поиск по базам библиотеки  поиск по сайту





Личный кабинет



Электронная библиотека "Псковиана"
Национальная электронная библиотека
Проект Библиородина
Национальная электронная детская библиотека
Афиша выставок

Календарь событий

Скоро в библиотеке

Солженицын: материалы к библиографии
Солженицын: материалы к библиографии
Носков В. Американские дипломаты в Санкт – Петербурге в эпоху Великих реформ
Носков В. Американские дипломаты в Санкт – Петербурге в эпоху Великих реформ
Деятели русской науки XIX – XX вв.: коллективная монография
Деятели русской науки XIX – XX вв.: коллективная монография

Тематические сайты

Псковский край
Библиотечный портал Псковской области
Региональный центр чтения
Книжные памятники Псковской области
Главная Новости

«Наедине с книгой»: портрет одной книги - «Записки художника-архитектора»

03 октября 2019 13:26

В 2019 году 7 октября отмечается Всемирный день архитектуры. К празднику рубрика «Наедине с книгой» представляет уникальное издание «Записки художника-архитектора» Ильи Евграфовича Бондаренко – художника-оформителя, популярного и востребованного в начале XX в. архитектора, постройки которого украшают улицы Москвы и других городов. Эта книга - единственные (!) мемуары архитектора рубежа веков, которые ярко и достоверно описывают жизнь художественной и архитектурной Москвы конца XIX – первой половины XX вв. Предлагаем ознакомиться с новинкой, которую можно взять в нашей библиотеке.

Автор этой книги – Илья Евграфович Бондаренко (1870–1947) – довольно известный и востребованный архитектор начала XX века. Однако, его имя сейчас известно лишь немногим - историкам архитектуры и краеведам. И напрасно! Яркая одаренная личность, один из творцов неорусского стиля, строитель старообрядческих храмов, а также историк архитектуры, художник-оформитель, сценограф, реставратор, известный библиофил, организатор нескольких выставок и крупных российских музеев. Регалий и почетных наименований – не счесть, настолько разностороннее эрудированный и талантливый это был человек. Постройки, разработанные по его проектам, украшают улицы Москвы и других городов, а его биография может послужить сюжетом для увлекательного художественного произведения, поскольку вместила множество событий, неожиданных поворотов и стечений обстоятельств, значимых встреч и счастливых знакомств, громких успехов и известных имен.

Он рано почувствовал свое призвание и, совершенствуясь в нем, достиг мастерства своей профессии. О нем говорят «выходец из провинции», и это, в определенном смысле, действительно, так: он родился в Уфе – «сонном углу российской глубинки», каким был город в последней трети XIX в. Семья мелкого торговца и потрясающе талантливый дед, бывший крепостной, которому посчастливилось закончить строительное училище в Петербурге – он и привил мальчику интерес к черчению.

Затем – судьбоносная встреча с художником-пейзажистом Николаем Бобиром, случайно попавшим в Уфу. Именно по его совету в 1887 году Илья поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества по классу А. С. Каминского.

Бондаренко И.Е. Автопортрет с надписью автора

Начав обучение на архитектурном отделении училища, будущий архитектор, чтобы избежать ареста за участие в студенческих волнениях, завершил его в Цюрихском политехникуме. По окончании учебы за границей Бондаренко в течение нескольких лет работал в архитектурных мастерских признанных зодчих: А.С. Каминского, Ф. О. Шехтеля, А. Е. Вебера, и продолжал самообразование – изучал русскую архитектуру в путешествиях и по документам Исторического музея и других хранилищ. Затем он, уже начинающий архитектор, открыл свою мастерскую и приступил к самостоятельной работе. Важной вехой в его биографии было знакомство с известным меценатом С.И. Мамонтовым и художниками – членами Мамонтовского кружка: М. А. Врубелем, К. А. Коровиным, В. Д. Поленовым, В. А. Серовым и др.

Однако, несмотря на влияние известных мастеров, творческий почерк будущего архитектора был настолько своеобразен, что стал в определенном смысле, уникальным – он сочетал в себе лаконичную эстетику северного модерна и стилизованную архитектуру русского Севера. И примечательно, что обращавшийся в эпоху модерна к приёмам и средствам древнерусской архитектуры (преимущественно новгородско-псковским), Бондаренко стал признанным и востребованным архитектором среди консервативных старообрядцев.

Отмененный в 1905 году запрет запрет на строительство старообрядческих храмов, способствовал тому, что он получил заказ на строительство первой старообрядческой церкви в Москве. За этим последовал ряд интересных и выгодных предложений от различных общин староверов.

Самыми известными его работами в этом жанре стали старообрядческие церкви: Воскресения Христова и Покрова Пресвятой Богородицы при 2-й Московской Общине старообрядцев Поморского брачного согласия в Токмаковом переулке и Покрова Пресвятой Богородицы Покровско-Успенской старообрядческой Рогожской общины Белокриницкого согласия в Малом Гавриковом переулке, которые до сих пор украшают московский центр.

Кроме храмовой архитектуры, Илья Бондаренко много работал как график и сценограф – делал декорации по эскизам М.А. Врубеля для Частной оперы С.И. Мамонтова, рисовал афиши для Кружка любителей русской музыки, проектировал предметы мебели для Кустарного музея в Москве и т. п.

Илья Евграфович был также не чужд сочинительства: сохранилось несколько рассказов, написанных им в 1889–1890-х гг. Он коллекционировал книги по искусству и истории Москвы, старинные гравюры.

Ему удалось заложить основы ряда музейных собраний: в Троице-Сергиевой лавре, в Самаре (реорганизация художественного музея), Музее революции в Москве (возник на базе организованной архитектором выставки «Красная Москва»).

В течение всей жизни он был открыт для приобретения новых знаний, чему способствовали многочисленные путешествия по странам Европы – Франции, Италии, Испании, Австрии, Голландии, Германии.

И, к счастью, все свои труды, проекты и исследования систематизировал, оберегал и передал на хранение в Центральный государственный литературный архив (ЦГЛА, сейчас РГАЛИ). В этом фонде, включающем свыше 400 дел, хранятся чертежи, рисунки, фотографии его построек, рукописи исследований по истории русской архитектуры, работы, посвященные отдельным архитектурным комплексам, статьи о творчестве выдающихся русских архитекторов, письма к нему художников (А.Н. Бенуа, А.М. Васнецова, И.Э. Грабаря, К.А. Коровина, М.В. Нестерова, И.Е. Репина) и др. Одним словом – это богатейшее документальное собрание.

Однако, самым главным для потомков делом всей жизни Ильи Бондаренко является его работа над этой книгой - «Записки художника-архитектора. (Труды, встречи, впечатления)». Это его воспоминания, его история, его радость и его удача. Он писал ее на протяжении многих лет и, закончив, успел передать рукопись в издательство «Искусство», но издать ее помешала война.

И вот, по прошествии многих десятков лет, в 2018 году, благодаря Марии Владимировне Нащокиной, сотрудникам РГАЛИ: кандидату исторических наук Алле Львовне Евстигеевой (1952-2017) и Лидии Николаевне Бодровой, книга, наконец, вышла – в московском издательстве «Прогресс-Традиция», специализирующемся на выпуске научной, образовательной и культурно-просветительской литературы. В твердом переплете, богато иллюстрированная, красивая и невероятно интересная.

Это – мемуары, но они уникальны – это единственные (!) мемуары архитектора рубежа веков, которые ярко и достоверно описывают жизнь художественной и архитектурной Москвы конца XIX – первой половины XX вв. – времени, граничащего с гигантским социальным и культурным сломом, последовавшим за революционными событиями 1917 г. и уничтожившим бесчисленные документы предшествующего им быта и культуры.

Уникальны эти воспоминания еще и тем, что охватывают всю жизнь архитектора – все ее грани и перипетии судьбы, а также включают характеристики и портреты значительных в его судьбе людей, увиденных городов того времени. И поэтому это не просто книга – а потрясающий, богато иллюстрированный, литературный памятник эпохи русского Серебряного века, воссоздающий целый срез культуры, архитектуры и искусства, шире – истории нашей страны, который ушел в небытие, но остался – в слове, фотографии, иллюстрации и человеческой памяти.

Интересен также самобытный литературный стиль Ильи Евграфовича Бондаренко, сохраненный и не редактированный исследователями: перелистывая страницу за страницей, будто ведешь неспешную беседу с человеком другой эпохи и другого мироощущения. Человека, бесконечно влюбленного в Москву - город своего творчества, судьбы и радостного преображения: «В далеком прошлом старая Москва с ее тупиками, неурядливостью, с ее убогими извозчиками – «ваньками» и плетущейся конкой по булыжной мостовой. Это ушло в страницы былого, а на смену летит внизу, под землей блестящее метро, и лошадь становится чем-то ископаемым.

Как легко стало работать! Беспредельной радостью наполняется сердце в такую эпоху. Так хочется жить и больше работать. Как отрадно делиться накопленными знаниями с молодыми творческими силами, а в минуты отдыха вспоминать былые умчавшиеся годы…» (Илья Бондаренко из главы «Революционный период», книга 2).

Не будем предвосхищать впечатления читателей от этой книги, скажем лишь о том, что все здесь пронизано духом эпохи и чутким словом талантливого человека, его жизнелюбием, радостью труда и созидающего творчества. Его талант архитектора бесспорен, но не менее важен и талант беллетриста, ведь он сумел преподнести материал так, что мы бесконечно погружаемся в перипетии прошедшего столетия.

Венеция. Пристань у площади Святого Марка. Фото конца XIX в.

Пусть эти несколько строк из главы «Поездка в Италию» послужат тому примером:

«Здесь смотришь на искусство иными глазами, словно какой-то сон, дремота наяву. Чувство полного покоя, забвения при полной отрешенности от всех житейских забот в этом городе бесшумных водяных улиц-каналов. Говорливая разноязычная толпа под вечер становится тихой и задумчивой.

Печать легкой грусти лежит на всей Венеции, словно сладостное воспоминание о прожитой блестящей ее жизни, окончившейся последними карнавалами XVIII в. Теперешняя вся жизнь – это отражение в тусклом зеркале былого. Группы венецианок с золотистыми тициановскими волосами и черными шалями на плечах толпятся в узкой улочке за собором.

Книги здесь не читаются. Когда ложишься усталый в теплую постель, просмотришь только что купленную «Историю Венеции» Жалиберта. Не хочется брать в руки даже и Бедекера… 

Есть две Италии: одна – это подавляющие своим сгущенным богатством большие города, как Милан, Венеция, Флоренция, Рим, Неаполь, Генуя, а другая Италия – это сердцевина ее народа, ее маленькие городки, где знакомишься с буднями итальянской жизни. И везде что-то свое, присущее данному местечку».

Пройдемся же по улицам и переулкам памяти блестящего архитектора и потрясающего рассказчика Ильи Евграфовича Бондаренко и откроем для себя мир, который, кажется, уходит, скорее – уже ушел, в безвозвратное прошлое…

*****

Рубрика «Наедине с книгой» предлагает читателям поделиться впечатлениями от предлагаемых новинок и ждет предложений по дальнейшим публикациям. Мы всегда готовы к диалогу! Читайте о новинках на сайте библиотеки и на ее официальных страницах в социальных сетях: «Biblioplace - территория псковского чтения» и в instagram.

Голубева Антонина, главный специалист Регионального цент

Ваш комментарий

Даю свое согласие на обработку введенной персональной информации в соответствии с Федеральным Законом №152-ФЗ от 27.07.2006 "О персональных данных"
Подтверждение