поиск по базам библиотеки  поиск по сайту





Личный кабинет



Электронная библиотека "Псковиана"
Национальная электронная библиотека
Проект Библиородина
Национальная электронная детская библиотека

Календарь событий

Скоро в библиотеке

Коммерческое судопроизводство на Псковской земле
Коммерческое судопроизводство на Псковской земле
Финист Ясный Сокол и прочие местные чудеса
Финист Ясный Сокол и прочие местные чудеса
Иванов В.Н. Шахницы: история деревни
Иванов В.Н. Шахницы: история деревни

Тематические сайты

Псковский край
Библиотечный портал Псковской области
Региональный центр чтения
Книжные памятники Псковской области
Главная Старые категории Проекты и программы

Национальные духовные ценности. Классика

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.


Уважаемые библиотекари!


Предлагаемая программа «Национальные духовные ценности. Классика» многолетняя, рассчитана до 2014 года, что позволит ре­шать долговременные задачи и строить работу с привлечением широ­кого круга заинтересованных организаций: школ, домов культуры, музеев, музыкальных школ, прессы и др.


Тематика программы созвучна той большой работе, которая сей­час проводится в стране и в нашей области по продвижению книги и чтения, возрождению духов­ного наследия.


Предложенные мероприятия планируйте проводить с ориентиром не только на детскую и юношескую аудиторию, но и со взрослым на­селением. При работе с программой сами выбирайте путь ее реали­зации и сроки. Можно работать по разделам, например, в первый год — Фольклор, второй — Древнерусская литература и т. д.; или ежегодно — часть мероприятий из раздела Фольклор, часть из раздела Древнерусская литература и т. д.


Обращаем внимание, что работа по программе должна строиться целенаправленно, т. е. в комплексе, не берите из нее в план работы библиотеки отдельные мероприятия. Только тогда Вы сможете дос­тичь тех целей и конечных результатов, которые перед Вами по­ставлены.


«НАЦИОНАЛЬНЫЕ ДУХОВНЫЕ ЦЕННОСТИ.


КЛАССИКА».


ПРОГРАММА



Наименование программы: «Национальные духовные ценности. Классика».


Разработчик программы: Уралова А. Г., главный библиотекарь отдела координации деятельности библиотек области Псковской ОУНБ


Исполнители: Муниципальные библиотеки области.


Сроки выполнения программы: 2009−2014гг.



Цели:




  • Содействовать продвижению чтения лучших образцов русской классики, привлекать к чтению население различных социальных групп и возрастов;




  • развивать культуру чтения классической литературы, творческого воображения через библиотечные формы работы;




  • формировать круг чтения, воспитывать художественный вкус, умение лучше ориентироваться в потоке художественной литературы.





Основные задачи:



  • приобщение читателей к лучшим достижениям отечественной культуры и литературы;

  • расширение представлений о богатстве, своеобразии, основных этапах развития классической литературы;

  • воспитание патриотизма, гражданственности, уважения к на­циональным традициям;

  • приобщение читателей к миру прекрасного, формирование эстетических идеалов, создание комфортных условий для развития и проявления творческих способностей;

  • расширение кругозора, воспитание культуры чтения;


  • вовлечение в процесс чтения для формирования полноценной и духовно богатой личности;




  • воспитание нравственных норм поведения посредством книги у различных групп пользователей;




  • внедрение нестандартных форм приобщения к книге с использованием современных технологий;




Ожидаемые конечные результаты:



  • продвижение чтения как фактора развития личности;



  • возрождение интереса к классике, новое ее прочтение;


  • создание комфортной среды для общения и духовно-нравственного развития читателей; распространение знаний по классической литературе;




  • воспитание привычки читать как важной жизненной потребности;




  • совершенствование организации библиотечного обслуживания населения;




  • активизация библиотечного фонда;




  • создание банка данных по теме «Национальные духовные ценности. Классика»;




  • совершенствование культуры книжных выставок




  • расширение кругозора библиотекарей.





Система контроля за выполнением программы: годовые отчеты ЦБС области о работе по программе в ПОУНБ.


Обоснование программы.


Наступил XXI век. За две тысячи лет русская культура на­копила огромные духовные ценности, которые занимают важнейшее место в жизни любого народа. Интерес к истокам отечественной культуры ведет к познанию и сохранению ее сокровищ. По мнению академика Д. С. Лихачева, если и есть вечное в духовной области, то это красота и нравственность. Эти черты всегда были присущи и классическим произведениям русской культуры.


Не утрачена красота многих русских былин, народных лирических песен; к классике относятся и «Слово о полку Игореве „, и поэзия Пушкина, Лермонтова, Баратынского, Некрасова, Фета, Блока, проза того же Пушкина, Лермонтова, Л. Толстого, Достоевского, Чехова, Булгакова; музыкальные произведения, живопись.


Классика — это то, что остается постоянным в мире культурных традиций, продолжает участвовать в жизни культуры. Классические произведения — это те, что прошли испытание временем, те, что остались современными и для нас.


Знание произведений русской классики, умение ценить их досто­инства, чувствовать их внутреннюю красоту и совершенство явля­ются одним из обязательных условий образованности. В возрож­дении интереса к классике, духовном развитии личности не последняя роль принадлежит и библиотекам.


В целях содействия интеллектуальному, эстетическому развитию читателей, расширения их кругозора и разработана программа „Наци­ональные духовные ценности. Классика“.


Эта программа может быть включена в комплексную программу развития и сохранения культуры как один из ее блоков.



Пути реализации программы:


I. Маркетинговая деятельность.


II. Организация работы с книжным фондом.


III.Информационно-библиографическая работа.


IV. Методическое обеспечение.


V.Основные мероприятия по реализации программы.


VI.Материально-финансовые затраты на реализацию программы (каждая ЦБС составляет свою смету).



I. Маркетинговая деятельность.


  • Мониторинг читательского спроса, изучение контингента читателей классической литературы — ежегодно.

  • Анкетирование читателей по чтению классики — ежегодно


  • Организация работы по продвижению чтения и пропаганде лучших образцов русской классики, используя различные методы рекламы мероприятий (афиши, программы, листовки, пригласительные билеты и т. д.), в том числе через средства массовой информации.




II. Организация работы скнижным фондом.



  • Осуществлять изучение состава и использование фонда классической литературы .




  • Раскрывать фонд русской классики, используя различные методы и формы.




  • Проанализировать состояние фонда древнерусской, худо­жественной классической литературы, книг по искусству.







  • Обеспечивать пополнение комплектования фондов с учетом изменения читательских потребностей, изменения школьных программ по литературе.




  • Комплектовать фонд нетрадиционными носителями информации.




  • Выделить „ядро высокохудожественных классических произведений“ для рекомендации читателям.




  • Создавать тематические комплексы в фонде открытого доступа, тематические стеллажи: Фольклор, Древнерусская литература, Литература 18 века, „Золотой век русской литературы (19 век), Серебряный век русской поэзии, Русское зарубежье и др.




  • Совершенствовать культуру книжных выставок.





Информационно — библиографическая работа.





  • Подготовка и издание библиографических списков по актуальным темам программы.




  • Создание банка данных по теме „Классика“.







  1. Методическое обеспечение.




Разработка и подбор методических материалов для обеспечения реализации программы методистами ЦБС, оформление и ведение накопительных папок сценариев, инсценировок, тематических папок-накопителей; использование материалов СИКИ ПОУНБ, ОБДЮБ, Календаря знаменательных дат (ПОУНБ).


Список методических разработок, имеющихся в фондах областных библиотек:


„Ласковое слово, что солнышко в ненастье“ (фольклор) (ОБДЮБ);


„К мудрости — ступенька“ (фольклор) (ОБДЮБ);


„Домострой“ — музыкально — литературная композиция (ОУНБ);


„Возвращение к истокам“ (об иконописном искусстве) (ОУНБ);


„Край родной, навек любимый“ о псковских иконах, фресках) (ОБДЮБ);


„Дорога к храму“ (из истории монастырей Псковской обл.) (ОБДЮБ);


„Искусство Святой Руси“ (ОБДЮБ);


„Неистовый Аввакум“ (вечер-портрет) (ОУНБ);


„Псковичи-участники войны 1812 года“ (ОБДЮБ);


„Веселое лукавство ума“ (о Крылове) (ОУНБ);


„Художник мысли и слова“ (И.С. Тургенев) (ОУНБ);


„Я встретил Вас…“ (женщины в стихах и жизни Пушкина, Лермон­това, Некрасова) (ОУНБ);


“ П. И. Чайковский“ (ОБДЮБ);


„Я посвященный от народа“ (о Клюеве) (ОБДЮБ);


„Лауреаты Нобелевской премии“ (Бродский, Бунин, Шолохов) (ОБДЮБ);


„Серебряный век в русской поэзии“ (ОБДЮБ);


„Ветвь единого дерева“ (литература русского Зарубежья. Третья волна) (ОБДЮБ);


„Мир поэта“ (о Пастернаке) (ОБДЮБ);
„Испытание на человечность“ (о Булгакове) (ОБДЮБ).

  1. Основные мероприятия по реализации программы.
















































Наименование мероприятий



Форма


мероприятий



Сроки



Ответственные



1



2



3



4






  1. У ИСТОКОВ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ




(устное народное творчество)





Тайная сила человеческого слова»
1. Пословицы, поговорки; загадки, народные песни, сказки (разных жанров), былины и др.

2. Литература о собирателях и составителях русского фольклора.



«Фольклорные жанры»
«Чудо-чудное, диво-дивное»
(путешествие в страну сказок)
«От считалки до былины»
«История России в народных песнях и былинах»
«Сказки и былины в живописи»
«Славна богатырями земля Русская»
«По Руси великой»
Конкурсы:
— перекличка поговорок и скороговорок (кто больше знает?);
— народных примет (чтобы это значило?)
— отгадывание загадок «Отгадай, отвечай, с нами вместе поиграй»;
— викторина по русским народным сказкам.
" «Преданье Псковской старины»


Неделя русского фольклора


«Сказ о Руси»


«Псковские народные песни»


«Жизнь человека в фольклоре»





«Фольклото»



«Истоки родного языка и культуры»


(жизнь и творчество А. Афанасьева, В. Даля, В. Буслаева и др.)


Вечер русской народной песни.








Выставка-обзор




Час информации



Летературная игра



Библиогр. игра



Литер.-муз. вечер



Выст.-вернисаж



Лит. состязание по былинам



Фольклорный праздник









Литерат. вечер




Кн.-ил. выст.


Посиделки


Историко-фольклорные посиделки



Игров. програм.



Час знакомства



2009−2014












































Муниципальные библиотеки




  1. ПЕРВЫЕ СЕМЬСОТ ЛЕТ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.




ПРОЛОГ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ



(Древнерусская литература)






"Классические произведения Древней Руси" (серия «Библиотека литературы Древней Руси» и др.)

«Жанры древнерусской литературы»


«От Нестора до Аввакума» (о писателях Древней Руси).


«Кто мы? И откуда пошла Русская земля? — „Повесть временных лет“.
„В Киевскую Русь за мудростью“ „Нравственные заветы Древней Руси“
„Россия: Восхождение к духовности“

  1. 1. Святая Русь (лит. по истории принятия христиан­ства, истории. русской церкви);

  2. 2.Светлые лики (лит. о русских святых и подвиж­никах, в т. ч. о псковских);


  3. 3. Русская идея — что мы знаем о ней? (труды исто­риков, философов, отцов церкви, писателей (Н. Бер­дяева, С. Булгакова. В. Соловьева, Л. Толстого, П. Флоренского, Ф. Достоевского и др.) о судьбе России, путях развития, месте и значении хри­стианства в жизни русского человека).


„Русская правда“ Ярослава Мудрого"-первыйюридический документ на Руси.
„Свидетельствуют русские летописи“
„Золотое слово русской литературы -"Слово о полку Игореве“
1. Литература о „Слове“;
2. Поэтические переводы „Слова“ (Жуковский, Баль­монт, Заболоцкий и др.);
3. Картины, иллюстрации (Васнецова, Фаворского, Билибина и др.);
4. Исследователи „Слова“ (Д.С. Лихачев, Б. А. Рыба­ков)
„Куликовская битва и литература“

  1. 1. Древнерусская лит.: „Задонщина, „Сказание о Маевом побоище“ и др.);

  2. 2. Ломоносов, Рылеев, Языков, Жуковский, Блок — о Куликовской битве.

Викторина по произведениям древнерусской литературы.
„Ремесла Древней Руси“
„Домострой“ -премьера книги.
„Без Сергия Радонежского русская душа не полна“.
„Россия, Русь! Храни себя, храни“.
1. Забвению вопреки (лит. о церковном зодчестве, архитектурных памятниках Руси, Пск. обл.)
2. Живопись, перешагнувшая века. Русская иконопись: Ф. Грек, А. Рублев, Дионисий.
„Близкая Древняя Русь“

  1. Монастыри Руси.

  2. Жемчужины Псковщины (монастыри, церкви, крепости).

  3. Каменная летопись Пскова.

  4. Древняя псковская живопись.

Н. К. Рерих и Псковщина в его полотнах“

„Неукрощенный бунтарь“: о протопопе Аввакуме.




Выставка-обзор




Беседа


Час информации



Час знакомства




Лит. экспедиция


Цикл бесед




Кн.-илл. выставка













Беседа




Лит. Вечер



Выставка-обзор











Информина









Игра-путешествие



Муз.-лит. композиция




Вечер-портрет




Выставка-просмотр



Беседа







устный журнал
Выст.-вернисаж
Лит. вечер















2010



















2010











2010























2010




























  1. XVIII ВЕК — ВЕК ПРОСВЕЩЕНИЯ







„Русская литература 18 века“
„Классицизм в русском искусстве“

  1. Что такое классицизм?

  2. Классицизм в литературе (Кантемир.Сумароков.Державин, Фонвизин и др.)

  3. Классицизм в архитектуре (Баженов, Казаков, Воронихин).

  4. Классицизм в живописи (Никитин, Рокотов. Левицкий, Боровиковский).

„Русский классицизм: поэзия, драма, сатира, комедия“ (о жанрах литературы 18 века).
„Отец русской поэзии: М. Ломоносов“
„Он пел и славил Русь святую“
(о жизни и творчестве Я. Б. Княжнина).
„Сатиры смелой властелин“ (Фонвизин, Радищев).
“ „И русским образом я басню плесть хочу“ (басно­писцы 18 В.)

  1. Басня в литературе 18 века.

  2. Сумароков-родоначальник стихотворного басенного жанра в России.

  3. Хемницер -поэт-баснописец.

  4. Идея справедливости в баснях Дмитриева.

  5. Корифей басенного наследства — Крылов.

„Веселое лукавство ума“
(по творчеству И. Крылова).
„Народен в высочайшей степени“» посвященный Г. Р. Державину.
День искусства:
«Живопись, скульптура, архитектура 18 века»
«Подвиг честного человека»
(Н. М. Карамзин)




Выставка-обзор



Информина












Цикл бесед



Выставка-портрет


Лит.-краев. вечер



Час информации




Устный журнал












КВН




Вечер-портрет







Лит. вечер




















2010



































  1. XIX ВЕК — «ЗОЛОТОЙ ВЕК» РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.





«Романтизм и сентиментализм в русской литературе»
1.Сентиментализм (Карамзин, Измайлов, Львов, Сушков, Лажечников и др.)
2. Романтизм (Жуковский, Батюшков, Баратынский, Погорельский, А. Бестужев — Марлинский, Кюхельбекер, М. Погодин, Одоевский, Е Полевой и др.)
«Русские романтики в живописи, музыке и литературе»
«Жуковский» (жизнь и творчество)
«Поэты пушкинской поры»
(Баратынский, Батюшков, Вяземский, Веневитинов, Ф. Глинка, Гнедич. Д. Давыдов, Дельвиг, Жуковский, Кате­нин, Козлов)
«Муза Е. Баратынского»
«Поэзией весь мир заполнен»
«Продолженная музыкой строка»
(Поэзия 19 В. и рус­ский романс).
«Клятву верности сдержали: страницы мужества и славы» (1812 год в русской литературе).
(Проза: А. Бестужев, Ф. Глинка, Д. Давыдов, Н. Дурова, Лажечников, Пушкин;
Поэзия: нар. песни, Ф. Глинка, Жуковский, Лермонтов, Пушкин, В. Раевский и др.)
«Псковичи-участники войны 1812 года»
«Патриотизм — чувство социальное» (Исторический роман 19 В.)

  1. «Русский Вальтер Скотт" — И. Лажечников.

  2. «Жизни наперекор» — А. Бестужев-Марлинский.

  3. «Забытый потомками» — А. Вельтман (Загоскин, Данилевский и др.)

«Кто разгадает вас. ?»
(стр. сценической истории комедии А. Грибоедова «Горе от ума»)
«Вместе к А. Пушкину»
«Философская лирика А. Пушкина»
«Романтическая драма М. Лермонтова «Маскарад»
«Лермонтовские места России»
«Русская драматургия 19 века»
1 половина 19 В.: Грибоедов, Пушкин, Лермонтов, Гоголь, Тургенев.
2 половина 19 В.: Сухово-Кобылин, А. Н. Остров­ский, Салтыков-Щедрин, Л. Толстой, Чехов, Горький.
Литературные посиделки:
1. Литературный быт пушкинской поры. Зимние пра­здники. Маскарад.

  1. Русская жизнь в пьесах Островского и живо­пись художников-передвижников.

  2. Читая Некрасова.

  3. Мелочи жизни»: Русская сатира и юмор 19-начала 20 вв.

  4. Проза русских поэтов 19 В.

«Новое о жизни и творчестве русских классиков»
(обзор книг из серий: «Русские писатели», «Книга для учителя и ученика. Школа классики», «Круг чтения: школьная программа», «Забытая книга», «Мир поэзии», «Русская литература 20 В и др.)
«Я встретил Вас…» (Женщины в стихах и жизни Пушкина, Лермонтова, Некрасова)
«Классика — это интересно»
День искусства:
«Прекрасное меня объемлет живо»
Поэт и художник (Пушкин и Брюллов)
Мусоргский на Псковщине
Стихи, ставшие песней
(Некрасов и русская песня)
«Фантастика в классической литературе 19 В.»
(Пушкин, Гоголь, Достоевский, Тургенев, Салтыков-Щедрин, Жуковский, А. К. Толстой, Чехов и др.)
«Перед ликом священной природы»: Человек и природа в русской поэзии. (Грибоедов, Баратынский, Тютчев, Майков, Кольцов, А. Толстой, Фет, Есенин, Н. Рубцов и др.
«Открытие известного»
1. «Тайны человеческой души» (Гончаров «Обрыв». Достоевский «Униженные и оскорбленные», Лесков «Очарованный странник», Тургенев «Ася», «Три вст­речи», Чехов «Дом с мезонином» и др.)
2. «По законам любви» (повести о первой любви) Бунин «Митина любовь», Куприн «Гранатовый браслет», Л. Толстой «Крейцерова соната», Тургенев «Первая любовь», Чехов «Цветы запоздалые» и др.
«Перечитаем Л. Н. Толстого»
«Л. Н. Толстой: жизнь и творчество»
«Будьте совершенны»: образ человека в творчестве Н. С. Лескова
«Читаем. Думаем. Спорим»
«В чем очарование русской классики?»
«Поиск истины. Поспорим о нравственных проб­лемах врусской классике»
«Новые люди 19 века. Кто они?»
«Почему М. Салтыков-Щедрин выбрал жанр сказ­ки?»
«Современны ли сейчас «Бесы» Достоевского?»
«Трудная судьба Лескова и его романов «Некуда» и «На ножах».
Литературная викторина по тв-ву Н. Лескова
«Книги горькой правды»
(Н. Помяловский, Ф. Решетников, В. Слепцов)
«Три еретика»
(А. Писемский, П. Мельников-Печерский.
Н. Лесков)
«Мир Достоевского»
«Портреты русских писателей в русской живописи»
«Песнь торжествующей любви» (романы классиков о любви)
«Согласье муз»
«Н. В. Гоголь и П. А. Федотов
«Война … я ее бью, сколько у меня есть сил»
(тема войны у В. М. Гаршина и В. Верещагина).
«Любовь к России: Чехов и Левитан».
«Чайковский и русская литература».
«Два единства». Тютчев и Фет
(поэзия и русский романс)
«Прекрасное пробуждает добро «заочное путешест­вие по залам Эрмитажа, Русского музея.
«Величие человеческой души» (чеховское Мелихо­во)
«Смеемся вместе с А. Чеховым»
«Поэты есенинского круга»
(Клюев, Орешин, Клычков, П. Васильев)
«Проза конца 19 — начала 20 вв.»
(Бунин, Куприн, Короленко, Аверченко и др.)
«Тайна жизни и судьбы» (Бунин)
«Я хочу быть понят моей страной»
(Маяковский)
«Встречи с серебряным веком»:
«Плененный дух или голос вне хора»
(А. Белый)
«Я в этот мир пришел, чтоб видеть солнце»
(К, Бальмонт)
«Я твой, Россия, твой по роду» (Брюсов)
День искусства:
«Серебряный век: поэзия и живопись»
«Голоса серебряного века»
«Король поэтов. Путь Игоря Северянина»
«Возвращенная публицистика»
(«Письма Луначар­скому» В. Короленко, «Несвоевре