Очередной выпуск «Литературного четверга» продолжает тему ученых в художественной литературе. Сегодня наш обзор посвящен жизни и творчеству Елены Сергеевны Вентцель, известной читателям под псевдонимом И. Грекова.

Ее называли «властительницей дум» интеллигенции. За журналами, где печатались ее новинки, выстраивались очереди. И. Грекова была кумиром лириков. В то же самое время внимание молодежи в математическойdtwtkmght среде было приковано к профессору Елене Сергеевне Вентцель.
Учебник по теории вероятностей, написанный ею, с удовольствием брали не только в научных, но и в публичных библиотеках: те, кто желал выиграть в «Спортлото», вычислить существование жизни на других планетах, встретить свою судьбу. Мало кто знал, что Е. С. Вентцель и И. Грекова одно лицо.

Родилась в Ревеле (ныне Таллин). Отец, был преподавателем математики. Как сама вспоминает писательница: «в математики я пошла из-за своего отца. Математик по образованию, он мечтал хоть кого-то из своих детей видеть продолжателем своего дела. Из нас, троих детей, я была, пожалуй, наиболее к этому приспособлена». Наверное, от него по наследству перешла к дочери способность сочетать творчество с точными науками. Сергей Федорович писал стихи и играл на скрипке.

Окончив физико-математический факультет, в 1935 г. переехала в Москву. Работала в Военно-воздушной академии (ВВИА) им. Н. Е. Жуковского (1935—68), в Московском институте инженеров транспорта (1968—86); занималась прикладной математикой. В математике ею был выбран раздел наиболее поэтический – теория вероятностей. Круг ее исследований, научной и педагогической деятельности был огромен: повышение точности воздушной стрельбы и бомбометания, совершенствование способов пристрелки авиационного вооружения, оценка эффективности различных видов вооружения, стрельба по летящим объектам, тактика воздушного боя, способы организации средств ПВО.

ntjhbzdthИз воспоминаний ученика Е. С. Вентцель инженера Виктора Гастелло, корреспондента газеты «Щит и меч», сына легендарного летчика:

«У нее была своеобразная манера преподносить учебный материал. Мы называли это пикированием. Она постоянно держала аудиторию в напряжении. Например, объясняя один из разделов теории вероятностей, говорила так: представьте, что в аудитории сидит сотня обезьян (а нас, слушателей, была примерно сотня), все они хаотично стучат по клавиатуре. Насколько вероятно, что они напишут Большую Советскую Энциклопедию?»

Наибольшую известность Е. С. Вентцель принесла её книга «Теория вероятностей», и по сей день остающаяся непревзойденным руководством для инженеров и студентов. После нескольких внутренних изданий ВВИА в 1958 году эта книга была выпущена «Физматгизом» и стала доступна широкому кругу читателей. С тех пор на русском языке регулярно выходят переиздания этого замечательного учебника. Книга была переведена на немецкий, польский, французский, испанский и английский языки.

После выхода в свет первого издания «Теории вероятностей» в ВВИА потянулся поток инженеров для консультаций по приложениям теории вероятностей в конкретных инженерных задачах. Общее мнение инженерно-технической общественности прекрасно выражено в частном письме военно-морского инженера Н. В. Лапцевича: «Они принадлежат к тем, к сожалению, очень редким шедеврам, прорабатывая которые испытываешь не натужные усилия вникнуть в смысл прочитанного, а радость узнавания и чувство благодарности автору… Именно Елене Сергеевне я обязан тем, пусть немногим, чем я владею в этих областях».

Но не только наукой и преподаванием жила Е. С. Вентцель. Лишь ближайшие родственники и самые верные друзья знали, что Елена Сергеевна пишет не только для стенгазеты, но и «для внутреннего пользования». Уже в начале шестидесятых друзья читали рассказы «Хозяева жизни», «Под фонарем», роман «Свежо предание». Сама она вспоминает об этом так: «В нашей семье традиционным был интерес к литературе, все мы что-то писали. Писать я начала очень рано, печататься – поздно. …внешне я была прирожденным математиком. А внутренне я больше тянулась к литературе. Так и сложилась моя дальнейшая жизнь – между математикой и литературой».  

Весной 1961 года была написана повесть «За проходной». Об истории первой художественной публикации Е. С. рассказывает филолог Александра Александровна Раскина, жена сына Елены Сергеевны: «Е. С. [эту повесть] написала специально для мамы [Ф. А. Вигдоровой], что называется, для внутреннего пользования, чтобы мама познакомилась с ее, Елены Сергеевны, средой, с ее любимыми научными работниками, технарями… Мама рассказ Анне Самойловне Берзер отнесла, той понравилось, в нужный момент она его Твардовскому подсунула, и ему тоже понравилось… Когда «За проходной» собрался Твардовский печатать, встал вопрос о псевдониме. Елена Сергеевна с самого начала решила жестко разграничить эти две свои ипостаси — писателя и ученого. Сидели дома, в столовой, и всей семьей ломали голову над этой проблемой. Шли от имени Елена. Еленина? Еленская? Таня Вентцель вспомнила троянскую Елену и говорит: Елена Грекова? И тут-то Е. С. вдруг воскликнула: «Игрeкова!» И сразу стало ясно, что так тому и быть». (А.А. Раскина «Моя свекровь»). В 1962 году в журнале «Новый мир» появилась повесть, подписанная «И. Грекова». Под этим псевдонимом были опубликованы все художественные произведения Елены Сергеевны и ряд публицистических статей. Характерная черта стиля писательницы – реалистическое описание жизни, драматизм, порой трагизм в сочетании с юмористическим тоном повествования.

Повесть «За проходной» Елена Сергеевна написала на волне спора о «физиках и лириках» между писателем Эренбургом и инженером Полетаевым, захватившего чуть не всю страну. И. Грекова, хотя уже и выходила вyfbcgsnfybz «лирики», душой была с «физиками» и хотела показать их с лучшей стороны: такими, какими она их от всего сердца любила. И вот она, когда повесть была напечатана, послала её Эренбургу с надписью по-латыни: «Audiatur et altera pars» – Пусть будет выслушана и другая сторона.

В 1966 году вышел сборник рассказов И. Грековой «Под фонарем», в этом же году ее приняли в Союз писателей. А через год в «Новом мире» была опубликована ее повесть «На испытаниях». Местом действия был хорошо знакомый Елене Сергеевне испытательный полигон, а прототипами ряда персонажей — очень дорогие Елене Сергеевне люди. Написана повесть со всем блеском русского реализма. Читателей она захватила, особенно тех, кто был знаком с военным бытом начала пятидесятых. Однако какому-то по сей день неизвестному высокопоставленному чиновнику, скорее всего от идеологии, повесть не понравилась. И началась заведенная еще со сталинских времен проработочная. Вышло в общей сложности более 20 «ругательных статей», как подсчитала сама Елена Сергеевна. Это были разгромные рецензии с обвинениями в идейной порочности, художественной слабости, в клевете на вооруженные силы и даже на русский народ.

И. Грекову перестали печатать. Естественно, Елена Сергеевна не бросала занятий наукой. Список научных трудов Е. С. Вентцель насчитывает около семидесяти открытых и шестидесяти закрытых работ, общий объем которых приближается к трем сотням печатных листов.

Когда у нее спрашивали, как же она все успевает, отвечала: «Очень просто: не успеваю». Практически все свои произведения Елена Сергеевна написала в отпускное время. Она всегда помногу работала над рукописями. Многократно (по 8-10 раз) переписывала сделанное от руки, «добиваясь согласия, - как выразилась она сама, - с внутренним камертоном». И только окончательно готовый вариант перепечатывала на машинке.

Несмотря на то что с 1966 по 1980 год в СССР не вышло ни одного отдельного издания произведений И. Грековой. В эти годы были написаны «Маленький Гарусов», «Вдовий пароход», «Хозяйка гостиницы», «Кафедра».

Грекова, И. Вдовий пароход : Избр. - М. : Текст, 1998. - 351с. - (Текст) (Классика XX в.). - ISBN 5-7516-0125-4

Вдовий пароход – коммунальная квартира, где в каждой комнате по женщине, потерявшей как минимум мужа, и хорошо если только его. Четыре непростые женщины, очень разные, совершенно одинокие и Анфиса, вернувшаяся в этот скорбный дом с войны с прижитым на стороне ребенком и мужем, от которого уже несколько лет нет вестей. Жив? Да вряд ли, 4 года после войны прошло, а так ничего и не слышно. Вот так и живут, 4 официальные вдовы и одна фактическая. 5 женщин и мальчик, донельзя залюбленный, избалованный вниманием мальчик, привыкший к поклонению. Мальчик, потихоньку становящийся мужчиной, залюбленным, избалованным и невероятно злым мальчиком в котором нет ни души, ни сердца.

Грекова, И. Хозяйка гостиницы : роман / И. Грекова. - Москва : АСТ : Астрель, 2011. - 316, [1] с. - (Проза: женский род). - ISBN 978-5-17-071535-0 (АСТ). - ISBN 978-5-271-32633-2 (Астрель)

Благословите женщину! Восемнадцати лет Верочка Бутова уехала за мужем-офицером из дома матери — в степи, на границу, пережила с ним страшные 30-е годы, воспитала его сына, дождалась с войны, стала украшением ранней старости... Светясь добротой, она всю жизнь, не задумываясь, отдавала людям. Волнующее повествование о простой светлой русской женщине, одной из тех, на которых держится мир. В начале XXI века Станислав Говорухин снял фильм по роману.

uhtrrjk1

Грекова, И. Кафедра : повести. - М. : Советский писатель, 1983. - 542 с.

Взгляд изнутри на жизнь преподавательского состава одной из кафедр. То как видят студенческие прогулы и пересдачи педагоги. То как коллектив изменяется с приходом другой «власти». То как сложно порой находиться в научном обществе и отстаивать свое авторство. Это прекрасный образец по-настоящему интересного производственного романа. Романа о науке и жизни.

Все эти произведения – остроконфликтны, в них выражено гневное осуждение невежд и бюрократов, системы насилия, воспеты страстные, увлечённые своим делом честные учёные и изобретатели.

Обычно толчком к созданию ее произведений были реальные события и человеческие судьбы. Но ситуации, описанные И. Грековой, настолько жизненны и типичны, что многим кажется — именно в его городе, среди его знакомых произошла эта история. Часто сотрудники разных организаций с жаром доказывали, что именно у них работают прототипы и именно у них имели место описываемые события.

cdtjghtlfybtПосле ухода с работы Елена Сергеевна почти целиком посвятила себя литературе и публицистике. Был написан роман «Пороги», повести «Фазан» и «Перелом», изданы пять сборников произведений И. Грековой, напечатаны большие публицистические статьи в «Литературной газете», «Московских новостях», «Литературном обозрении» и других изданиях.

Грекова, И. Пороги : роман, повести / [худож. А. Мешков]. - М. : Советский писатель, 1986.

Мы часто перешагиваем пороги, за которыми нас ждет что-то новое, неизведанное...
В НИИ приходит устраиваться на работу один человек с нелегкой судьбой. Угрюмый нелюдимый человек... И кого первым заподозрить, когда на отдел, в котором он работает, начинаютgjhjub сыпаться анонимки? Конечно он - первый подозреваемый. Автор с математической точностью описала повседневную жизнь на примере одного из отделов научно-исследовательского института, красочно, и в то же время реалистично, показав кипевшие в нем производственные и личные страсти, взаимоотношения между различными категориями его сотрудников.

Роман И. Грековой «Свежо предание» был опубликован лишь в 1995 г., сначала в США, затем в России. Это классический роман воспитания. Главный герой - Константин Левин, из семьи тех, что «делали революцию», а потом прошли все испытания, выпавшие на долю человека в XX веке. Читатель видит всю жизнь Константина Левина, от момента знакомства его будущих родителей, до самой его смерти. Такие события как революция, война, блокада Ленинграда, громкие политические процессы набросаны здесь несколькими страничками, в общих чертах. Они здесь представлены лишь потому, что являются фактором, серьезно влияющим на жизнь героя.
Написанная, как всегда у И. Грековой, увлекательно, прозрачно, сильно, сага о Левиных поражает абсолютным бесстрашием и мудрой человечностью.

Не скрывая от читателя весь трагизм человеческой жизни вообще, а в России ХХ века в особенности, Елена Сергеевна оставила блестящие образцы благородства, достоинства и юмора. В произведениях И. Грековой есть именно то, что так важно сохранить для последующих поколений.

В статье «Памяти Е. С. Вентцель» Д. В. Кузьмин писал: «И есть еще литература, которой по плечу особая миссия: свидетельствовать о своем времени и о людях, которые составляют его соль. Место этой литературы может показаться скромным — но страшно подумать, какая могла бы на ее месте быть пустота. Спасибо, Елена Сергеевна, что это место не осталось пустым» («Русская мысль», 2002, № 4406, 25 апреля).

Хорошо, что книги И. Грековой появляются в книжных магазинах в разделах современной классики и исчезают с этих полок так же быстро, как и учебники Е. С. Вентцель. «Гармоническое сочетание литературы и точных наук, безупречный профессионализм и такое же безупречное чутье на фальшь в слове и решении задач – вот фирменная марка этого человека» – слова признательности от «Независимой газеты», 2002, 19 апреля.

Со всеми представленными в обзоре книгами вы можете познакомиться в отделе абонемента.

Светлана  Галактионова,

заведующая отделом абонемента

 

Информация 12+
Свидетельство о регистрации средства массовой информации: Эл № ФС77−53556 от 4 апреля 2013 года выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
Учредитель, редакция При использовании материалов прямая ссылка на сайт pskovlib.ru обязательна.
Контакты Адрес
Культура. Гранты России. Общероссийская база конкурсов и грантов в области культуры и искусства. Российская библиотечная ассоциация Министерство культуры Российской Федерации Президентская библиотека им. Б.Н. Ельцина Портал Культура.рф АРБИКОН КОРБИС «Тверь и партнеры» Центр «ЛИБНЕТ» – базы данных в свободном доступе НФ «Пушкинская библиотека» Национальный информационно-библиотечный центр ЛИБНЕТ Межрегиональный центр библиотечного сотрудничества Книжные памятники Российской Федерации Центральные библиотеки субъектов РФ Государственный Интернет-Сайт правовой информации Официальный сайт Российской Федерации для размещения информации об учреждениях Россия начинается здесь! Псковская область Российское военно-историческое общество Псковский областной центр народного творчества Год памяти и славы 2020