А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я
Новоржевский район
все рубрики... Трояновский Борис Сергеевич

Трояновский Борис Сергеевич

(15 апреля 1883, с. Ругодево, Новоржевский у., Псковская губ. – 12 июня 1951, Ленинград), выдающийся исполнитель, виртуоз-балалаечник. 

Б. С. Трояновскому, называемому восхищенными зрителями всего мира не иначе как «королем балалайки», «балалаечным Кубеликом», в честь прославленного чешского скрипача-виртуоза и композитора Яна Кубелика, либо «русским Паганини», принадлежит заслуга в утверждении профессионального престижа балалайки, признании ее инструментом широких возможностей. Кроме того, он талантливо делал обработки не только народных песен, но и классических произведений, которые входили в репертуар балалаечника и вместе с ним объехали полсвета, вызывая изумление и восторг публики. 

«В лице Бориса Сергеевича Трояновского мы имеем одного из непревзойденных мастеров искусства игры на балалайке. Этот инструмент, обладающий, по существу, весьма ограниченными возможностями как в отношении технических средств, так и, в особенности, в отношении экспрессии, в руках насоящего виртуоза преображается: сложные музыкальные произведения, не только сольного инструментального репертуара, но и оркестровые, оказываются исполнимыми в транскрипциях для балалайки с сопровождением фортепиано...» (композитор М. Штейнберг). 

***

Родился будущий виртуоз в сельце Ругодево, что в 17 верстах от Новоржева, 15 апреля 1883 года. Там же, в деревенской глуши, у крестьян он и услышал впервые игру на балалайке, очень увлекся ею, стал учиться играть. «В деревенской глуши, в 75 верстах от железной дороги, - писал в автобиографии Борис Сергеевич, - я впервые услышал у крестьян игру на балалайке, очень увлекся ею, стал учиться играть, перенимая у деревенских учителей их манеру игры, приемы, штрихи и песни Я понял и впитал в себя дух народа, национальный стиль и характер исполнения деревенских песен и наигрышей, научился передавать их без всякого искажения, с сохранением этнографической красоты».

Так, в детские годы начался его путь, путь к славе: сначала он выступал в кругу знакомых, а затем в открытых концертах. Первое публичное его выступление состоялось в городе Старая Русса. Затем, после окончания реального училища в Великих Луках, музыкант переехал в Петербург, где вскоре познакомился с «отцом балалайки» Василием Васильевичем Андреевым, пригласившим молодого музыканта солистом в созданный им Великорусский оркестр. 

На протяжении семи лет Борис Трояновский являлся солистом оркестра, давая концерты в разных городах России и за границей - в Германии, Англии, Франции, Америке... Ему рукоплескали Берлин, Лейпциг, Гамбург, Лондон, Париж, Нью-Йорк, Чикаго, Вашингтон. В Англии осенью 1909 г. Б.С. Трояновский был приглашен в замок Виндзор играть на балалайке в присутствии двух королей - английского и португальского, и произвел настоящий фурор. Через год Б.С. Трояновский вновь посетил Англию, где познакомился с выдающейся французской актрисой Сарой Бернар и по ее приглашению, прервав на время гастроли в Англии, выезжал в Париж, где дал несколько концертов в ее театре. 

Не менее знаменательной стала встреча Трояновского в июне 1909 г. с великим писателем Львом Николаевичем Толстым в Ясной Поляне. Лев Николаевич очень тепло отозвался о музыкальной игре Б. С. Трояновского. «Я, буквально, слышал нежный женский голос,- говорил Л.Н. Толстой.- Когда слушаешь балалайку издали, получается полная иллюзия пения». В благодарность автор «Войны и мира» подарил балалаечнику свою фотографию и подписал: «Борису Сергеевичу Трояновскому как выражение благодарности за большое, давно не испытанное удовольствие, доставленное мне его самобытно-талантливой игрой». Позже Л. Н. Толстой сказал: «В игре Трояновского на балалайке звучит сразу как будто несколько инструментов. Очень хорошо!».

В 1911 году Борис Трояновский ушел из оркестра и начал самостоятельную концертную деятельность. С особым искусством музыкант исполнял русские народные песни и наигрыши, блестяще используя народные приемы игры на балалайке и тем самым решительно расширяя комплекс технических приемов балалаечной игры. 

В 1912 г. он совершил большую поездку по стране вместе с артистом Мариинского театра А. М. Давыдовым. Вот несколько отзывов из тогдашних газет. «Бурю восторгов вызвала виртуозная игра на балалайке г. Б. С. Трояновского». «Талантливый артист – безупречный техник извлекал из трехструнной балалайки... поразительные по нежности звуки». «Сказать, что г. Трояновский – выдающийся виртуоз на незатейливом инструменте – недостаточно. Это какой-то волшебник». 

Одной из вершин сольной карьеры Бориса Сергеевича явилось приглашение выступить во дворце румынской королевы. За этот концерт Трояновский был награжден Орденом «Румынской короны». Были и другие вершины — блестящее участие в концерте в поддержку экспедиции русского полярного исследователя лейтенанта Г. Я. Седова на Северный полюс. Концерт состоялся В Петербурге в зале городской Думы 17 апреля 1913 г. 

В 1914-1915 гг. за большие заслуги в деле пропаганды русской музыки Б. С. Трояновскому одновременно с такими выдающимися русскими артистами как Ф. Шаляпин, Л. Собинов и Л. Ауэр, было присвоено звание «Солиста Его Императорского Величества». 

В годы Первой мировой войны он много выступал на фронте перед русскими солдатами. Великую Октябрьскую социалистическую революцию Трояновский принял сразу и в первые же месяцы был включен в артистические бригады по обслуживанию красноармейских частей и госпиталей, а по окончании гражданской войны – периферийных городов России. 

В двадцатые годы им была основана в городе Боровичи Новгородской области фабрика щипковых музыкальных народных инструментов. Ежегодно она выпускала до шестидесяти тысяч прекрасных домбр и балалаек. По инициативе Трояновского проводились многочисленные смотры и конкурсы исполнителей на народных инструментах. Именно ему принадлежит заслуга создания Первого Московского русского народного ансамбля, впоследствии выросшего в Государственный академический русский народный оркестр имени Осипова. 

«Трояновский является не только первоклассным исполнителем, но и убежденным общественником – пропагандистом балалайки и именно среди рабочих и крестьян. Он объезжает различные местности СССР и дает концерты в рабочих клубах и деревнях, инструктируя попутно местных любителей», - писала газета «Правда». 

В годы Великой Отечественной войны Трояновский жил в Ленинграде. В тяжелейших условиях блокады он не прерывал исполнительской деятельности, выступая на заводах и фабриках, в воинских частях. 

***

Национальная заслуга музыканта состоит не только в том, что он создал собственный репертуар для балалайки и был прекрасным исполнителем. Не менее важен его талант как создателя замечательных обработок народных песен и переложений музыкальной классики: скрипичных произведений зарубежных композиторов – Дюрана, Монти, Венявского, Шуберта, Шумана, Бетховена и в особенности клавесинных пьес старинных мастеров – Боккерини, Госсека, Метюля характер музыки которых близок к балалайке. С огромным мастерством он сделал переложения «Пляски смерти» К.Сен-Санса, «Испанское каприччио» Н.А.Римского-Корсакова и др. Все они занимали в репертуаре музыканта равное место с обработками народных песен, пьесами В. Андреева и переложениями сочинений русских композиторов. 

Концертная работа виртуоза-балалаечника продолжалась почти до самой его смерти в 1951 году. Похоронен Борис Сергеевич Трояновский в Ленинграде на литературных мостках Волкова кладбища. 

С тех пор прошли десятки лет, а память о музыканте живет: ежегодно на Псковской земле проходит фестиваль народной музыки, посвященный памяти Бориса Сергеевича Трояновского. В нем принимают участие музыканты Псковской области (ансамбли народных инструментов учащихся и преподавателей ДМШ и школ искусств), Москвы, Санкт-Петербурга, Твери, Белоруссии. Приезжают такие известные коллективы, как Государственный Академический Русский оркестр им. В. В. Андреева, которому доступно все разнообразие музыки – от народной песни до шедевров мировой классики, ансамбль «Казачий круг», прославленный своими красочными плясками и песнями, полными казачьей удали, квартет русских народных инструментов «Гобелен», а также необычный и уникальный в современной культуре «Терем-квартет», представляющий своим слушателям новый взгляд на мировую музыкальную классику. 

А балалайка, с ее древней историей, продолжает жить, всегда будет молодой и задорной, потому что она воплощает несгибаемый характер русского народа, ее хрустальный перезвон будит русские души от крепкого сна и забвения! 

Литература: 

  1. Трояновский Б.С. Избранные обработки и переложения [Ноты]: для балалайки с фп. / сост. Н. Бекназаров. – М. : Советский композитор, 1961. – 122 с. 
  2. Трояновский Б.С. Русские народные песни [Ноты]: в обраб. для балалайки с фп. / общ. ред. А. Илюхин. – Л. : Музгиз, 1953. – 84 с. 
  3. Репертуар балалаечника: русские народные песни в обработке для балалайки с фортепиано Б. Трояновского [Ноты]. Вып. 2. – М. : Музыка, 1966.- 41 с. 
  4. Андреев В.В. Вальсы [Ноты]: для балалайки и фп. / В. Андреев. – М. : Музгиз, 1959. – 131 с. 
  5. Сидоров С. Русский Паганини» доказал всему миру, что и на балалайке можно творить чудеса// Псковская губерния - № 15 (185) от 21 апреля-28 апреля 2004 - // [Сайт] - [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://gubernia.pskovregion.org/number_185/10.php (Дата обращения: 24.03.18) 

Материал отредактировала Голубева А. 
Дата редакции 25.03.2018

Список опубликованных обработок и переложений Трояновского С.Б.

Яндекс.Метрика
Яндекс цитирования