Тихон Николаевич Хренников (1913-2007) – советский и российский композитор, пианист, педагог, музыкально-общественный деятель. Народный артист Советского Союза, Герой социалистического труда, лауреат Ленинской и Государственных премий СССР и России. На протяжении 43 лет был генеральным секретарем Союза композиторов СССР.

Его произведения в течение полувека формировали музыкальный стиль страны и эпохи. Их отличали мелодический дар, оригинальность художественных открытий, острое чувство современности. По мнению музыковедов, главной особенностью творчества композитора было сочетание верности классическим традициям, вечным ценностям музыки и смелого новаторства.

Тихон Николаевич Хренников (1913-2007) советский и российский композитор, пианист, педагог, музыкально-общественный деятель. Народный артист Советского Союза, Герой социалистического труда, лауреат Ленинской и Государственных премий СССР и России. На протяжении 43 лет был генеральным секретарем Союза композиторов СССР.

Его произведения в течение полувека формировали музыкальный стиль страны и эпохи. Их отличали мелодический дар, оригинальность художественных открытий, острое чувство современности. По мнению музыковедов, главной особенностью творчества композитора было сочетание верности классическим традициям, вечным ценностям музыки и смелого новаторства.

Известность и популярность у зрителей Тихону Хренникову принесли произведения различных жанров. Среди них можно вспомнить музыку к кинофильмам «Свинарка и пастух» (1941), «В шесть часов вечера после войны» (1944), «Гусарская баллада» (1963); оперы «Фрол Скобеев» (1950), «Мать» (1957), «Золотой теленок» (1957); балет «Любовью за любовь» (1976), оперетту «Сто чертей и одна девушка» (1963).

Когда началась Великая Отечественная война, семья Тихона Хренникова была эвакуирована в Свердловск (ныне Екатеринбург). Сам композитор остался в Москве и посвятил себя творчеству и исполнительски-пропагандисткой деятельности.

Одним из крупных сочинений, созданных в военные годы, была Вторая симфония. Тихон Хренников рассказывал: «Еще до Великой Отечественной войны я задумал создать Вторую симфонию, посвященную молодежи. По замыслу это должно было быть произведение, проникнутое лирикой, радостью прекрасной мирной жизни. Такой и оказалась первая часть. Но три последующие писались в годы войны, и жизнь диктовала новое направление, рождала новые образы и картины: рассказ о печальном, тяжелом для Родины времени и жертвах фашизма – вот содержание второй части, повествование о жестокой схватке с врагом – третьей, предчувствие, несмотря на драматизм, победы, уверенность в ней – четвертой».

Впервые произведение было исполнено 10 января 1943 года на концерте под управлением Николая  Голованова. Однако композитор дальше продолжил работать над симфонией и к лету 1944 года создал ее окончательную редакцию. Сочинение было тепло встречено слушателями.

По словам исследователя Ирины Шехониной, популярность симфонии была связана с тем, что «образно-насыщенная, драматически напряженная, мастерская по симфонически-диалектическому развитию мысли и архитектонике музыкальной ткани, она ярко высвечивала  оптимистическое предощущение грядущей Великой Победы». Музыковед отмечала, что Вторая симфония – это «величественный гимн, славящий мужество советских людей, героизм их бессмертных подвигов в годы Великой Отечественной войны».


В 1941 году Тихон Хренников заведовал музыкальной частью театра Красной Армии и написал  музыку к пьесе "Давным-давно" Александра Гладкова. Поставленная в годы войны, она звучала с особой силой. Многие музыкальные номера пьесы получили вторую жизнь на концертной эстраде, а затем послужили основой для более масштабных произведений (куплетная песня русских гусар «Давным-давно», песенка французского офицера о короле Анри IV и «Колыбельная Светланы»).

Как и большинство композиторов, в годы войны Тихон Хренников делал в своем творчестве акцент на массовую песню. Часть из них была специально написана к кинофильмам и драматическим спектаклям, другая создана как самостоятельные произведения. Песни автора звали на подвиг, прославляли доблесть советских героев, вселяли веру в победу.

Наиболее популярными сочинениями стали "Все за Родину", «Воевать мы мастера» (стихи Василия Лебедева-Кумача), «Уральцы бьются здорово» (стихи Агнии Барто).

Уже в самом начале войны композитор написал музыку для песни «Прощание» на стихи Федора Кравченко, которая исполнялась в короткометражном фильме «Возвращайся с победой». Впоследствии она стала одним из ярких образцов военной песенной лирики. В ней соединились ненависть к врагам и пронзительное нежное чувство к любимому, идущему на бой. Произведение звучало в репертуаре Тамары Янко, Эдит Утёсовой, затем  – Валентины Левко и Людмилы Зыкиной.

Строевая песня «Все за Родину» на стихи Виктора Гусева была написана в 1942 году и стала одной их первых среди мелодий подобного рода в походных маршах.

В военное время композитором было создано много и лирических произведений. Это «Песня о московской девушке», «Песня о дружбе» (стихи Агнии Барто), «Есть на севере хороший городок» (стихи Виктора Гусева). Долго время они входили в репертуар армейских ансамблей, исполнительских коллективов и солистов.

В 1943 году режиссер Иван Пырьев и поэт-сценарист Виктор Гусев предложили Тихону Хренникову написать музыку к фильму «В шесть часов вечера после войны». Картина вышла на экраны в 1944 году. Музыка композитора стала в ней важным компонентом.  Ее молодой задор, жизнелюбие, а вместе с тем суровая чеканность маршевых ритмов были воплощены в музыкальных образах. Песни из кинофильма («На грозную битву вставайте», «Казак уходил на войну») сразу стали популярными. А «Марш артиллеристов» из этой ленты артиллеристы сделали чуть ли не своим гимном. Александровский ансамбль взял его в свой репертуар, как и другие песни Тихона Хренникова.

Композитор принимал активное участие в работе фронтовых художественных бригад. Так, весной 1945 года Тихон Хренников вместе с Матвеем Блантером по предложению Политуправления поехали на 1-й Белорусский фронт в армию Василия Чуйкова. Вместе с легендарным командармом они продвигались к Берлину. Эти последние месяцы войны были наполнены совершенно невероятными событиями, переживаниями, впечатлениями. Композитор вспоминал: «В течение двух месяцев мы почти ежедневно выступали в батареях, в дивизиях, полках и госпиталях. Особенно запомнился мне концерт в артиллерийском полку, который первый открыл огонь по центру Берлина. Я пел свои песни в минуту затишья, когда ненадолго умолкала победная симфония всесокрушающего огня наших орудий. В этом полку меня слушали солдаты и офицеры, пришедшие к Берлину из-под стен Ленинграда, участвовавшие в боях за снятие блокады с героического города Ленина, за освобождение Пскова, Острова, всей Ленинградской области, Советской Прибалтики и союзной Польши…  Ко мне подходили бойцы и офицеры, поздравляли и просили писать больше песен – мягких, лирических, задушевных песен, об отчизне, о родной земле…».

Именно в Берлине, в дни войны, возник замысел лирической оперы «Фрол Скабеев», которая была написана в 1950 году. В главном герое этого произведения воплотились лучшие черты русского национального характера.

После войны началась активная общественная деятельность Тихона Хренникова. Ее композитор успешно совмещал с творчеством, которое становилось со временем более полным и разнообразным. В послевоенные годы композитор работал в основном над оперой. Его не покидала мысль о создании музыкального театра. Им были написаны оперы «Фрол Скобеев» (1950), «Мать» (1957), «Золотой теленок» (1957), которые пользовались большим успехом у публики. Однако в дальнейшем почитатели творчества мастера услышали множество сочинений различных жанров. Это симфонии, инструментальные концерты, балеты, мюзиклы, музыка к кинофильмам и драматическим спектаклям, хоры, романсы, песни. Все они любимы публикой до сих пор.

В чем же секрет популярности произведений Тихона Хренникова на протяжении стольких лет? По мнению музыковедов, он заключается в ясности замысла, ярком эмоциональном настрое, особенной гармонии, национальной самобытности, а самое главное, в необыкновенной силе жизнеутверждения. Сам композитор подчеркивал: «О чем я  пишу? О любви к жизни. Я люблю жизнь во всех ее проявлениях и высоко ценю в людях жизнеутверждающее начало».

Более подробно о жизни и творчестве Тихона Хренникова можно узнать, обратившись к изданиям, которые находятся в фонде отдела литературы по культуре и искусству.


 

 

Библиография

 

Книги

 

1. Воронцова, Ирина Владимировна. О стиле и музыкальном языке Т. Н. Хренникова. - 1983. 

2. Григорьев, Лев Григорьевич. Его выбрало время. - Москва : Советский композитор, 1983. 

3. Кухарский, В. Тихон Хренников : критико-биограф. очерк. - Москва : Советский композитор, 1957. 

4. Левтонова, Ольга Владимировна. Симфонии и концерты Т. Хренникова : очерк-путеводитель. - Москва : Советский композитор, 1979. 

5. Мартынов, Иван Иванович. Тихон Николаевич Хренников. - Москва : Музыка, 1987. 

6. Шехонина, Ирина Евгеньевна. Творчество Т.Н. Хренникова. - М. : Советский композитор, 1985. 

 

Статьи 

1. Белоненко, А. Шостакович и Свиридов: к истории взаимоотношений / А. Белоненко ; Александр Белоненко // Наш современник. - 2016. - № 5. - С. 234-276. - Библиогр: с. 270-276 (77 назв.).

О жизненном и творческом пути, взаимоотношениях советских композиторов Д. Д. Шостаковича и Г. В. Свиридова с советским музыкальным сообществом 50-х гг. 20 в.

 

2. Кисин, Е. Музыка Хренникова обязательно вернется к слушателям / Евгений ; Е. Кисин ; беседовала Т. Слюсаренко // Музыкальная жизнь. - 2013. - № 6. - С. 6-9.

Беседа с пианистом Евгением Кисиным о композиторе Тихоне Хренникове.

 

3. Кокарев, А. (внук композитора). Он нам дорог с юных лет / А. Кокарев ; беседовала Е. Федоренко // Культура. - 2013. - 7-13 июня (№ 20). - С. 1, 10-11.

Беседа с внуком композитора, главой Благотворительного фонда Андреем Кокаревым о творчестве Тихона Хренникова.

 

4. Тулинова, О. В. (кандидат педагогических наук ; Елецкий государственный университет им. И. А. Бунина). Т. Н. Хренников. "Пять романсов на стихи И. А. Бунина" соч. 39 / О. В. Тулинова ; Ольга Вадимовна Тулинова // Музыковедение. - 2011. - N 2. - С. 23-30. - Библиогр.: с. 30 (5 назв. ). - портр., 6 примеров нот.

Данный материал посвящается анализу одного из малоизвестных сочинений Тихона Хренникова - циклу романсов на стихи Ивана Бунина.

 

5. Тулинова, О. Елецкие мотивы : к 10-летию Дома-музея Т. Н. Хренникова / О. Тулинова ; Ольга Тулинова // Мир музея. - 2010. - N 9. - С. 33-37. - 9 фот.

История основания и работа Дома-музея Т. Н. Хренникова в Ельце, система сотрудничества с преподавателями образовательных учреждений по пропаганде музыкальной культуры края, жизни и творчества композитора.

 

6. Музы не молчали // Музыкальная жизнь. - 2010. - N 4. - С. 2-26. - фото.

Воспоминания деятелей искусства - композиторов, актеров, певцов о выступлениях на фронтах Великой Отечественной войны.

 

7. Уроки Т. Н. Хренникова / В. Овчинников [и др.] ; текст подгот. О. В. Тулиновой // Педагогика. - 2008. - N 10. - С. 97-107.

В статье представлены высказывания учеников Т. Н. Хренникова о своем учителе, влияние которого на их профессиональное и человеческое становление трудно переоценить.

 

8. Хренников, Т. Н. (композитор).  "На это нужно положить жизнь" / Т. Н. Хренников, Р. А. Звягельский ; Тихон Хренников ; беседовал Р. А. Звягельский // Российский адвокат. - 2007. - N 6. - С. 4-8.

Русский композитор Тихон Николаевич Хренников рассказывает о себе и своем творчестве. 

 

Нотные издания

 

1. Хренников, Т. Время выбрало нас [Ноты] : семь песен из тф на сл. М. Матусовского. - М. : Советский композитор, 1980. - 23 с. 

2. Хренников, Тихон Николаевич. Вторая симфония [Ноты] : ор. 9 : для большого симф. орк. : партитура. - М. : Советский композитор, 1971. 

3. Хренников, Т. Песни [Ноты] : для голоса в сопровожд. фп. (баяна, гит.): очерк о жизни и творчестве / сост. Я.М. Платек, Л.Г. Григорьев. - М. : Музыка, 1982. - 80 с. - (Композитор и песня). 

4. Хренников, Т. Песни из спектаклей и телевизионных фильмов [Ноты] : для голоса (хора) в сопровожд. фп. (баяна) / ред. В. Григоренко. - М. : Советский композитор, 1986. - 80 с. 

5. Хренников, Т. Популярные пьесы [Ноты] / сост. и облегч. перелож. для фп. С. Стемпневского ; вступ. ст. А. Шмелевой. - М. : Советский композитор, 1969. 

6. Хренников, Т. Хоры из опер [Ноты] : в сопровожд. фп. / сост. С. А. Еманов. - М. : Музыка, 1985. - 71 с. - (Хоровые произведения).

 

 

Информация подготовлена по материалам сайта:

https://ale07.ru/music/notes/song/songbook/hrennikov_kp.htm

Решаем вместе
Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!
Информация 12+
Свидетельство о регистрации средства массовой информации: Эл № ФС77−53556 от 4 апреля 2013 года выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
Учредитель, редакция При использовании материалов прямая ссылка на сайт pskovlib.ru обязательна. Информационная безопасность: как не поддаться на уловки кибермошенников
Контакты Адрес
Официальный интернет-ресурс для информирования о социально-экономической ситуации в России. Культура. Гранты России. Общероссийская база конкурсов и грантов в области культуры и искусства. Российская библиотечная ассоциация Министерство культуры Российской Федерации Президентская библиотека им. Б.Н. Ельцина Портал Культура.рф АРБИКОН КОРБИС «Тверь и партнеры» Центр «ЛИБНЕТ» – базы данных в свободном доступе НФ «Пушкинская библиотека» Национальный информационно-библиотечный центр ЛИБНЕТ Межрегиональный центр библиотечного сотрудничества Книжные памятники Российской Федерации Центральные библиотеки субъектов РФ Официальный сайт Российской Федерации для размещения информации об учреждениях Официальный сайт Комитета по культуре Псковской области Псковская область Российское военно-историческое общество