qqq  Пушкиногорский район - Знаменитые люди на карте Псковской области
А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я
Пушкиногорский район
все районы...

Белюкин Дмитрий Анатольевич
Художник


Гейченко Семен Степанович
Музейный работник, ученый, историк, писатель


Довлатов Сергей Донатович
советский и американский писатель, журналист


Лаврецова Наталья Анатольевна
Поэт, прозаик


Мальцева Татьяна Юрьевна
Исследователь, пушкинист, писатель


Пушкин Александр Сергеевич
Поэт, писатель


Шаймарданов Игорь Дмитриевич
Художник


Языков Николай Михайлович
Русский поэт


Яковлева Арина Родионовна
Няня поэта Александра Сергеевича Пушкина


Сколько новых слов к себе ни кликаю,
а душа всё прежними жива:
вольный витязь Псков, река Великая,
быстрая, плескучая Пскова...

Каждый раз, когда в судьбе морозило,
грел её родных имён огонь:
древний град Изборск, Чудское озеро,
крепость Порхов и река Шелонь...

Хоть корми меня на чистом золоте –
снова уведёт дорожный дым
к ситцевым полям над синью Сороти,
к трём горам, единственно Святым... 

(Станислав Золотцев) 

Святые горы... Пушкинские горы... Есть что-то притягивающее в этих местах... Время здесь остановилось...

Святые горы (отроги Валдайской возвышенности), (110 км. от г. Пскова и 5 км. от сельца Михайловское), стали широко известны после основания на одном из холмов псковским наместником князем Юрием Токмаковым по указу царя Ивана IV Свято-Успенского Святогорского монастыря. В этом месте в 1566 пастушку Тимофею, согласно летописным данным, было явление чудотворной иконы Одигитрии Божией Матери: "...явися на Вороначщине, на Синичьих горах, на Городище проща, именем Пречистыя Богородицы, и многое множество прощение человеком всяким недугом начася." (до явления чудес Святые горы назывались Синичьими). 

Рукописная повесть, хранившаяся в монастыре и известная в нескольких списках XVII века, рассказывает о чудесных явлениях более подробно. Монах, чье имя нам неизвестно, написал "Повесть о явлении чудотворных икон и Пресвятыя Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии во области града Пскове на Синичьей Горе, иже ныне завома Святая Гора». 

В середине XVIII века, когда в огне погиб почти весь монастырский архив, "Святогорская повесть" чудом сохранилась. Её обнаружил в пушкинские времена епископ псковский Евгений Болховитинов, известный историк, автор многих трудов по истории русской литературы. 

Для царя Ивана IV "Грозного" строительство "обители каменной" виделось необходимостью укреплять рубеж с Литвой (а точнее подступы к соседнему городу Вороничу). В благодарность за скорые работы по постройке обители царь одарил её дорогими книгами, ризами, а звонницу - колоколом. Дарение колоколов царями случалось и позже: в этом списке также Борис Годунов, Михаил Фёдорович, Алексей Михайлович, Пётр I. Монастырь зачислили в перворазрядные, он был 27-м в списке крупнейших обителей Руси.

В XVIII веке Свято-Успенский Святогорский монастырь утратил своё оборонительное значение и он стал третьеклассным, сорок пятым по степени, однако по-прежнему имел свои земли, оставаясь богатым и влиятельным. Большие доходы приносили сдача земель в аренду и пожертвования. При монастыре ежегодно проводились ярмарки, привлекавшие большое количество купцов и народа. 

С XIX века Святогорская обитель неразрывно связана с именем поэта Александра Сергеевича Пушкина. Живя в Михайловском, поэт приходил сюда на поклон могилам предков. 

Святые Горы привлекают паломников не только именем поэта, своими древностями и красотами природы. В дневниковых записях К.А. Тимофеева, посетившего могилу поэта и Михайловское в 1858 году, дано описание Святых гор: "Что за прелесть эти Святые горы, покрытые рощами, пашнями, открывающие далекий вид на Новоржевский уезд. Прах Пушкина покоится за алтарем главной церкви Святогорского монастыря, возле самой монастырской ограды, мимо которой идет дорога в Новоржев. Старые липы осеняют белый мраморный памятник. Он стоит высоко на пьедестале и через каменную ограду виден с почтовой дороги ... если стоишь у церковной стены, прямо против памятника, то справа и слева сквозь ветви лип открывается очаровательная панорама гор, засеянных гречихой и льном ...". 

В 1924 Святые Горы были переименованы в Пушкинские Горы, это было приурочено к празднованию столетней годовщины со дня приезда поэта в михайловскую ссылку.

 «Михайловское! Пушкинский заповедник! Никто и никогда не сможет объяснить, что это такое. Он, как книга «за семью печатями», книга, которую люди читают, читают, читают..., но никогда не дочитают до конца. Он, как сказка, которую люди рассказывают из века в век и никогда не перестанут сказывать, он, как солнце, которое никогда не померкнет, он, как «русский дух» – бессмертный, неизмеримый, неописуемый!», писал известный русский советский музеевед и просветитель Семен Степанович Гейченко в книге "Поклонись земле святой". И, действительно, Пушкинские Горы — мир особый, здесь люди поистине преображаются. «Сам Пушкин приехал сюда — несчастный и гонимый, а уехал отсюда в славе с пачкой гениальных творений», говорил писатель Сергей Довлатов, в жизни которого Пушкиногорье также заняло очень важную нишу. 

В Михайловском великий поэт А. С. Пушкин создал около ста произведений: трагедия "Борис Годунов", центральные главы романа "Евгений Онегин", поэма "Граф Нулин", окончена поэма "Цыганы", задуманы "маленькие трагедии", написаны такие стихотворения, как "Деревня", "Пророк", "Я помню чудное мгновенье", "Вновь я посетил" и многие другие. 

При жизни поэта владелицей с. Михайловского была его мать. Однако устраивалось имение еще в XVIII веке его дедом О.А. Ганнибалом. Приехав сюда из Петербурга впервые на лето в 1817 г., юный Пушкинт был очарован "сельской жизнью, русской баней, клубникой и проч.". "Запущенный сад" с. Михайловского, зеленые дубравы, "беспечный мир полей" и вспоминание о милых обитателях соседнего имения Тригорское - увозит поэт в душе своей, покидая эти места.

Спустя два года, он вновь провел здесь лето, отдыхая после тяжелой болезни. В этот приезд 1819 г. были написаны стихотворения "Деревня" и "Домовому": 

Поместья мирного незримый покровитель, 
Тебя молю, мой добрый домовой, 
Храни селенье, лес и дикий садик мой 
И скромную семьи моей обитель... 

Самое продолжительное время пребывания Пушкина в Михайловском - годы ссылки: с августа 1824 по сентябрь 1826 г. По распоряжению высочайших властей, будучи замечен в интересе к атеизму, неугодный одесскому начальству, он был исключен со службы у графа Воронцова и сослан в имение своей матери под надзор духовенства и местных властей. 

"Бешенство скуки пожирает мое глупое существование", - пишет он, приехав в Михайловское. Дважды пытался бежать из ссылки, хлопотал о перемене с.Михайловского даже на любую из крепостей. Друзья стараются успокоить его. "На все, что с тобою случилось и что ты сам на себя навлек, у меня один ответ: поэзия, - писал В.А.Жуковский из Петербурга. - Ты имеешь не дарование, а гений. Ты богач, у тебя есть неотъемлемое средство быть выше незаслуженного несчастия, и обратить в добро заслуженное; ты более, нежели кто-нибудь можешь и обязан иметь нравственное достоинство".

Тем временем Пушкин и сам заметил: "Я нахожусь в наилучшем положении, чтобы окончить мой поэтический роман" ("Евгений Онегин"). Уединение в глуши псковской деревни способствовало интенсивному творчеству. Через 10 лет, вспомнив об этом, Пушкин сказал: 

Здесь меня таинственным щитом 
Святое провиденье осенило, 
Поэзия, как Ангел-утешитель, спасла меня 
И я воскрес душой. 

Несомненно, этому воскресению способствовало соприкосновение с монастырем, как «хранителем заветов старого русского благочестия, духовно питавшим множество людей, черпавших от него не только живую воду веры, но и духовную культуру ...". 

Благодаря переписке с петербургскими и московскими друзьями, Пушкин и в ссылке ведет деятельную жизнь: хлопочет об издании своих сочинений, делится новыми замыслами, пишет критические статьи и находится в курсе живого литературного процесса. Краткие встречи с лицейскими друзьями: И.И. Пущиным, А.А. Дельвигом, и А.М. Горчаковым, - новое знакомство с Анной Керн, гостившей в соседнем селе Тригорском, скрасили изгнанничество поэта. 

Впечатления русской природы, обаяние древней псковской земли с ее "благородными курганами" и городищами, общение с крестьянами, с крепостной крестьянкой нянею - "все волновало нежный ум" Пушкина, способствовало постижению души русского народа. Талант Пушкина окреп и освоеобразился в годы ссылки. 

Но не только творчески расцвел поэт в Михайловском, здесь же углубились и оформились и его исторические интересы. От художественного изображения русского общества в царствование Петра I в романе "Арап Петра Великого" Пушкин в конце жизни обратился к эпохе Петра Великого уже как историограф: смерть прервала его работу над "Историей Петра Великого". В этом труде Пушкин также упоминает своего прадеда Абрама Петровича Ганнибала. 

Родовое имение А.П. Ганнибала сельцо Петровское расположено вблизи с. Михайловского, на противоположной стороне озера. Пушкин бывал в гостях у своих родственников, слышал рассказы от старых слуг Ганнибала. 

Впервые в жизни постоянное пребывание на отчинной земле вблизи ганнибаловского родового гнезда дало Пушкину возможность явственно почувствовать тени прошлого и вдохновляло его на творчество в стихах и в прозе. Поэт настолько сроднился с этими местами, что будучи уже женатым, хлопотал о приобретении кусочка земли в Савкине, вблизи Михайловского и Тригорского. Но неудачно.

Савкина Горка (Савкино) - городище и небольшая деревня на берегу реки Сороти, расположены в одном километре от усадьбы Михайловское. Территория городища входит в состав Пушкинского музея-заповедника. Данные археологических исследований, которые проводились здесь во второй половине ХХ века, свидетельствуют о том, что поселение появилось тут с IX столетия и существовало на данном месте до XVI века, когда во время Ливонской войны местность была разорена войсками Стефана Батория. Предполагается, что до Ливонской войны здесь находился Михайловский монастырь, входивший, как и само Савкино в систему укреплений пограничной части средневековой Руси. На вершине холма стоит деревянная часовня, восстановленная здесь в ХХ веке на месте старой, обветшавшей часовенки, а рядом с ней знаменитый поклонный "Саввин камень" с крестом. На нем выбита древнеславянская надпись, которая гласит: "Лета 7021 постави крест Сава поп" (7021 год по современному летоисчислению 1513 год). Крест был поставлен на братской могиле русских воинов, павших здесь в боях с иноземцами. Считается, что по имени священника Саввы была названа и деревня Савкино.

Савкино было одним из любимых мест Пушкина. Оно привлекало его своей уединенностью, красотой раскрывающегося с него пейзажа и обаянием древности. Он очень хотел купить этот уголок, принадлежавший в то время трем мелким помещикам Затеплинским. По этому поводу 29 июня 1831 года Пушкин писал в Тригорское П.А. Осиповой: "...Я просил бы Вас, как добрую соседку и дорогого друга сообщить мне, не могу ли я приобрести Савкино, и на каких условиях. Я бы выстроил себе там хижину, поставил бы свои книги и проводил бы подле добрых старых друзей несколько месяцев в году... меня этот проект приводит в восхищение и я постоянно к нему возвращаюсь...". Но мечты Пушкина о приобретении Савкина так и не осуществились.

Духовное перерождение, испытанное именно в Михайловском, обогатившее его как человека и как художника-творца, дало импульс всему творчеству в дальнейшем. Неслучайно Михайловское называли и называют поэтической родиной Пушкина. 

Живу, пишу не для похвал 
Но я бы, кажется, желал 
Печальный жребий мой прославить, 
Чтоб обо мне, как верный друг, 
Напомнил хоть единый звук ... 

Все напоминает ныне в Михайловском о Пушкине: природа, воспетая его стихами, и сами стихи, звучащие в благодарной памяти людей. 

Святогорский монастырь стал последним земным приютом Пушкина. 6/18 февраля 1837 года после заупокойной панихиды в южном приделе монастырского храма, отслуженной архимандритом Геннадием, тело поэта было предано земле у алтарной стены. Спустя 4 года на могиле был установлен мраморный памятник в виде пирамиды с изображением вызолоченного креста и звездочки. Значительное содействие при установке памятника над могилой Пушкина оказал псковский губернатор Федор Федорович Бартоломей. Помимо этого, узнав о приезде вдовы и детей поэта в Михайловское в мае 1841 года, он нанес им личный визит и подарил стихотворение собственного сочинения: 

В тени дерев, в Святых Горах,
Близ храма скромная могила
Любимого поэта прах
Покоем вечным осенила.
И крест без надписи стоит,
Зарос травой в забвеньи диком.
Но сердцу что-то говорит
Здесь о родном и о великом... 
И скоро гордый мавзолей,
Украсив холм уединенный,
Укажет, где в тени ветвей
Лежит поэт наш вдохновенный.
Пройдут века! В Святых Горах
Истлеет мрамор белоснежный, 
И, Пушкин! твой исчезнет прах,
Как призрак жизни безнадежной...
Но не страшится, не умрет
В твоих твореньях дивный гений,
Он быстрый свой свершит полет 
До самых праздных поколений...

Памятник очень прост и строг: на трех гранитных четырехугольных плитах, суживающихся кверху, белый мраморный обелиск с нишей, в которой стоит мраморная урна, покрытая покрывалом. Над нишей — скрещенные факелы, над ними лавровый венок. На гранитном цоколе высечены слова: «Александр Сергеевич Пушкин. Родился в Москве 26-го мая 1799 года. Скончался в С.-Петербурге 29-го января 1837 года». 

Места, которым знакомо пушкинское вдохновенье, постановлением Малого Совнаркома РСФСР от 17 марта 1922 года эти были признаны заповедными и взяты под охрану государства. Сегодня Пушкинский Заповедник - уникальный памятник русской культуры национального значения. он овеян народной любовью и вызывает интерес не только у русских любителей поэзии, но и во всем мире. 

В состав Заповедника входят: 


На территории Пушкинского Заповедника расположено более семидесяти памятников истории и культуры. Посетители музея знакомятся с жизнью и творчеством А.С. Пушкина Михайловского периода, его окружением, бытом русской деревни начала ХХ в., дворянской усадебной культурой пушкинского времени.

Во время Великой Отечественной войны территория музея-заповедника была оккупирована фашистами. Восстановление заняло десятки послевоенных лет. Во многом — это заслуга известнейшего русского советского музееведа и просветителя, Хранителя Пушкиногорья, доброго Домового, Семена Степановича Гейченко. С войны он вернулся инвалидом. Но его огромный опыт, знания, незаурядный организаторский талант, неукротимая энергия, жизнелюбие были незамедлительно востребованы. Президент Академии наук СССР Сергей Иванович Вавилов доверил С.С. Гейченко восстановление разрушенных фашистами пушкинских мест. И в апреле 1945 года Семен Степанович был назначен директором Государственного Пушкинского заповедника Псковской области. Так началась пушкинская пора в жизни Семена Степановича, которая стала его судьбой, ибо всю оставшуюся жизнь он свято следовал завету А. С. Пушкина «творить добро повсеместно». О себе Семен Степанович говорил так: «Бог мне ниспослал жизнь интересную, хотя порой и весьма тяжкую, но уж таков наш век, перевернувший русский мир вверх дном». Силы жить находил в хранении Пушкинского З а п о в е д н и к а, в соблюдении пушкинских з а п о в е д е й: «Однако без Пушкина жизнь эта была бы еще мучительнее. Если бы я не имел в душе заповедей Пушкина, я бы давно пустил себе пулю в лоб. Он заменил нам поруганные и разоренные храмы, поруганную веру в добро и благодать, его заповеди блаженства заменили нам Христовы заповеди».

"Классик экскурсионного дела», - так говорили о Семене Степановиче, указывая на то, что он был не только уникальным музейным работником и талантливым писателем, но и безумно интересным рассказчиком! Экскурсанты, гости Пушкинского заповедника, которые смогли услышать хоть непродолжительный экскурсионный рассказ или вдруг вспыхнувшую импровизацию Семена Степановича о Пушкине, о Михайловском, о стихах великого поэта, открывали для себя дотоле неизвестный им мир Пушкина. 

Не менее интересный мастер устного рассказа, многократный слушатель экскурсий Семена Степановича Ираклий Андроников писал: "Рассказчик Гейченко вдохновенный! Я не замечаю, я не улавливаю границы между тем, что прочитано в книгах и что он читает в этой открытой уму книге природы жизни. Но ученый, исследователь, страстный и строгий. Более того: скрупулезный. Он биограф Пушкина, собиратель фольклора о нем, удивительный знаток здешних мест..." . 

Гейченко прожил жизнь, достойную памяти А. С. Пушкина. И во многом эта заповедная земля - Святые Горы, Михайловское, Тригорское, Петровское - дорога людям не только потому, что здесь жил и творил Пушкин, но тем, что здесь все овеяно памятью об этом удивительном человеке, самозабвенно и преданно любящим Пушкина и эти поистине священные места.

Нужно сказать, что Пушкиногорье видело не мало талантливых экскурсоводов и писателей. Был здесь и писатель Сергей Довлатов. По рекомендации своего университетского друга Андрея Арьева на два летних сезона (1976-1977 гг.) Сергей Довлатов приезжал поработать экскурсоводом в Пушкинский заповедник. Он снимал комнату в доме в деревне Березино, находящейся недалеко от Михайловского. 29 июля 1967 года Довлатов писал своей доброй приятельнице, Эре Коробовой: "Милая Эра! Туча пронеслась. Я пил еще сутки в Ленинграде, затем сутки - в Луге и четверо - в Пскове... Наконец, добрался к Святым местам. Работаю, сочиняю...". 

Работа в пушкинских местах послужила для писателя толчком к написанию повести «Заповедник». В этом произведении рассказывается о специалисте, устраивающемся на летнюю работу экскурсоводом в Пушкинский музей в Михайловском. Прототипами героев стали местные жители, были воссозданы реалии того времени. 

4 июля 2014 г. в Березино был открыт мемориальный дом-музей Сергея Довлатова: условно говоря, литературный памятник писателю и непростой судьбе советского человека. 

17-19 сентября 2015 г. в Псковской области состоялся первый в России фестиваль, посвященный памяти Сергея Довлатова, «Заповедник», объединивший литературу, современное изобразительное искусство, театр и авторское кино. С тех пор этот фестиваль стал ежегодным, традиционным.

На сегодняшний день в Пушкинском заповеднике организуется множество различных фестивалей, концертов, выставок и экскурсий. В частности, все желающие приглашаются в д. Бугрово в Центр творческих музейных программ – на мастер-классы «Народная культура». Здесь ежедневно со среды по воскресенье проводятся занятия, которые научат вас русским народным промыслам и ремёслам. Любой найдёт себе занятие по душе! Плетение из трав, изготовление традиционной тряпичной куклы, валяние войлока, прядение нити на веретене и прялке… 

Еще одним из ярких мест Пушкиногорского края является поселок Велье, расположенный на отрогах Валдайской возвышенности. Достопримечательность Велье является Велейская крепость длиной 260 м., шириной 70 м. с подсыпным земляным валом, окруженным тремя озерами. Она была выстроена в середине ХIV веке и была выдвинута на ливонский рубеж. Она защищала узел важных сухопутных дорог из Литвы на Москву, Псков, Новгород. Другая дорога шла через Велье из Ливонии, связывая города южной Ливонии с Псковом и Новгородом. Крепость находится на большой, хорошо сохранившейся земляной насыпи, окружена озерами Черное, Велье и Чадо. 

В начале XVII в. Велье было пожаловано сподвижнику Петра графу Ягужинскому. В 1777 году Велейская вотчина перешла к графу Потемкину. В 1780 г. Велье посетила Екатерина II. Очарованная красотой природы решила построить здесь загородный дворец, но не успела осуществить свое намерение. Сохранились чертежи.

Очень интересным для туристов и гостей района может показаться Международный Театральный фестиваль «Лаборатория искусств Кордон» (ЛИК). Это проект - общественная некоммерческая организация, существующая на Псковщине с 2004 года, партнерство Петра Быстрова (художника, скульптора, актера), Григория Кофмана (артиста, режиссера Русского Берлинского театра), Иосифа Будылина (музейного работника, культуролога, академика Российской академии естественных наук) и еще нескольких человек. ЛИК основывается на принципах работы Семена Степановича Гейченко. Он устроил в усадьбе Михайловское открытый «Зеленый зал» для встреч с гостями заповедника, поэтических чтений и неформального общения. 

Спустя десять лет после смерти Семена Степановича активисты ЛИКа возродили начинание – только еще неформальнее – на территории около 1800 кв. м, принадлежащей художнику Петру Быстрову. За тридцать с лишним лет он поставил на поляне дом для проживания – «лавку лесного художника», сопряженную с творческой мастерской, «зеленый театр» со сценой, баню по-белому, летнюю кухню под навесом и несколько сногсшибательных деревянных скульптур: «Человек-скворечник» (портрет Гейченко), «Пушкин стремительный», «Няня Пушкина». 

Подводя итог, напомним некоторые официальные факты. Пушкиногорский район расположен в центральной части Псковской области. Образован в составе Псковского округа Ленинградской области в 1927 году. С 1944 года район включен в состав Псковской области. Площадь территории - 1 тыс. кв. км (1,9% территории Псковской области). Административный центр района - поселок городского типа Пушкинские Горы. 

На территории Пушкинского государственного заповедника расположены два красивых озера - Кучане (Петровское) и Маленец, среди лугов протекает живописная река Сороть, больше половина площади заповедника занимает сосновый лес. 

Этот заповедный край Псковщины обладает магическим действием: все, кто бывал здесь хоть однажды, видели вокруг себя красоту, простоту, ясность, сердечность... Здесь прекрасные первозданные леса и бескрайние поля... Здесь "дуб зеленый", "скамья Онегина" на склоне Сороти и аллея Татьяны, здесь до сих пор стоит крытая дерном банька, в которой Пушкин, Вульф и Языков спорили, читали стихи… Вас ждет Пушкиногорье, друзья, вас ждет Поэзия и Красота! 

Мы приглашаем Вас, дорогой читатель, познакомиться поближе с историей, культурой Заповедного Пушкиногорья! В начале данной статьи Вы найдете имена людей, которые внесли неоценимый вклад в развитие региона: писатели и поэты, художники, музееведы и т.д. Добро пожаловать на культурную карту Пушкиногорского района!

Источники информации: 

1. Митрополит Анастасий (Грибановский). Пушкин в его отношении к религии и Православной Церкви.// А.С. Пушкин: Путь к православию. - М.: Отчий дом, 1996. 
2. Музей-заповедник А.С. Пушкина "Михайловское" (Пушкинский Заповедник). Режим доступа: http://pushkin.ellink.ru 
3. Павлов Александр. Из Петербурга в Псков в эпоху до железных дорог : к истории путей сообщения в России XVIII-XIX столетий / Павлов Александр / Александр Павлов. - Санкт-Петербург : Нестор-История, 2016. - 144 с., [6] л. ил. 
4. Смирнова Эльза. Семён Степанович Гейченко и юное поколение. п. Пушкинские Горы, 2003 г., 80 с. Режим доступа: http://vladsc.narod.ru/library/ssg_yun/index.htm


Яндекс.Метрика
Яндекс цитирования