Выпей чайку – забудешь тоску!

   Приятного чаепития!

Поговорим о самоварах. Некоторые ещё помнят их у бабушек и дедушек, такие старые, медные, пыльные. Я вот, к сожалению, застала лишь электрические, да и тот, который остался с советских времён. Чтобы сидеть и пить чаёк по-семейному, как в былые времена... (вот только верится в это с трудом, потому как отказаться от удобства пользоваться электрочайником вряд ли получится. Ведь с ним раз - и готово!)

Что такое самовар?  - Самовар является одним из символов России. В толковом словаре живого великорусского языка В.И. Даля сказано: "Самовар - водогрейный для чаю сосуд, медный с трубою и жаровнею внутри".

                                    Глухая тоска без причины
                                    И дум неотвязный угар.
                                    Давай-ка наколем лучины –
                                    Раздуем себе самовар!
                                    За верность старинному чину,
                                    За то, чтобы жить не спеша!
                                    Авось, и распарит кручину
                                    Хлебнувшая чаю душа...

Александр Блок  

В чём заключается притягательная сила самовара, можно понять, только поняв особенности русской традиции - чаепития. Общеизвестно, что чай пришёл в Россию в середине 17 века с Востока и вначале употреблялся как лекарство. ОТ ЧАЯ ПЬЯН НЕ БУДЕШЬ.  Это не означает, что до этого Россия пила только водку. Крепкие напитки были в России в почёте, её жители варили брагу, сбитень. Но и чай также был свой: из листьев, плодов, кореньев трав, в огромном ассортименте собираемых, высушиваемых и заготавливаемых для различного назначения - лечебных и тонизирующих. Например, в качестве заварки использовались соцветия иван-чая, листья вишни, мяты, смородины и т.д. Но, самое главное, новое, что пришло с Востока вместе с чаем как заваркой - это особое ритуальное действие, своего рода праздник. Причина популярности чая была в самой церемонии, правда, адаптированной к психологии русского человека.

В 1638 году русский посол Стариков привёз от монгольского хана в подарок государю Московскому Михаилу Федоровичу четыре пуда чая. Поначалу терпкий и горький напиток не понравился царю и боярам. Однако было замечено, что он «отвращает от сна» во время долгих церковных служб и утомительного сидения в Думе боярской. Когда весь запас дареного чая был выпит и вкус его уже стали забывать при московском дворе, вновь свою роль сыграли дипломаты: посол наш — грек Сапфарий — привёз чай из Китая. Теперь уже чай встретили в Москве, как старого знакомого, и в 1679 году был заключён с Китаем договор о поставках в Россию сушёной китайской травы. Потянулись по Кяхтинскому тракту караваны с чаем от Великой Китайской стены к стенам Московского Кремля.

Мы за чаем – не скучаем

Смеркалось. На столе, блистая
Шипел вечерний самовар,
Китайский чайник нагревая,
Под ним клубился лёгкий пар…

Разлитый Ольгиной рукою,
По чашкам тёмною струею
Уже душистый чай бежал,
И сливки мальчик подавал…

А. Пушкин 

 

Чай пьёшь – до ста лет доживёшь 

Формы и размеры самоваров обусловливались не только представлением о красоте, но и стремлением к удобству. Так, дорожные самовары были небольшими, в виде куба или многогранника. Изогнутые ножки были съемными. Такой предмет хорошо помещался в дорожном сундуке. Формы самоваров варьировались и в зависимости от той среды, где использовалось изделие. Украшенные для богатых домов, простые для простонародья и мещанства.

            Забавно, но такой житейский предмет становился героем поэтического вдохновения и воспевания. П.А. Вяземский написал оду «Самовар» (1838):
          Где ж самовар родной, семейный наш очаг,
          Семейный наш алтарь, ковчег домашних благ?
          В нем льются и кипят всех наших дней преданья,
          В нем русской старины живут воспоминанья…

И впрямь. За самоваром велись душевные беседы, важные разговоры. Составлялись своего рода кружки единомышленников. За чаем отогревалась душа, мысли приходили в порядок.

А.С. Пушкин упоминает в своих сочинениях самовар 16 раз. Изящно необычайно в «Евгении Онегине»:

          Смеркалось; на столе блистая,
          Шипел вечерний самовар,
          Китайский чайник нагревая…

Проходят годы. То, что еще недавно было обычным домашним предметом, обретает флёр антикварности, начинает «говорить» языком истории. Но бывают периоды времен, очень неблагоприятные для вещей, хотя по прошествии лет эти вещи обретут музейную ценность. Так, выбрасывались в буквальном смысле слова на свалку предметы мебели, быта, люстры, живописные полотна… И в этот неблагоприятный период велика заслуга коллекционера – собирателя, чувствующего «душу» предмета. Именно восприятие «души» предметов, жалость к старым видам положила начало многим собраниям.

15 августа  2008 года в музее-усадьбе "Тригорское" прошёл фестиваль "Чайная беседка". В Государственном мемориальном музее-заповеднике А. С. Пушкина "Михайловское", в ходе фестиваля открылась выставка коллекции самоваров из собрания директора музея (1945-1989 года) Семёна Гейченко. Чайная традиция продолжилась в «чайном храме» на веранде дома С.С. Гейченко, директора Пушкинского Заповедника (1945-1989), где на полках выстроились сотни полторы самоваров. Гостям представлялся рескрипт «о чайном питии повсеместно», подписанный «Авраамом Петровым» и подтвержденный «подканцеляристом Семеном Енчиковым ». А те, кто бывал в этом «чайном храме», часто оказывались свидетелями простого чуда рождения очередной истории Семена Степановича, которую потом находили в последующем издании книги «У Лукоморья».

 

Небольшая  любопытная классификация самоваров сделана С.С. Гейченко:

• Каждодневные (из людских комнат)
• Парадные
• Дорожные («Погребец с чайным прибором» - «Капитанская дочка», глава 1)
• Семейные
• Для одиноких (солитер); для двоих (тет-а-тет)
• Трактирные
• Монастырские (до 10 ведер)
• Самовары-кухни (для супа, каши)
• Солдатские (были только у немцев)

Взять, к примеру, самовар в виде «банки». Он, пожалуй, был самым распространенным в начале XX века, потому что прост в производстве. Популярны изделия определенных фабрик и мастерских. Так, баташевские самовары были чрезвычайно расхожи. Поэтому часто ставилась марка с именем кого-либо из Баташевых поддельная.

Самовары, преимущественно конца XIX – начала XX века, украшались медалями выставок. Так сложилось, отчасти, и собрание самоваров С.С. Гейченко. Дадим слово ему самому:

     «Годков это 15 тому назад ехал я в один колхоз читать лекции и, вдруг, увидел на дороге грузовик, наполненный самоварами разными. Их везли в утиль, собрали по селам и деревням нашего района.

      Я вещевед, музейный работник и для меня всякая старая вещь – кусок овеществленной жизни нашего народа...».

В бумагах Семена Степановича хранятся любопытные документы – это чеки на приобретение металла (а на самом деле самоваров) в пушкиногорском утиль – складе. Однако были и благоприятные события в жизни самоваров.

Интерес к этому в общем-то чудесному предмету всколыхнула «Выставка самоваров и вывесок в Русском музее». (1969, Ленинград). И еще одно событие стоит упомянуть - Олимпиаду 1980 года в Москве, во время которой стал очень популярен самовар – сувенир.

Семен Степанович Гейченко для многих, кто знал его и кто бывал в Пушкинском заповеднике, был Хранителем с большой буквы, берегущем память о поэте, берегущем Пушкиных – Ганнибалов родовое гнездо.

Семена Степановича многие любили, восхищались им, стремились сделать для него отрадное. Эти люди были представителями разных профессий, разных возрастов, культур. И они радовали Хранителя своими «самоварными» дарами, сопровождая дар письмом.

Вот какие письма получил он (и это лишь часть).         

Семену Степановичу Гейченко

                                                    Сосуд священный русский сей!
                                                    Ведь даже Пушкин сам недаром
                                                    Со старой нянею своей
                                                    Любил сидеть за самоваром.
                                                    Хранитель сих священных мест,
                                                    Пусть Ваше сердце пышет жаром
                                                    На все 700 гектар окрест
                                                    Как Вы кипящим самоваром.
                                                    И мы, поклонники страстей,
                                                    Явились к Вам со скромным даром
                                                    И, право, славным самоваром
                                                    Приветствуют Вас в праздник сей!

Любящие Вас ИМЛИйцы (сотрудники
Института Мировой Литературы).
Лето 1977 мая первого дня.
Дар – пять старых самоваров.

Будучи в старом Московском цирке 10 декабря 1984 г., от директора его, артиста Ю. Никулина получил в подарок старинный самовар»…

И, наконец: Дар доброго друга М.А. Дудина, и надпись:
          В одиночку не скучай
          И не бегай по воду.
          Пей, Семен Степаныч, чай
          По любому поводу.

Т.С. Гейченко

ФГУК «Государственный мемориальный историко-литературный и природно-ландшафтный музей-заповедник А.С. Пушкина «Михайловское»
181370, Псковская обл., Пушкиногорский р-н, сельцо Михайловское
Тел./факс (81146) 2-23-21, 2-19-50, 2-25-60
Тел.: (81146) 2-26-09, 2-17-62
E-mail: pgmuseum@ellink.ru
Сайт: http://pushkin.ellink.ru 
 

Материал подготовила: Пономаренко Е. Б.

Культура. Гранты России. Общероссийская база конкурсов и грантов в области культуры и искусства. Российская библиотечная ассоциация Министерство культуры Российской Федерации Президентская библиотека им. Б.Н. Ельцина Портал Культура.рф АРБИКОН КОРБИС «Тверь и партнеры» Центр «ЛИБНЕТ» – базы данных в свободном доступе НФ «Пушкинская библиотека» Национальный информационно-библиотечный центр ЛИБНЕТ Межрегиональный центр библиотечного сотрудничества Книжные памятники Российской Федерации Центральные библиотеки субъектов РФ Государственный Интернет-Сайт правовой информации Официальный сайт Российской Федерации для размещения информации об учреждениях Россия начинается здесь! Псковская область Российское военно-историческое общество Псковский областной центр народного творчества Год памяти и славы 2020