«Иногда думаешь: все кончено,

точка, а на самом деле — это начало.

Только другой главы.»

Илья Эренбург, «Оттепель»

Илья Григорьевич Эренбург (14 (26) января 1891 г., Киев - 31 августа 1967 г., Москва) - русский советский поэт, писатель, публицист, журналист, переводчик с французского и испанского языков, общественный деятель, фотограф.

erenburg ilyia 470

Родился в Киеве в обеспеченной еврейской семье. Отец – предприниматель и инженер Григорий Григорьевич (Герш) Эренбург. Мать – Анна Борисовна (Хана) Аринштейн. У Ильи было три старшие сестры Мария, Евгения и Изабелла. В 1895 году семья перебралась в Москву. Здесь отец будущего писателя возглавил Хамовнический пивоваренный завод.

Юность Илья Григорьевич провел в Москве, где в 1900-е был участником революционного движения, проведя под арестом около полугода. В конце 1908 года Эренбург уехал в Париж, где провел свыше восьми лет. 

В Париже вел жизнь "свободного художника", дружил с Пикассо, Леже, Арагоном.

В 1910 году было опубликовано его дебютное стихотворение, в том же году вышла первая поэтическая книга «Стихи». Затем ежегодно выходило по сборнику: «Я живу», «Одуванчики» и «Будни». В 1916 году свет увидели «Стихи о канунах». В 1913 году Эренбург издал отдельным сборником переведенные им произведения Франсуа Вийона. В 1910-1913 годах был женат на переводчице Екатерине Шмидт, у пары родилась дочь Ирина. В годы Первой мировой войны Илья Григорьевич был военкором нескольких российских изданий.

В середине 1917 года литератор возвратился на родину. Октябрьскую революцию Эренбург не поддерживал, что нашло отражение в стихотворном сборнике 1918 года «Молитва о России». Тогда же он уехал в Киев, где в 1919 году сочетался браком с художницей Любовью Козинцевой, старшей сестрой известного затем советского режиссера Григория Козинцева, после чего пара перебралась в Коктебель к Максу Волошину. Оттуда осенью следующего года они через Грузию добрались до Москвы, где Эренбург подвергся аресту, однако вскоре был выпущен на свободу благодаря содействию товарища по гимназии Николая Бухарина. 

В 1921 году писатель покинул Россию во второй раз, осев в итоге в Берлине, где прожил до 1924 года,  выпустив около двух десятков книг. Сотрудничал в «Новой русской книге», вместе с Л. М. Лисицким издавал конструктивистский журнал «Вещь». В 1922 году опубликовал философско-сатирический роман «Необычайные похождения Хулио Хуренито и его учеников», в котором дана интересная мозаичная картина жизни Европы и России времён Первой мировой войны и революции, но главное - приведён свод удивительных по своей точности пророчеств.

Тогда же он начал сотрудничество с «Известиями» как иностранный корреспондент.

Во вторую половину 20-х – первую половину 30-х годов писатель и журналист посетил множество стран, среди которых Греция, Испания, Турция, Польша и Чехословакия, Англия и Италия, скандинавские и балканские страны. В 1932 году все более просоветски настроенный Эренбург побывал во многих городах родной страны, итоги впечатлений были подведены в романе «День второй».   Через два года участвовал в Первом съезде советских писателей. В 1933 году в издательстве «Изогиз» вышел фотоальбом Эренбурга «Мой Париж» в выполненном Элем Лисицким картонаже и суперобложке. Илье Эренбургу принадлежат знаменитые слова: «Увидеть Париж и умереть».

С приходом к власти в Германии фашистов Эренбург вел активную пропаганду против них. Как военкор «Известий» он был на фронте гражданской войны в Испании. Впечатления тех лет легли в основу книги новелл «Вне перемирия» и романа «Что человеку надо» (1937), сборника стихотворений «Верность» (1941). После поражения республиканцев писатель уехал во Францию, откуда после начала фашисткой оккупации в 1940 году смог вернуться на родину.

Уже в СССР в 1941 году был издан роман Эренбурга о происходящем во Франции «Падение Парижа», который принес автору первую Сталинскую премию (вторую он получит в 1948 году, Международную Сталинскую премию – в 1952 году). Во время Великой Отечественной Илья Григорьевич сотрудничал с Совинформбюро, такими изданиями как «Красная звезда», «Правда», «Известия» и др., где публиковал популярные антифашистские статьи (эти материалы вошли в сборник «Война»). Сам он вспоминал о 22 июня 1941: "за мною приехали повезли в «Труд», в «Красную звезду», на радио. Я написал первую военную статью. Позвонили из ПУРа, просили зайти в понедельник в восемь часов утра, спросили: «У вас есть воинское звание?» я ответил, что звания нет, но есть призвание: поеду, куда пошлют, буду делать, что прикажут" [8].

С 1942 года как член Еврейского антифашистского комитета много сил уделял теме Холокоста, результатом чего стала совместная с В. Гроссманом «Черная книга». Важнейший документальный сборник был составлен в 1943-1945 годах. В 1946 году имело место его американское издание, в 1993-м книга вышла в Вильнюсе, в 2015 году – в России. 

В статье 1941 года «Судьба Победы» Илья Григорьевич вывел знаменитое словосочетание «День Победы», также вместе с К. Симоновым​ был автором лозунга «Убей немца!». В 1945 году Гитлер объявил Эренбурга своим личным врагом.

В 1946-м Эренбург вместе с Ирен Жолио Кюри, Ивом Фаржем и А. Фадеевым организовал Всемирный комитет защиты мира.

После войны выпустил дилогию - романы «Буря» (1946-1947) и «Девятый вал» (1950).

В 1954 году в «Знамени» была напечатана его повесть «Оттепель», давшая название всей последующей эпохе. В 1958 году свет увидели его «Французские тетради», в 1960-1967 годах в «Новом мире» публиковался популярный мемуарный цикл Эренбурга «Люди, годы, жизнь». Также Илья Григорьевич занимался переводами с французского, всячески помогал в публикации современным авторам (например, Семену Гудзенко, Борису Слуцкому).

Множество сил писатель вложил в дело укрепления мира между странами, с 1950 года являлся вице-главой Всемирного совета мира. В том же году был избран депутатом Верховного Совета. В 1966 году был в числе деятелей культуры, подписавшихся против реабилитации Сталина.  Эренбург познакомил молодое поколение со множеством «забытых» имен, способствовал публикациям как забытых (М. И. Цветаева, О. Э. Мандельштам, И. Э. Бабель), так и молодых авторов (Б. А. Слуцкий, С. П. Гудзенко). Пропагандировал новое западное искусство (П. Сезанн, О. Ренуар, Э. Мане, П. Пикассо).

Илья Эренбург умер летом 1967 года в результате сердечного приступа. Погребен на Новодевичьем кладбище. Проститься с писателем пришло около 15 000 человек.

Автор многочисленных романов, повестей, рассказов, яркий поэт и переводчик, он остался в сознании современников прежде всего как автор военной публицистики (около 1500 публикаций), по силе воздействия на людей не имевшей себе равных и мемуаров "Люди, годы, жизнь", которые Эренбург считал для себя "последним заданием жизни".

И сегодня мы можем познакомиться с ними, подержать в руках как реликвию в  Региональном центре по работе с редкими и ценными документами.

erenburg book zverinec erenburg book kursk

Эренбург И. Г.

  "Новый порядок" в Курске. - [М.] : Правда, 1944 (М.). - 19, [1] с., включ. обл. - (Из фронтовой жизни). – Читать полный текст>>>

   Бешеные волки. - Москва ; Ленинград : Военмориздат, 1941. - 55 с. - (Библиотека краснофлотца);

   В фашистском зверинце. - Москва : Гослитиздат, 1944. - 59 с.  – Читать полный текст>>>

   Война : (июнь 1941 г.- апрель 1942 г.). - Москва: Гослитиздат, 1942. - 382 с.

   Война : (апрель 1943 - март 1944). - Москва : Гослитиздат, 1944. - 416 с.;

erenburg book voina

   За жизнь. - Москва : Советский писатель, 1942. - 80 с. – Читать полный текст>>>

   Ожесточение. - Москва : Правда, 1942. - 64 с. – Читать полный текст>>>

   Плененный Париж. - Москва : Гослитиздат, 1941. - 23 с. – Читать полный текст>>>

   Рассказы этих лет. - Москва : Советский писатель, 1944. - 100 с. – Читать полный текст>>>

erenburg book parizh erenburg book rasskazy

«Есть в русской природе, в наших бурных, ошеломляющих веснах, в шири, в бескрайных  и непроходимых лесах пафос жизни, преодолевающей смерть. В истории России много тяжелых страниц, но и они озарены глубоко человеческим чувством», - писал И. Г. Эренбург (За жизнь. – Москва, 1942. – С. 3).

Литература:

1. Попов В., Фрезинский Б.Я. Илья Эренбург: Хроника жизни и творчества (в документах, письмах, высказываниях и сообщениях прессы, свидетельствах современников). - СПб., 1993;

2. Рабинович Я.И. Илья Эренбург: портрет на фоне времени.- М., 2011;

3. Рубашкин А. Илья Эренбург. Путь писателя. - Ленинград, 1990;

4. Сарнов Б.М. Случай Эренбурга. - М., 2004;

5. Урбан Т. Илья Эренбург как военный пропагандист // Россия и Германия в ХХ веке. В 3 т. Т. 3. Оттепель, похолодание и управляемый диалог. Русские и немцы после 1945 года. - М., 2010;

6. Фрезинский Б.Я. Об Илье Эренбурге: книги, люди, страны. - М., 2013.

7. Эренбург И.Г. Собрание сочинений: в 8 т. -  М., 1990-2000.

8.  Штуки-Дрюки (stuki-druki.com) https://stuki-druki.com/authors/Erenburg-Ilya.php. - Обращение 22.09.20.

 

Культура. Гранты России. Общероссийская база конкурсов и грантов в области культуры и искусства. Российская библиотечная ассоциация Министерство культуры Российской Федерации Президентская библиотека им. Б.Н. Ельцина Портал Культура.рф АРБИКОН КОРБИС «Тверь и партнеры» Центр «ЛИБНЕТ» – базы данных в свободном доступе НФ «Пушкинская библиотека» Национальный информационно-библиотечный центр ЛИБНЕТ Межрегиональный центр библиотечного сотрудничества Книжные памятники Российской Федерации Центральные библиотеки субъектов РФ Государственный Интернет-Сайт правовой информации Официальный сайт Российской Федерации для размещения информации об учреждениях Россия начинается здесь! Псковская область Российское военно-историческое общество Псковский областной центр народного творчества Год памяти и славы 2020