2019 год является знаковым для экономики и культуры Псковской области, которая получила почетное право провести в своей столице – городе Пскове - 39-е Международные Ганзейские дни Нового времени. Псковская областная универсальная научная библиотека тоже готовилась к Ганзе-2019.

О том, как появился проект международного конкурса «От Ганзы к Ганзе: взгляд юных» и его участниках рассказывает Наталья Митрофанова, заведующая Международным центром библиотеки.

2019 год является знаковым для экономики и культуры Псковской области, которая получила почетное право провести в своей столице – городе Пскове - 39-е Международные Ганзейские дни Нового времени.

Нужно сказать, что Псков начал осваивать ганзейскую тему довольно давно. Первый официально отмеченный День Ганзы в Пскове прошел 19 мая 2007 года. Уже тогда организаторы столкнулись с тем, что многие горожане были мало информированы о том, что такое Ганза с исторической точки зрения, какое отношение имел к ней Псков и чем может быть интересна ганзейская тема современным псковичам. 

С тех пор прошло немало времени, и Псков готовится показать гостям из разных уголков России и мира свой вариант понимания и проведения Международного ганзейского форума.

Помимо официальной программы празднования, многие учреждения и организации инициировали в этой связи дополнительные проекты или события, которые встраиваются в линейку «ганзейских» мероприятий.

Главная библиотека региона проведения 39-х Международных Ганзейских дней – Псковская областная универсальная научная библиотека – также готовилась к Ганзе-2019.

Нам показалось важным и интересным узнать – как видят для себя Ганзу обычные жители европейского приграничья в 21 веке. Если экономическая составляющая ганзейского партнерства не оставляет сомнений в своей актуальности и сейчас (этот торгово-экономический союз исторически создавался для отстаивания интересов и защиты имущества европейских купцов), то культурно-смысловое наполнение понятия Ганза для многих не вполне ясно. Кто мог бы помочь современным европейцам найти или придумать новое содержание определению «Ганза»?!

Решение нашлось само – конечно, дети! Кто, как не они, обладают особым видением мира, еще не испорченным стереотипами?!

 Так появился проект международного конкурса «От Ганзы к Ганзе: взгляд юных».

Принять участие в проекте приглашались дети и подростки в возрасте 12 – 17 лет - учащиеся общеобразовательных школ, воспитанники школ искусств и детских художественных школ, а также члены детских творческих и художественных объединений, действующих на базе библиотек городов, входивших в Ганзейский Союз старого времени или активно участвующих в Ганзе Нового времени.

Конкурс ставил своей целью сближение жителей приграничных территорий Латвии, Эстонии, Беларуси и Псковской области посредством вовлечения юного поколения в процесс художественного творчества. Участникам предлагалось представить разносторонний образ Ганзы через рисунки и сочинения к ним. 

Сюжетной стороной рисунка могли быть: бытовые сценки исторического периода 13 – 16 веков, торговые суда того времени, средневековая торговля, изображения купцов и людей в костюмах соответствующей эпохи и страны, ассоциации на тему международного культурного и экономического содружества в рамках единого союза – Ганзы. Приветствовалось включение в рисунок узнаваемых элементов своего города (страны).

Каждый рисунок предполагал сочинение (в объеме не более ½ страницы формата А4), в котором отражалось бы содержание рисунка или его восприятие. Сочинение могло быть выполнено не самим художником, но возраст автора текста не должен выходить за рамки 12 – 17 лет. 

Конкурсные работы в номинациях «Рисунок» и «Эссе» нам предоставили участники из Беларуси, Латвии, Эстонии, городов Псков, Великие Луки, Пустошка, Порхов Российской Федерации. Наиболее активно в конкурс включились ганзейские, ливонские и приграничные города Латвии; проект поддержали участники из Балви, Валмиеры, Вентспилса, Кокнесе, Риги. Эстония представлена юными авторами из Валги, Тарту, Таллинна. «Массово» проявили себя белорусские партнеры. Как и предлагалось, библиотеки Витебской области провели у себя собственные конкурсы ганзейских рисунков и сочинений, в результате которых на отборочный этап вышло 45 работ!

Данный проект запустил процесс творческой фантазии и в результате в него как самостоятельный проект влилась идея преподавателя истории Таллиннской Тынисмяэской Реальной школы Игоря Калакаускаса и фотохудожницы Ларисы Коган (г. Таллинн, Эстония). Серия постановочных фотографий учеников 7 класса в исторических костюмах Средневековья эффектно и самобытно дополнит палитру конкурса и войдет отдельным блоком в финальную часть проекта – выставку рисунков, сочинений и фотографий, которая разместится в Спортивно-развлекательном центре «Простория» (Псков) с 13 июня 2019 года.  

Любой проект делают люди. В данном случае нужно говорить о коллективном творчестве и личном вкладе. Ведущими партнерами и организаторами конкурса выступили:

  • некоммерческая организация «Псковская библиотечная Ассоциация» (председатель – В. И. Павлова) и ГБУК «Псковская областная универсальная научная библиотека»,
  • Союз «Торгово-промышленная палата Псковской области» (президент В. А. Зубов),
  • Общество с ограниченной ответственностью «Северо-западная инвестиционная компания»,
  • консульство Латвийской Республики в Пскове,
  • Псковская Канцелярия Генерального Консульства Эстонской Республики в Санкт-Петербурге,
  • Автономная некоммерческая организация «Вольный странник».

Организаторы конкурса выражают личную благодарность за информационную и организационную поддержку проекта:

  • советнику-руководителю консульства Латвийской Республики в Пскове Эвии Думпе,
  • директору Псковской Канцелярии Генерального консульства Эстонской Республики в Санкт-Петербурге Трийн Партс,
  • генеральному директору ООО «Северо-западная инвестиционная компания» Николаю Ивановичу Загорую,
  • начальнику отдела консалтинга и развития предпринимательства Торгово-промышленной палаты Псковской области Надежде Александровне Зубовой,
  • начальнику Отдела по реализации программ приграничного сотрудничества Администрации города Пскова Кристине Викторовне Кобызь,
  • консультанту отдела межмуниципального сотрудничества и зарубежных связей аппарата Псковской городской Думы Ольге Борисовне Другановой;
  • главному специалисту отдела Тартуской Городской Управы г-же Кюлли Хансен (Эстония);
  • заместителю руководителя Отдела брендинга и связей с общественностью муниципалитета Валмиеры г-же Зане Булмейстаре (Латвия);
  • специалисту по образованию Кокнесской волости Инесе Саулите (Латвия);
  • заместителю директора  ГУ «Витебская областная библиотека имени В. И. Ленина» Республики Беларусь Ольге Макаровне Комендантовой,
  • директору Балвской центральной городской библиотеки Руте Цибуле (Латвия);
  • заместителю директора по обучению Отдела искусств Программы художественного образования Пардаугавской музыкально-художественной школы г-же Даце Паеглите (Рига, Латвия);
  • преподавателю истории Тынисмяэской реальной школы Игорю Калакаускасу (г. Таллинн, Эстония);
  • Культурно-развивающему центру г. Валга (Эстония);
  • преподавателю творческой студии «Полосатый кот» (г. Псков) Евгении Русаковой,
  • директору МБУК «Порховская централизованная библиотечная система» Светлана Александровне Петровой;
  • заведующей отделом обслуживания Силламяэской центральной городской библиотеки Татьяне Борисовой (Эстония).

Ну, а где же дети, спросите вы?!

Если подвести общий итог, то в конкурсе приняли участие 94 человека.

28 авторов представили Латвию: Балвскую художественную школу, Центр развития Валмиерско-Гауясской средней школы и Валмиерский молодежный центр «Винда»; Вентспилсскую художественную школу, Кокнесскую среднюю школу им. Илмара Гайша, Пардаугавскую музыкально-художественную школу (Рига).

14 человек участвовали в конкурсе от Эстонии: учащиеся Начальной школы Меллисте (г. Тарту), Тынисмяэской реальной школы (г. Таллинн), воспитанники Культурно-досугового центра г. Валга, «Фотостудия Ларисы Коган» (г. Таллинн).

12 белорусских участников защищали честь следующих учебных заведений: ГУО «Детская художественная школа города Витебска», ГУО «Детская школа искусств № 3 г. Витебска «Маладик», ГУО «Витебский городской центр дополнительного образования детей и молодёжи», ГУО «Полоцкая детская художественная школа», ГУО «Средняя школа № 4» и  ГУО «Средняя школа № 40» г. Витебска.

От Псковской области (Россия) в конкурс включены работы учеников МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 1», МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 3» г. Порхов», Дубровенской и Павской средних общеобразовательных школ Порховского района Псковской области; воспитанников Пустошкинской детской школы искусств - филиала МБУ ДОД «Центр дополнительного образования для детей» г. Пустошка, МБУ ДО «Центр эстетического воспитания» г. Великие Луки Псковской области, творческой студии «Полосатый кот» (г. Псков). Всего 23 человека. 17 учащихся МБУ ДО «Детская школа искусств г. Пскова» участвуют в проекте заочно.

Несмотря на то, что это конкурс, партнеры, организаторы и спонсоры отметят каждого участника Дипломами и сувенирами.

Теперь несколько слов о том, что нарисовали и о чем писали наши юные авторы. То, что они большие оригиналы, говорят такие примеры. Эстонский приграничный город Валга не является ганзейским. Анни Саегу и Роню Сярэ этот факт побудил … заглянуть в гости к соседям – «ганзейским городам» Латвии! И вот перед нами 2 работы из цикла «Латвийские города Ганзы» - «Кулдига» и «Страупе».

Эстония рисует Латвию Кулдига

Детям предлагалось в том числе попробовать представить жителей своих городов ганзейского периода. Уна Гадзане из Латвии так и поступила. Но кто бы додумался зашифровать в портрете название ее родного города Кокнесе?!. «Я предполагаю, что у торговцев могли быть особые знаки, указывающие на то, из какого города Ганзейского Союза  прибыл тот или иной купец.  Это не могли быть …ни шапка, ни повязка на голову и ни какой-нибудь другой предмет, указывающий на географическую местность. Купцы были купцами по праву рождения, поэтому они появлялись на свет с … особенными чертами лица. Я представляю купца из Кокнесе следующим образом: это человек с густой бородой, волосы которой завились в форме буквы S, с широко раскрытыми глазами О-образной формы, бровями в виде комбинации из букв K, морщинами с очертаниями буквы Е, и шрамом в виде буквы N – следом былых неспокойных  приключений. В его лице прочитывается название моего города – КОКNESЕ», - написала Уна в сопроводительном сочинении.

 

купец из Кокнесе

А как вам идея совместить географию, историю и… гастрономию?! Именно это удалось сделать Васильевой Ксении (Псков) в работе «Марципановый город». «На моей картине изображен немецкий повар, который испек марципановый торт в виде Любекских ворот. Любек – это немецкий город, который является столицей Ганзейского союза северо-германских городов. Немецкие товары издавна славились своими кондитерскими изделиями, в особенности из марципана, а Любек еще является и родиной марципана. Поэтому на моей картине торт изготовлен именно из него». Чем не идея для рестораторов стран ганзейского союза – торты и пирожные в виде своих исторических достопримечательностей?!

Любек-марципановый город

Когда конкурс только «проектировался», было опасение, что «на выходе» мы получим бесконечную вереницу кораблей всех цветов и размеров, ибо торговые пути в странах ганзейского союза зачастую шли по воде. И действительно, отдельный блок рисунков представлен «флотилией»! Но какие это корабли!!!

Это великолепная гравюра на линолеуме «Торговые порты» Геворковой Ирины, рисунок тушью Назаровой Валерии «Через время к будущему» (Беларусь), маленькое судно почти в 3D-объеме Будариной Полины (Псков) «За тридевять земель (коллаж, бумага мятая, цветной картон, акварель, бичевка, линогравюра), разноплановые ганзейские когги.

Витебск.Геворкова Ирина

Витебск. Назарова Валерия

Графически выверенным получился черно-белый рисунок «Корабль в порту», который выполнила Катрина Гузлена (Вентспилс).

Корабельную тему прекрасно обобщил наглядно и словесно Густавс Станкевичс из Валмиеры в своей работе «Мечта о ганзейском корабле»: «О чем мечтал и кем хотел стать мальчик в средние века? Определенно, капитаном корабля. В городских портах браво прогуливались капитаны кораблей со своими бесстрашными моряками. Они были героями мальчиков, на которых те хотели равняться. Закаленные морскими штормами мужи были хорошим примером мальчуганам, которые с нетерпением ждали парусники в портах… Мы знаем, что в средние века жизнь детей была тяжелой и серой, но их мечты были выразительно красочными - мечты о ганзейском корабле; корабле, на парусе которого будет герб любимого города, который вдохновит и воодушевит, который защитит от морских штормов».

Валмиера. Мечта о корабле

В прямом смысле слова кусочками родной земли поделилась с нами Санта Йохансоне (Валмиера). Она придала «весомости» своей работе, украсив ее … галькой из реки Гауи!.

Порадовало то, что немало работ было посвящено ремеслам и производствам, характерным именно для территории-участницы проекта. Свой «фирменный» стиль рисунка и сказки-истории на тему сапожного дела и вязания – традиционно интересных и качественных рукоделий от мастеров стран Балтии – предложили художницы из Балви Марта Фелисита Снегова, Синдия Сейде и Синдия Паулиня.

 

Порховчанка Екатерина Кадарова в истории «Прибыльное ремесло» рассказывает о традиционном для своего края и Древней Руси ремесле лозоплетения, когда из камыша, трав и веток изготавливались очень прочные и нужные вещи: жилища, заборы, колыбели, циновки, и, конечно – корзины.

 

Интересную тему затронула в своем рисунке «Вóлок» Екатерина Александрова (Порхов, Псковская область). «Много веков назад дорог было мало, и они были плохи, поэтому торговля между городами и развитыми странами шла по морям и рекам. В морях - на больших парусных судах, которые назвались когги. Наши реки - не большие, таким образом, товары перевозили на лодках. В некоторых местах, чтобы добраться от одной реки до другой и продолжить торговый путь, продавцы должны были тянуть свои лодки с товарами по земле. Где земля была твердая – суда катили на катках, по болотистым – тянули. Этот способ назывался волоком. В нашем регионе, между реками Уза и Жереха, торговцы должны были буксировать лодки на расстояние в десять миль. Даже деревни получили свои имена от этого способа – Большой Волочёк и Малый Волочёк, которые все еще так и называются».

Дети фантазируют и мечтают попасть в свой город 14-15 века, чтобы посмотреть своими глазами, как жили их предки в то загадочное «ганзейское время»!

Чем бы они при этом занимались?!  Каролиина Кюбар (Тарту) прошла бы путь «От  ученика  до  мастера» и стала успешным пекарем, Тэлле Вахтрамяэ (Тарту) – купцом.

Кто-то хочет попасть на свадьбу, а кто-то, как Мерседес и Одрия Ранде (Рига), «хотели бы сесть на парусник и отправиться в долгое и приятное путешествие».  

Особняком стоят работы ребят из Кокнесе, которые вплели в свои рисунки и сочинения легенды этого маленького городка. Такое вот «сказочное краеведение»! Самый интересный сюжет получился у Лелде Спроге и Иевы Кокаре. Они назвали свою работу «Когда-то в Кокнесе...» и вот что написали в предисловии: «… Эта история о двух молодых людях - Лайме и Эдгарсе, которые, возможно, жили в Кокнесе однажды. В те старые времена это было великолепное место — здесь жили честные и трудолюбивые люди. Здесь был могущественный замок. У Лаймы и Эдгарса была замечательная история любви. В нашем рисунке мы изобразили и нашу Лайму, и руины замка Кокнесе, и Эдгарса. Оба молодых человека - в латвийских костюмах, которые были самодельными. В руках Эдгара есть оружие, которое помогало защитить от врагов. Кокнесе невероятен без его ганзейской истории. Таким образом, мы присоединились к прошлому и настоящему через наш рисунок». Чтобы узнать историю трагической и прекрасной любви Эдгарса и Лаймы, вам нужно прийти на выставку, где мы представим вам это дивное сочинение целиком!

Зарисовки повседневной жизни своего города эпохи расцвета Ганзы дают нам объемное представление о средневековой Риге – самом «ганзейском» городе из всех участников конкурса. Иногда взгляд детей на предложенную тему весьма ироничен, как у псковитянок Михайловой Карины - в рисунке «У рыбных рядов», который я бы назвала «Задорный скобарь», или у Сергеевой Карины – в рисунке «У Гремячей башни», на котором незадачливые купцы во весь голос вопят «Держи лошадь!».

Можно много рассказывать о каждом рисунке, но лучше найти время и прийти в течение июня-июля 2019 года в СРК «Простория», где вы все сможете увидеть своими глазами. 

Подвести итог конкурсу хочется, опираясь на 3 конкурсные работы. Что же мы, люди 21 века, должны взять себе на память и в будущее от Ганзы прошлого?!

Ответы мы найдем, например, в работе «Ганзейский союз» Ульяны Мироновой (Псков). Она сделала главный акцент именно на слове СОЮЗ: «Четыре ганзейских города связаны одной печатью, ладьей - символом Ганзейского союза. Обожженные края, состаренная бумага - след значительного культурного исторического слоя минувших веков. Но, несмотря на прошедшее время, страны Ганзейского союза все еще тесно дружат, и Псков играет в этом довольно значимую роль. В своей картине я хотела изобразить долговечную дружбу и союз Ганзейских городов».

Софья Довгань (Псков) в рисунке «Ганзейский хоровод» называет второе главное составляющее союза – ЛЮДИ: «На своей картине я изобразила красивых девушек и юношу в старинных одеждах. Но каждый в своем костюме имеет отличительную черту. Либо само платье говорит о принадлежности к тому или иному городу, либо на платье нарисован символ города. Центральная фигура – девушка–псковичка, которая,  танцуя,  распахнула руки, приглашая всех на дружественный танец. Вокруг нее можно увидеть и представительниц других городов Ганзы. Это и девушка из Любека – столицы Ганзы, и из Великого Новгорода, и из других западноевропейских городов – как это видно из особенностей их наряда».  

Третий смысл прочитывается в каждом конкурсном рисунке: «Я люблю свой город и горжусь им!». Каждый ребенок постарался открыть нам, зрителям, свое сердце и передать нам любовь к тому месту, где он родился и живет. Пока в нас всех сильно желание делиться этой любовью и объединять силы, чтобы делать свои маленькие родины еще лучше, не иссякнет смысл понятий «дружба», «сотрудничество» и «Ганза» как союз умных, талантливых и интересных друг другу людей.

Спасибо всем юным авторам работ и их преподавателям!

Приглашаем всех на выставку конкурных работ. После окончания ее экспонирования все рисунки, сочинения и фотографии будут объединены в печатное издание по итогам проекта. Но это уже следующая история.

Наталья Митрофанова, заведующая Международным центром Псковской областной универсальной научной библиотеки

Решаем вместе
Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!
Информация 12+
Свидетельство о регистрации средства массовой информации: Эл № ФС77−53556 от 4 апреля 2013 года выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
Учредитель, редакция При использовании материалов прямая ссылка на сайт pskovlib.ru обязательна. Информационная безопасность: как не поддаться на уловки кибермошенников
Контакты Адрес
Официальный интернет-ресурс для информирования о социально-экономической ситуации в России. Культура. Гранты России. Общероссийская база конкурсов и грантов в области культуры и искусства. Российская библиотечная ассоциация Министерство культуры Российской Федерации Президентская библиотека им. Б.Н. Ельцина Портал Культура.рф АРБИКОН КОРБИС «Тверь и партнеры» Центр «ЛИБНЕТ» – базы данных в свободном доступе НФ «Пушкинская библиотека» Национальный информационно-библиотечный центр ЛИБНЕТ Межрегиональный центр библиотечного сотрудничества Книжные памятники Российской Федерации Центральные библиотеки субъектов РФ Официальный сайт Российской Федерации для размещения информации об учреждениях Официальный сайт Комитета по культуре Псковской области Псковская область Российское военно-историческое общество