Велосипед – одно из самых удивительных изобретений человечества. Легенды о нём известны еще со времён Леонардо да Винчи, когда люди только мечтали о быстром передвижении. Но со времени появления первого велосипеда его конструкция принципиальных обновлений не претерпела.

Далекими предками современных велосипедов являются двухколесные деревянные самокаты. Когда они появились, доподлинно неизвестно. Но уже на древних фресках мы можем увидеть их изображения. 1761 годом датируется первое упоминание об изготовлении транспортного средства, позволявшего передвигаться верхом и отталкиваясь от земли ногами. Деревянный самокат был изготовлен германским каретным мастером М. Касслером. «Селярифер», устройство которого было очень похоже на самокат Касслера, в 1791 году создал граф де Сиврак. Но доверять этим данным не стоит, так как они весьма противоречивы, и не исключено, что являются обычной легендой.

Скорее всего, не соответствует действительности и история крепостного Артамонова, которому приписывают создание велосипеда приблизительно в 1800 году. Согласно легенде, Артамонов не только сконструировал двухколесного «коня», но и успешно преодолел на нем нешуточное расстояние (более 2000 верст) от родного села Верхотурье, что на Урале, до столицы. Так что Артамонов, если верить сказанию, совершил первый в истории велопробег. За такое ценное изобретение крепостному и его семье якобы дали «вольную». На артамоновский велосипед сейчас можно полюбоваться в одном из нижнетагильских музеев. Но появился он на свет не в 1800 году, а на 70 лет позже. Это показал проведенный учеными химический анализ железа. Вероятнее всего, мифический «Артамонов» - это реально живший изобретатель Е. Г. Кузнецов-Жванецкий, тоже, кстати, бывший крепостным, которому, вместе с его племянником по имени Артамон, даровали свободу в начале XIX века. Но вовсе не за велосипед. Кузнецов-Жванецкий изобрёл дрожки с музыкальным органом и измерителем расстояния.

велосипед

Намного более заслуживающие доверия источники описывают созданную в 1808 году в Париже «тележку Бланшера», один из многих прототипов современного велосипеда, по сути, отдалённо напоминавшим самокат. Колесо в подобных «тележках» не управлялось, соответственно, двигаться они могли только по прямой.

Безусловно, велосипед не мог быть плодом усилий лишь одного человека. Множество изобретений и идей, начиная с конца XVIII века, создавали предпосылки для его появления. Пожалуй, создание велосипеда, каким мы его знаем, осуществлялось в три этапа. Первый двухколесный самокат появился в 1817 году в Германии. Его создатель, профессор барон Карл фон Дрез, живший в Карлсруэ, назвал свое детище «машиной для ходьбы». Изобретение было оснащено рулём, прикреплённым к деревянной раме, и напоминало велосипед, только без педалей. Назвали чудо техники по имени его автора, словом «дрезина», которое и сегодня можно услышать в русской речи.

Следующий весомый вклад в эволюцию велосипеда внес шотландский кузнец Киркпатрик Макмиллан. Он усовершенствовал дрезину, добавив такие привычные сегодня детали, как ножные педали и седло. Пожалуй, именно этого жителя маленькой деревушки на юге Шотландии можно назвать человеком, создавшим первый велосипед. Заднее колесо толкалось педалями, которые крепились металлическими стержнями и работали по принципу шатунов. Руль поворачивал переднее колесо, ездок располагался между двух колес. К сожалению, время популярности велосипеда тогда еще не пришло, и изобретение Макмиллана осталось практически незамеченным.

Надувная шина, прототип современных камер, была запатентована в середине XIX века англичанином по фамилии Томпсон. Впрочем, из-за технического несовершенства изобретение также осталось без внимания общественности.

После изобретения Макмиллана, следующим этапом развития велосипеда можно считать велосипед Пьера Лалмана, девятнадцатилетнего французского мастера, изготовлявшего детские коляски. Сначала, в 1862 году он увидел «денди-хорс» и попробовал оснастить его педалями, которые, в отличие от педалей Макмиллана, о котором Лалман ничего не знал, нужно было не толкать, а крутить. Еще через год в Париже, куда переехал Пьер, он собрал велосипед, уже напоминавший те, к которым мы привыкли. К счастью, это изобретение не осталось незамеченным – его по достоинству оценил известный каретный инженер Пьер Мишо и крупные промышленники братья Оливье. «Денди-хорсы» с педалями начали выпускать серийно.

велосипедПринято считать, что человеком, предложившим сделать раму велосипеда металлической и дать устройству название «велосипед», был именно инженер Мишо. Однако первым запатентовал изобретение именно Пьер Лалман, который в 1866 году отправился за океан. Поэтому фактическим «отцом» велосипеда считается именно он.

Самым значительным этапом развития велотехники стало создание относительно безопасного велосипеда с двумя идентичными колесами небольшого диаметра. Первый велосипед с приводом на заднее колесо, названный «Летучим голландцем», был изобретён в 1870-х годах англичанином Г. Бейтсом из Кройдена. Уже в 1879 году привод со шкивами и шнуром, использовавшийся в модели Бейтса, был заменён цепным приводом. Запатентовал изобретение, названное «Байсиклеттом», Г. Лоусон.

Цепной привод на заднее колесо использовался и в безопасном велосипеде «Ровер», выпущенном в 1885 году инженерами Дж. Старли и В. Саттоном. Он был оснащен двумя одинаковыми колесами диаметром по760 мм. Примерно тогда же был создан безопасный велосипед «Уиппет» конструкции Ч. Линли и Дж. Биггса. Отличался он рамой, которая имела форму ромба, то есть такую, которая позже стала самой распространённой, крепко зафиксированным седлом, педалями и рулем. Для смягчений неровностей дороги рама даже была оснащена двумя пружинами. Именно пружины принесли «Уиппету» большую популярность до тех пор, пока Дж. Данполом не были разработаны надувные пневматические шины, которые появились в 1889 году.

Следующее десятилетие принесло немало открытий – шарикоподшипники, которые уменьшали трение между движущимися частями, переход к конвейерной сборке, использование стальных труб при создании рамы, колёсные втулки с двумя и тремя скоростями, педальный тормоз и устройство, переключающее скорости цепного привода.

На этом эволюция велосипеда, естественно, не завершилась, она продолжилась во второй половине 20 века – технический прогресс не стоит на месте, на смену устаревшим материалам пришли новые. В 1974 году стали серийно производить титановые рамы, еще через год – углепластиковые. В 90-х годах приобрели популярность индексные системы переключения скоростей.

В XX веке велосипед то выходил из моды, то снова оказывался на её пике. Так, в начале века во многих странах интерес к велосипедам пропал из-за бурного распространения автотранспорта. Велосипед не считали полноценным участником дорожного движения не только со стороны водителей: даже инспекторы дорожного движения относились к людям на двухколесном транспорте, как к помехе на дороге. Новый виток популярности велосипеда пришёлся на начало XXI века, когда в развитых странах осознали важность здорового образа жизни и серьёзность проблем экологии.

Советуем прочитать

 

Книга И. Гуревича "Велосипед и путешествия". Эта книга содержит в себе самую актуальную и полезную информацию, касающуюся велосипедов. Если у вас еще нет «двухколёсного друга», то данная книга поможет с выбором велосипеда и расскажет всё о подводных камнях, с которыми вы столкнётесь при покупке как нового, так и бывшего в употреблении велосипеда. Также вы узнаете о том, какие виды современных велосипедов представлены в специализированных магазинах, что позволит подобрать оптимальный вариант для велопрогулок или занятий велосипедным спортом. Для тех, кто уже не первый год катается на велосипеде, в книге представлен большой объём информации, который позволит проводить ремонтные и профилактические работы для того, чтобы безопасно и с удовольствием кататься на правильно отрегулированном велосипеде. В книге описаны основные принципы вождения велосипедов, что позволит избежать травм и неприятных ситуаций. Помимо этого, в книге вы найдете выдержки из правил дорожного движения, которые касаются вождения велосипедов в городских условиях в потоке транспорта. В книге вы найдете также и иллюстрации, что позволит вам наглядно усваивать ту или иную информацию.

 

 

 

Книга А. Булгакова "Велосипедный туризм – это фундаментальный труд о принципах велотуризма, будь то небольшие прогулки и экскурсии или сложные велосипедные путешествия. В ней рассмотрены основные вопросы организации и проведения велопоходов: как лучше их подготовить и как лучше подготовиться к ним самому.

 

 

 

 

 

 

 

Книга И. Гуревича "Cовременный велосипед"  расскажет нам о наиболее популярных видах современных велосипедов. Благодаря Юрию Разину, главный раздел книги – технический, не только описывает рамы или переключатели, но и даёт некоторую теорию вопроса. Для чего? Модели велосипедов год от года сменяются, но, поняв общие принципы, вы сможете самостоятельно анализировать незнакомые ранее конструкции. Кроме раздела, посвящённого технике, есть глава о приёмах катания, о видах велосипедных соревнований: кросс кантри, велоориентирование, веломарафоны. Конечно же, с советами для новичков и информацией о тренировочном процессе. Авторы постарались сделать книгу близкой к реальной жизни, они считают, что начинающие байкеры смогут узнать из нее всё необходимое на первом году своей байкерской жизни. В тоже время, многие «продвинутые» велосипедисты смогут лучше понять теорию велосипеда.

 

 

 

 

Книга "Моё возвращение к жизни. Не только о велоспорте" Ленса Армстронга посвящена великому человеку, который стал таковым, «родясь заново». Это книга о важности позитивного мышления и настроя на борьбу в любой ситуации. Это книга о том, что поражения - не беды, а благоприятные возможности. "Слишком многие спортсмены живут так, словно мировые проблемы их совершенно не касаются. Наше богатство, узость интересов и элитарность изолируют нас от общества. Но одна из форм служения спортсменов обществу, оправдывающая их существование,- менять представление о человеческих возможностях. 

Решаем вместе
Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!
Информация 12+
Свидетельство о регистрации средства массовой информации: Эл № ФС77−53556 от 4 апреля 2013 года выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
Учредитель, редакция При использовании материалов прямая ссылка на сайт pskovlib.ru обязательна. Информационная безопасность: как не поддаться на уловки кибермошенников
Контакты Адрес
Официальный интернет-ресурс для информирования о социально-экономической ситуации в России. Культура. Гранты России. Общероссийская база конкурсов и грантов в области культуры и искусства. Российская библиотечная ассоциация Министерство культуры Российской Федерации Президентская библиотека им. Б.Н. Ельцина Портал Культура.рф АРБИКОН КОРБИС «Тверь и партнеры» Центр «ЛИБНЕТ» – базы данных в свободном доступе НФ «Пушкинская библиотека» Национальный информационно-библиотечный центр ЛИБНЕТ Межрегиональный центр библиотечного сотрудничества Книжные памятники Российской Федерации Центральные библиотеки субъектов РФ Официальный сайт Российской Федерации для размещения информации об учреждениях Официальный сайт Комитета по культуре Псковской области Псковская область Российское военно-историческое общество