов В. Я. «Пушкин на каждый день», а также Тыркова-Вильямс А. В. «Жизнь Пушкина» (в двух томах – 2006).

Пушкин А.С. Пушкин А.С. Пушкин А.С.

Последняя из книг является особенно интересной. Это, пожалуй, наиболее полная и обстоятельная биография великого поэта. Ее отличают глубокое знание материала, выразительный, хороший художественный язык и безграничная любовь автора к поэту. Известно, что Ариадна Владимировна Тыркова-Вильямс более сорока лет своей жизни провела вдали от России. Первый том ее книги вышел в свет в Париже в 1929 году, а второй - там же почти двадцать лет спустя. В книгах рассказывается о ссылке поэта в с. Михайловское, жизни в Москве и Петербурге, женитьбе и семейной жизни, о его работе, встречах, журнальной деятельности, истории дуэли и трагической гибели. Второй том был закончен в марте 1937 г., но издать его удалось только после войны: в Париже в 1948 г., в издательстве ИМКА-ПРЕСС. В России книги были переизданы лишь в 2006 г. в издательстве «Молодая гвардия» в серии «Жизнь замечательных людей».

О заповедной красоте Пушкиногорья, потомках поэта и  истории его пребывания на Псковской земле расскажут книги: «Потомки А. С. Пушкина» (1974) В. М. Русакова,  «Ганнибалы и А. С. Пушкин на Псковщине» (1999) Т. Ю. Мальцевой,  «Пушкин в Михайловском» (1989) А. М. Гордина , «Музей-заповедник А С. Пушкина» (1979) В. С. Бозырева,  «Пушкинские горы» (1989) А. М. Савыгина, «Прогулка в Тригорское» (1999) М. И. Семевского, «Деревенский Пушкин» (2002), И. Т. Будылина, «Пушкин в Михайловском» (1988), И. А. Новикова, и, конечно, издания С. С. Гейченко «У Лукоморья», «А.С. Пушкин в Михайловском», «Приют, сияньем муз одетый», «Пушкиногорье», «В стране, где Сороть голубая» и др., По содержанию многие из них являются еще и путеводителями по территории Государственного музея-заповедника А. С. Пушкина.

Пушкин А.С. Пушкин А.С. С. С. Гейченко

Завершить сегодняшний разговор хочется словами российского филолога и искусствоведа Дмитрия Сергеевича Лихачева: «…Если бы пришлось определить день Праздника русской культуры, то лучшего дня, чем день рождения Пушкина, и искать бы не пришлось!». Истинно так: 6 июня – дата для русской культуры не просто знаменательная, это двойной праздник – День Рождения поэта и День русского языка. Поэтому – с праздником, читающая Россия! Мудрости, созидания, открытий и вдохновения! Читайте Пушкина, ведь его премудрость неподвластна течению времени!

Что в имени тебе моем?
Оно умрет, как шум печальный
Волны, плеснувшей в берег дальный,
Как звук ночной в лесу глухом
.

Оно на памятном листке
Оставит мертвый след, подобный
Узору надписи надгробной
На непонятном языке.

Что в нем? Забытое давно
В волненьях новых и мятежных,
Твоей душе не даст оно
Воспоминаний чистых, нежных.

Но в день печали, в тишине,
Произнеси его тоскуя;
Скажи: есть память обо мне,
Есть в мире сердце, где живу я…

(А. С. Пушкин)

____

Ахматова А. А.*Акция «Единый день писателя/поэта юбиляра» продолжит свою просветительскую миссию. 23 июня 2019 года исполняется 130 лет со дня рождения Анны Андреевны Ахматовой - одной из самых талантливых поэтесс Серебряного века. Она прожила семьдесят семь лет, наполненных чередой встреч со многими талантливыми людьми. Она стала, по словам Осипа Мандельштама, «одним из символов величия России». Истинная Женщина и истинный Поэт, которого отличали непреклонная гордость и глубинное смирение, величавая скорбь и невероятная женственность, духовное мужество и восхищение красотой и тайной мироздания. О ее судьбе и ее поэзии – наше следующее Слово в рамках библиотечной акции.

Голубева А., пресс-служба библиотеки

Ваш комментарий

Даю свое согласие на обработку введенной персональной информации в соответствии с Федеральным Законом №152-ФЗ от 27.07.2006 "О персональных данных"
Подтверждение