Тихон Николаевич Хренников (1913-2007) – советский и российский композитор, пианист, педагог, музыкально-общественный деятель. Народный артист Советского Союза, Герой социалистического труда, лауреат Ленинской и Государственных премий СССР и России. На протяжении 43 лет был генеральным секретарем Союза композиторов СССР.

Его произведения в течение полувека формировали музыкальный стиль страны и эпохи. Их отличали мелодический дар, оригинальность художественных открытий, острое чувство современности. По мнению музыковедов, главной особенностью творчества композитора было сочетание верности классическим традициям, вечным ценностям музыки и смелого новаторства.

Тихон Николаевич Хренников (1913-2007) советский и российский композитор, пианист, педагог, музыкально-общественный деятель. Народный артист Советского Союза, Герой социалистического труда, лауреат Ленинской и Государственных премий СССР и России. На протяжении 43 лет был генеральным секретарем Союза композиторов СССР.

Его произведения в течение полувека формировали музыкальный стиль страны и эпохи. Их отличали мелодический дар, оригинальность художественных открытий, острое чувство современности. По мнению музыковедов, главной особенностью творчества композитора было сочетание верности классическим традициям, вечным ценностям музыки и смелого новаторства.

Известность и популярность у зрителей Тихону Хренникову принесли произведения различных жанров. Среди них можно вспомнить музыку к кинофильмам «Свинарка и пастух» (1941), «В шесть часов вечера после войны» (1944), «Гусарская баллада» (1963); оперы «Фрол Скобеев» (1950), «Мать» (1957), «Золотой теленок» (1957); балет «Любовью за любовь» (1976), оперетту «Сто чертей и одна девушка» (1963).

Когда началась Великая Отечественная война, семья Тихона Хренникова была эвакуирована в Свердловск (ныне Екатеринбург). Сам композитор остался в Москве и посвятил себя творчеству и исполнительски-пропагандисткой деятельности.

Одним из крупных сочинений, созданных в военные годы, была Вторая симфония. Тихон Хренников рассказывал: «Еще до Великой Отечественной войны я задумал создать Вторую симфонию, посвященную молодежи. По замыслу это должно было быть произведение, проникнутое лирикой, радостью прекрасной мирной жизни. Такой и оказалась первая часть. Но три последующие писались в годы войны, и жизнь диктовала новое направление, рождала новые образы и картины: рассказ о печальном, тяжелом для Родины времени и жертвах фашизма – вот содержание второй части, повествование о жестокой схватке с врагом – третьей, предчувствие, несмотря на драматизм, победы, уверенность в ней – четвертой».

Впервые произведение было исполнено 10 января 1943 года на концерте под управлением Николая  Голованова. Однако композитор дальше продолжил работать над симфонией и к лету 1944 года создал ее окончательную редакцию. Сочинение было тепло встречено слушателями.

По словам исследователя Ирины Шехониной, популярность симфонии была связана с тем, что «образно-насыщенная, драматически напряженная, мастерская по симфонически-диалектическому развитию мысли и архитектонике музыкальной ткани, она ярко высвечивала  оптимистическое предощущение грядущей Великой Победы». Музыковед отмечала, что Вторая симфония – это «величественный гимн, славящий мужество советских людей, героизм их бессмертных подвигов в годы Великой Отечественной войны».


В 1941 году Тихон Хренников заведовал музыкальной частью театра Красной Армии и написал  музыку к пьесе "Давным-давно" Александра Гладкова. Поставленная в годы войны, она звучала с особой силой. Многие музыкальные номера пьесы получили вторую жизнь на концертной эстраде, а затем послужили основой для более масштабных произведений (куплетная песня русских гусар «Давным-давно», песенка французского офицера о короле Анри IV и «Колыбельная Светланы»).

Как и большинство композиторов, в годы войны Тихон Хренников делал в своем творчестве акцент на массовую песню. Часть из них была специально написана к кинофильмам и драматическим спектаклям, другая создана как самостоятельные произведения. Песни автора звали на подвиг, прославляли доблесть советских героев, вселяли веру в победу.

Наиболее популярными сочинениями стали "Все за Родину", «Воевать мы мастера» (стихи Василия Лебедева-Кумача), «Уральцы бьются здорово» (стихи Агнии Барто).

Уже в самом начале войны композитор написал музыку для песни «Прощание» на стихи Федора Кравченко, которая исполнялась в короткометражном фильме «Возвращайся с победой». Впоследствии она стала одним из ярких образцов военной песенной лирики. В ней соединились ненависть к врагам и пронзительное нежное чувство к любимому, идущему на бой. Произведение звучало в репертуаре Тамары Янко, Эдит Утёсовой, затем  – Валентины Левко и Людмилы Зыкиной.

Строевая песня «Все за Родину» на стихи Виктора Гусева была написана в 1942 году и стала одной их первых среди мелодий подобного рода в походных маршах.

В военное время композитором было создано много и лирических произведений. Это «Песня о московской девушке», «Песня о дружбе» (стихи Агнии Барто), «Есть на севере хороший городок» (стихи Виктора Гусева). Долго время они входили в репертуар армейских ансамблей, исполнительских коллективов и солистов.

В 1943 году режиссер Иван Пырьев и поэт-сценарист Виктор Гусев предложили Тихону Хренникову написать музыку к фильму «В шесть часов вечера после войны». Картина вышла на экраны в 1944 году. Музыка композитора стала в ней важным компонентом.  Ее молодой задор, жизнелюбие, а вместе с тем суровая чеканность маршевых ритмов были воплощены в музыкальных образах. Песни из кинофильма («На грозную битву вставайте», «Казак уходил на войну») сразу стали популярными. А «Марш артиллеристов» из этой ленты артиллеристы сделали чуть ли не своим гимном. Александровский ансамбль взял его в свой репертуар, как и другие песни Тихона Хренникова.

Композитор принимал активное участие в работе фронтовых художественных бригад. Так, весной 1945 года Тихон Хренников вместе с Матвеем Блантером по предложению Политуправления поехали на 1-й Белорусский фронт в армию Василия Чуйкова. Вместе с легендарным командармом они продвигались к Берлину. Эти последние месяцы войны были наполнены совершенно невероятными событиями, переживаниями, впечатлениями. Композитор вспоминал: «В течение двух месяцев мы почти ежедневно выступали в батареях, в дивизиях, полках и госпиталях. Особенно запомнился мне концерт в артиллерийском полку, который первый открыл огонь по центру Берлина. Я пел свои песни в минуту затишья, когда ненадолго умолкала победная симфония всесокрушающего огня наших орудий. В этом полку меня слушали солдаты и офицеры, пришедшие к Берлину из-под стен Ленинграда, участвовавшие в боях за снятие блокады с героического города Ленина, за освобождение Пскова, Острова, всей Ленинградской области, Советской Прибалтики и союзной Польши…  Ко мне подходили бойцы и офицеры, поздравляли и просили писать больше песен – мягких, лирических, задушевных песен, об отчизне, о родной земле…».

Именно в Берлине, в дни войны, возник замысел лирической оперы «Фрол Скабеев», которая была написана в 1950 году. В главном герое этого произведения воплотились лучшие черты русского национального характера.

После войны началась активная общественная деятельность Тихона Хренникова. Ее композитор успешно совмещал с творчеством, которое становилось со временем более полным и разнообразным. В послевоенные годы композитор работал в основном над оперой. Его не покидала мысль о создании музыкального театра. Им были написаны оперы «Фрол Скобеев» (1950), «Мать» (1957), «Золотой теленок» (1957), которые пользовались большим успехом у публики. Однако в дальнейшем почитатели творчества мастера услышали множество сочинений различных жанров. Это симфонии, инструментальные концерты, балеты, мюзиклы, музыка к кинофильмам и драматическим спектаклям, хоры, романсы, песни. Все они любимы публикой до сих пор.

В чем же секрет популярности произведений Тихона Хренникова на протяжении стольких лет? По мнению музыковедов, он заключается в ясности замысла, ярком эмоциональном настрое, особенной гармонии, национальной самобытности, а самое главное, в необыкновенной силе жизнеутверждения. Сам композитор подчеркивал: «О чем я  пишу? О любви к жизни. Я люблю жизнь во всех ее проявлениях и высоко ценю в людях жизнеутверждающее начало».

Более подробно о жизни и творчестве Тихона Хренникова можно узнать, обратившись к изданиям, которые находятся в фонде отдела литературы по культуре и искусству.


 

 

Библиография

 

Книги

 

1. Воронцова, Ирина Владимировна. О стиле и музыкальном языке Т. Н. Хренникова. - 1983. 

2. Григорьев, Лев Григорьевич. Его выбрало время. - Москва : Советский композитор, 1983. 

3. Кухарский, В. Тихон Хренников : критико-биограф. очерк. - Москва : Советский композитор, 1957. 

4. Левтонова, Ольга Владимировна. Симфонии и концерты Т. Хренникова : очерк-путеводитель. - Москва : Советский композитор, 1979. 

5. Мартынов, Иван Иванович. Тихон Николаевич Хренников. - Москва : Музыка, 1987. 

6. Шехонина, Ирина Евгеньевна. Творчество Т.Н. Хренникова. - М. : Советский композитор, 1985. 

 

Статьи 

1. Белоненко, А. Шостакович и Свиридов: к истории взаимоотношений / А. Белоненко ; Александр Белоненко // Наш современник. - 2016. - № 5. - С. 234-276. - Библиогр: с. 270-276 (77 назв.).

О жизненном и творческом пути, взаимоотношениях советских композиторов Д. Д. Шостаковича и Г. В. Свиридова с советским музыкальным сообществом 50-х гг. 20 в.

 

2. Кисин, Е. Музыка Хренникова обязательно вернется к слушателям / Евгений ; Е. Кисин ; беседовала Т. Слюсаренко // Музыкальная жизнь. - 2013. - № 6. - С. 6-9.

Беседа с пианистом Евгением Кисиным о композиторе Тихоне Хренникове.

 

3. Кокарев, А. (внук композитора). Он нам дорог с юных лет / А. Кокарев ; беседовала Е. Федоренко // Культура. - 2013. - 7-13 июня (№ 20). - С. 1, 10-11.

Беседа с внуком композитора, главой Благотворительного фонда Андреем Кокаревым о творчестве Тихона Хренникова.

 

4. Тулинова, О. В. (кандидат педагогических наук ; Елецкий государственный университет им. И. А. Бунина). Т. Н. Хренников. "Пять романсов на стихи И. А. Бунина" соч. 39 / О. В. Тулинова ; Ольга Вадимовна Тулинова // Музыковедение. - 2011. - N 2. - С. 23-30. - Библиогр.: с. 30 (5 назв. ). - портр., 6 примеров нот.

Данный материал посвящается анализу одного из малоизвестных сочинений Тихона Хренникова - циклу романсов на стихи Ивана Бунина.

 

5. Тулинова, О. Елецкие мотивы : к 10-летию Дома-музея Т. Н. Хренникова / О. Тулинова ; Ольга Тулинова // Мир музея. - 2010. - N 9. - С. 33-37. - 9 фот.

История основания и работа Дома-музея Т. Н. Хренникова в Ельце, система сотрудничества с преподавателями образовательных учреждений по пропаганде музыкальной культуры края, жизни и творчества композитора.

 

6. Музы не молчали // Музыкальная жизнь. - 2010. - N 4. - С. 2-26. - фото.

Воспоминания деятелей искусства - композиторов, актеров, певцов о выступлениях на фронтах Великой Отечественной войны.

 

7. Уроки Т. Н. Хренникова / В. Овчинников [и др.] ; текст подгот. О. В. Тулиновой // Педагогика. - 2008. - N 10. - С. 97-107.

В статье представлены высказывания учеников Т. Н. Хренникова о своем учителе, влияние которого на их профессиональное и человеческое становление трудно переоценить.

 

8. Хренников, Т. Н. (композитор).  "На это нужно положить жизнь" / Т. Н. Хренников, Р. А. Звягельский ; Тихон Хренников ; беседовал Р. А. Звягельский // Российский адвокат. - 2007. - N 6. - С. 4-8.

Русский композитор Тихон Николаевич Хренников рассказывает о себе и своем творчестве. 

 

Нотные издания

 

1. Хренников, Т. Время выбрало нас [Ноты] : семь песен из тф на сл. М. Матусовского. - М. : Советский композитор, 1980. - 23 с. 

2. Хренников, Тихон Николаевич. Вторая симфония [Ноты] : ор. 9 : для большого симф. орк. : партитура. - М. : Советский композитор, 1971. 

3. Хренников, Т. Песни [Ноты] : для голоса в сопровожд. фп. (баяна, гит.): очерк о жизни и творчестве / сост. Я.М. Платек, Л.Г. Григорьев. - М. : Музыка, 1982. - 80 с. - (Композитор и песня). 

4. Хренников, Т. Песни из спектаклей и телевизионных фильмов [Ноты] : для голоса (хора) в сопровожд. фп. (баяна) / ред. В. Григоренко. - М. : Советский композитор, 1986. - 80 с. 

5. Хренников, Т. Популярные пьесы [Ноты] / сост. и облегч. перелож. для фп. С. Стемпневского ; вступ. ст. А. Шмелевой. - М. : Советский композитор, 1969. 

6. Хренников, Т. Хоры из опер [Ноты] : в сопровожд. фп. / сост. С. А. Еманов. - М. : Музыка, 1985. - 71 с. - (Хоровые произведения).

 

 

Информация подготовлена по материалам сайта:

https://ale07.ru/music/notes/song/songbook/hrennikov_kp.htm

Мы используем cookies

Во время посещения данного сайта могут создаваться файлы cookie, представляющие собой фрагменты данных, которые временно хранятся на вашем компьютере или мобильном устройстве и обеспечивают более эффективную работу сайта. Продолжая просматривать сайт, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie.
Информация 12+
Свидетельство о регистрации средства массовой информации: Эл № ФС77−53556 от 4 апреля 2013 года выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
Учредитель, редакция При использовании материалов прямая ссылка на сайт pskovlib.ru обязательна.
Контакты Адрес
Культура. Гранты России. Общероссийская база конкурсов и грантов в области культуры и искусства. Российская библиотечная ассоциация Министерство культуры Российской Федерации Президентская библиотека им. Б.Н. Ельцина Портал Культура.рф АРБИКОН КОРБИС «Тверь и партнеры» Центр «ЛИБНЕТ» – базы данных в свободном доступе НФ «Пушкинская библиотека» Национальный информационно-библиотечный центр ЛИБНЕТ Межрегиональный центр библиотечного сотрудничества Книжные памятники Российской Федерации Центральные библиотеки субъектов РФ Государственный Интернет-Сайт правовой информации Официальный сайт Российской Федерации для размещения информации об учреждениях Россия начинается здесь! Псковская область Российское военно-историческое общество Псковский областной центр народного творчества Год памяти и славы 2020