16 августа 2019 года отмечается 143-летняя годовщина со дня рождения Ивана Яковлевича Билибина (1876–1942), художника, который нескольким поколениям детей открыл мир русской сказки. В театре он был самобытным сценографом. Но высшие его достижения лежат в области книжной графики.

Псковский региональный центр Президентской библиотеки знакомит с материалами, посвященными творчеству мастера.

«Народ русский, придавленный безотрадной серой действительностью, искал утешения в сказочных мечтах о далёких неведомых царствах с их необычайными деревьями, птицами и зверьми, и прежде, когда простому народу не было видно никакого выхода в лучшую жизнь, он всецело предавался народному творчеству, как душевному отдыху, а потом, когда мелькнула заря возможного улучшения, перед ним вознёсся мираж города и „пава-птица“ отлетела далеко и безвозвратно», – пишет Иван Билибин в статье «Народное творчество Русского Севера», опубликованной в журнале «Мир искусства», 1904, № 11, – ознакомиться с ней можно в электронном читальном зале Президентской библиотеки.

16 августа 2019 года отмечается 143-летняя годовщина со дня рождения Ивана Яковлевича Билибина (1876–1942), художника, непревзойдённого мастера национальной формы в искусстве, который нескольким поколениям детей открыл мир русской сказки. В театре он был самобытным сценографом, оформившим в Париже знаменитый балет «Жар-птица» на музыку Стравинского, им были созданы эскизы костюмов и декораций к операм А. П. Бородина «Князь Игорь» и Н. А. Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане». Он ярко утверждал себя на сценах Египта, Франции, Чехословакии. Но высшие его достижения лежат в области книжной графики.

Иван Билибин (1900-е) Автор: Анаклет Пазетти

Родился Иван Яковлевич в Тарховке близ Сестрорецка в семье военного врача. С детства будущего интерпретатора русского фольклора окружали в основном прагматичные юристы, математики, учёные. Иван с успехом окончил полный юридический курс Петербургского университета. Однако по мере взросления пришло осознание того, что его настоящее призвание лежит совсем в другой области. Ещё учась в старших классах Санкт-Петербургской 1-й гимназии, Билибин брал уроки у известных художников, а впоследствии шесть лет был учеником И. Е. Репина.

«Среди массы учащихся я увидел молодого жизнерадостного черноватого, с большой бородой для его лет, студентика с курьёзной подпрыгивающей походкой, назывался он чаще всего Иван Яколич, – пишет В. Н. Левитский в книге «Молодые годы И. Я. Билибина и русской графики», использованной при издании исторического календаря Президентской библиотеки «Иван Билибин – певец русской жизни» к 140-летию художника. – Вначале я отнёсся к нему как-то недоброжелательно, потому что когда Репина не было в мастерской, то одним из первых застрельщиков по части острот, весёлых разговоров и общих песенок за рисованием бывал часто Иван Яковлевич, но потом увидел, что это был милейший человек, очень весёлый, общительный, а главное, работающий так, как будто бы рисование у него между прочим, а результаты же были неплохи в рисунке… В то время уже ясно сказывалась в его работах графичность. Билибин славился ещё и тем, что сочинял удивительно забавные и весёлые оды по случаю каких-нибудь происшествий».

Он не боялся быть смешным. За неделю до смерти, встречая в осаждённом Ленинграде новый, 1942 год, профессор Академии художеств прочитал своим друзьям забавную оду, полную веры в завтрашний день. С этим неординарным человеком никогда не было скучно.

Кстати сказать, основной массив материалов для календаря Президентской библиотеке предоставил Ивангородский музей – филиал Государственного бюджетного учреждения культуры Ленинградской области «Музейное агентство». В здании, где он находится, некогда проживало семейство Билибиных. Будучи большим эстетом и знатоком культуры, Иван Яковлевич насыщал свой фамильный дом в Ивангороде предметами искусства: живописью, гобеленами, старинным фарфором и прочим антиквариатом; переданная городу семейная коллекция Билибиных положила начало музейной экспозиции. Собрание музея насчитывает более 100 произведений живописи, графики, декоративно-прикладного искусства самого И. Я. Билибина и его жены-художницы. Родственники Ивана Яковлевича продолжают насыщать музей: не так давно его экспозицию пополнили акварели тончайшей билибинской проработки из цикла «Крымские пейзажи».

На формирующееся художественное направление Билибина в своё время произвела «неизгладимое впечатление» выставка работ В. М. Васнецова в залах Академии художеств (1898). «Сам не свой, ошеломлённый ходил я после этой выставки. Я увидел у Васнецова то, к чему смутно рвалась и о чём тосковала моя душа», – напишет позже художник в одном из писем, опубликованном в книге Сергея Голынца 1970 года издания «Иван Яковлевич Билибин: Статьи. Письма. Воспоминания о художнике».

В 1899 году Билибин посетил деревню Егны Весьегонского уезда Тверской губернии и обнаружил там непроходимые густые леса, настоящее «царство Берендея». Здесь он впервые создаёт иллюстрации в знаменитом впоследствии билибинском стиле к своей первой книге «Сказка о Иван-царевиче, Жар-птице и о Сером волке». В 1902, 1903 и 1904 годах Билибин посещает Вологодскую, Олонецкую и Архангельскую губернии, куда его командирует этнографический отдел Музея Александра III для изучения деревянной архитектуры. Он впервые видит деревянный ансамбль Кижей и восхищается им, о чём напишет по возвращении в упомянутой выше статье «Народное творчество Русского Севера» («Мир искусства», 1904, № 11).

После знакомства с Русским Севером свой эстетический манифест Билибин озвучил на всю Россию: «Только совершенно недавно, точно Америку, открыли старую художественную Русь, вандальски искалеченную, покрытую пылью и плесенью. Но и под пылью она была прекрасна, так прекрасна, что вполне понятен первый минутный порыв открывших её: вернуть! вернуть!»

На портале Президентской библиотеки представлены самые известные его работы из серии, состоящей из шести сказок, среди которых «Сказка о царе Салтане» и «Сказка о золотом петушке». Газеты начала прошлого века писали, что Билибин создал детскую книгу как произведение искусства: его книги похожи на расписные шкатулки, которые хочется долго рассматривать; тут не только сюжет, но и придуманные мастером декоративные элементы, орнаменты, усложнённые шрифты с завитушками…

В электронном фонде Президентской библиотеки можно ознакомиться также с другими оформленными Билибиным изданиями, в числе которых по-настоящему уникальные книги. К последним можно отнести «Летописный и лицевой изборник Дома Романовых», подготовленный в честь празднования 300-летия царствования династии. Сегодня это издание признают шедевром типографского искусства: страницы изборника украшают цветные заставки, концовки, цветные фотоцинкографии. Не менее ценимы знатоками и такие раритеты, как оформленные при участии Билибина  «Онежские былины, записанные А. Ф. Гильфердингом летом 1871 года»«Картины по русской истории, изданные под общей редакцией [и объяснительным текстом] С. А. Князькова» и другие редкие издания.

Национально-романтическое направление в живописи захватило его как сторонника и продолжателя «контурной линии», насыщаемой затем тончайшей выделки акварелью, – они стали фирменным знаком художника.

Билибинские «пряничные» композиции пронизаны лукавой иронией, идущей от лубка, – и совсем иначе воспринималась его политическая карикатура. Придерживаясь антимонархических, близких к либеральным, убеждений, художник охотно сотрудничал с сатирическими журналами «Жупел» и «Адская почта» – ровесниками первой русской революции 1905 года. Его политические гротески были беспощадны к существующему строю. Однако вскоре после революции, которой он поначалу сочувствовал, Билибин покинул Россию. Жил и творил в Каире, Праге, Париже...

Благодаря логической ясности графических приёмов художник породил многочисленных подражателей – так называемый балласт билибинского стиля, как называл его сам художник. Однако историческое значение этого стиля неоспоримо. Оно определено критикой как «дисциплинирующее».

«Заслуги Ивана Билибина перед русской культурой велики, – пишет С. Голынец. – В начале XX века, когда яркие проявления таланта и новаторства соседствовали с шарлатанством, утончённый эстетизм – с безвкусицей, творчество Билибина служило примером добросовестной и тщательной работы по освоению национальной художественной традиции».

По материалам Президентской библиотеки

Решаем вместе
Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!
Информация 12+
Свидетельство о регистрации средства массовой информации: Эл № ФС77−53556 от 4 апреля 2013 года выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
Учредитель, редакция При использовании материалов прямая ссылка на сайт pskovlib.ru обязательна. Информационная безопасность: как не поддаться на уловки кибермошенников
Контакты Адрес
Официальный интернет-ресурс для информирования о социально-экономической ситуации в России. Культура. Гранты России. Общероссийская база конкурсов и грантов в области культуры и искусства. Российская библиотечная ассоциация Министерство культуры Российской Федерации Президентская библиотека им. Б.Н. Ельцина Портал Культура.рф АРБИКОН КОРБИС «Тверь и партнеры» Центр «ЛИБНЕТ» – базы данных в свободном доступе НФ «Пушкинская библиотека» Национальный информационно-библиотечный центр ЛИБНЕТ Межрегиональный центр библиотечного сотрудничества Книжные памятники Российской Федерации Центральные библиотеки субъектов РФ Официальный сайт Российской Федерации для размещения информации об учреждениях Официальный сайт Комитета по культуре Псковской области Псковская область Российское военно-историческое общество