Из долгой переписки с Александром Борщаговским.

Валентин Курбатов (опубликовано в журнале «Дружба Народов», номер 5, 2004): Александру Михайловичу Борщаговскому исполнилось 90 лет. Мы знакомы и переписываемся последние двадцать лет. То есть годы для него уже немолодые. А он за это время написал книги об Агине и Рютине, пьесы «Дамский портной» и «Король и шут», жесткие документальные исследования «Обвиняется кровь» и «Пустотелый монумент», горькие «Записки баловня судьбы». А еще писал сценарий документального сериала об Иване Бабушкине, читал лекции, ездил на премьеры своих пьес на Украину и в Штаты. И как Георгий Васильевич Свиридов шутил иногда, что пишешь-то много, а в памяти останешься одной «Метелью», так и Александр Михайлович посмеивается, что, того гляди, запомнишься одними «Тремя тополями на Плющихе».

borshagovsky 1

Какая ненасытная работа — страстная, жадная молодая! И когда я думаю, откуда у него силы, то сразу и понимаю, что от молодости. От общения с молодой прозой и поэзией, своими талантливыми детьми (назвать хоть дочь — сценариста С. Кармалиту и зятя — Алексея Германа), от неостывающей переписки. Только ко мне он написал этих писем около трехсот. А сколько другим, несчетным более близким адресатам? И за более долгие годы?

Переписка в последние годы уже не «жанр», а отколовшийся от материка литературы все далее уходящий в забвение, почти скрывшийся из виду остров. И дело не в том, что победила электронная почта (а в ней хоть до слова повтори от руки написанное письмо, оно таинственным образом умрет на своей краткой дороге, как умирает разговор, как бы он ни был страстен, глубок и важен). И не в том, что мобильный телефон, кажется, настигает и за пределами жизни.

Просто что-то случилось с самим временем. Оно потеряло длительность. Вернее, мы изгнали эту длительность, как помеху, и живем нетерпением мгновения, начертав на всех знаменах жадное «Здесь и сейчас!», при котором уже странно говорить о долгом труде, великой мысли, сильном государстве или учительной Церкви. Это времена молниеносных войн без победителей, горячих минутных ересей, сиюминутно меняющихся литературных и политических рейтингов и скоропортящихся кумиров.

borshagovsky 2

А тут я складывал предисловие к мемуарам А.Г. Жиркевича о Толстом и только улыбнулся: его собеседник А.Ф. Кони завещал печатать свои письма через сто лет, свято уверенный, что все оттенки страстей и событий останутся живы и будут интересны читателю, как и в его дни.

Но остров уходит, уходит, и жизнь становится призрачной, безопорной и не очень ответственной, потому что не оставляет следов. Почему и книги выходят, задыхаясь, едва добежав до точки. Какие правки, переписывания по десятку раз, какие сомнения? Завтра будет поздно. И деятели культуры, политики, спорта, президентской охраны и просто богатые бездельники заторопились рассказывать о себе, словно ощупывая себя: точно ли они еще живы — и изо всех сил торопясь выкрикнуть «я» посреди других «я», боясь в противном случае не найти себя в зеркале. Газеты «желтеют» к вечеру, и назавтра ими уже не докажешь ни своего геройства, ни своего авторства.

До переписки ли? Но ведь о ней не думаешь, а пишешь да пишешь, когда просит душа. А недавно заехал к Александру Михайловичу, и он, улыбаясь, повел меня в кабинет. На столе громоздились стопки писем с аккуратными пометками на конвертах: отвечено тогда-то. «Это все ваши. Разложил вот по годам, а отдавать в архив жалко. Какие мы были беспокойные собеседники! И какое это было счастье! Теперь, простите, уже не напишу. Рука плохо держит перо. А ум — мысль. Боюсь сбиться. Простите. И пишите мне. Бог с ним, с архивом».

Вот тогда я взял у него несколько своих писем, чтобы поддержать интонацию беседы в переписке и решил напечатать хоть малую часть его писем как знак сопротивления мгновению, как эхо недавних дней, недавних страстей и нашего общего одушевления, когда писатели еще читали друг друга и ждали перемен. Мы не обходили в переписке и неудобных углов. Это легко делать в перебранке «лагерей», где сердце не надобно, потому что перед тобой «враг» и всякое оружие хорошо, и очень трудно в переписке с близким человеком, где всякое слово больно, но именно для честности отношений и неизбежно.

borshagovsky 3

Сначала думал было извлечь политический день, последние писательские съезды и пленумы, войны и разделения Союзов, но это уже скучно и стыдно. Потом показалось важнее горячее волнение вокруг романов В. Гроссмана и А. Рыбакова с обещанием их великой будущности и ночные обсуждения романа В. Дудинцева «Белые одежды» (который Александр Михайлович читает еще в рукописи сначала с прохладцей, а потом неотрывно), Неожиданно показались интересны схватки за редакторские места в «Октябре» и «Литературной газете», жизнь театра, отъезд Любимова, неприятие Таганкой Эфроса, медленное оглядчивое возвращение запрещенных фильмов А. Аскольдова «Комиссар» и Алексея Германа «Проверки на дорогах» и «Мой друг Иван Лапшин». А еще настойчиво требовали своего Горбачев, Ельцин, Лигачев, споры вокруг поворота рек… Но это уж значило бы напечатать всю эту тысячу страниц.

И я остановился на самом «литературном»: как Борщаговский читает последние книги своего давнего товарища Виктора Астафьева, ведь Виктору Петровичу в мае этого года исполнилось бы восемьдесят. «Война» вокруг его жестких последних книг еще не улеглась, и не похоже, что уляжется скоро. И тут всякий строгий голос, в особенности, голос товарища по поколению, разделившего с Виктором Петровичем общую нашу историю, необыкновенно важен.

Ну, и для «художественности» прибавил еще два письма в начале и в конце, как введение в характер корреспондента и как эпилог. Почему-то показалось, что без этой житейской ноты разговор покажется уж очень «литературным». Живые ведь люди и писали не для публикации.

Письма сокращены для одной этой занимающей нас темы и потому являются не научной публикацией, а только страницей еще живой литературной жизни. Обращения вставлены только там, где вступает другое лицо, а так письма следуют друг за другом. Их даты могут оказаться не последовательными. Это важно для верности внутреннего строя, который не всегда определяется временем.

 

Уходящие острова : Эпистолярные беседы в контексте времени и судьбы / Александр Борщаговский, Валентин Курбатов ; [сост. Г. Сапронов ; худож. С. Элоян]. - Иркутск : издатель Сапронов, 2005. - 567, [1] с. : ил . - Указ. имен: с. 544-566 . -ISBN 5-94535-059-1

Решаем вместе
Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!
Информация 12+
Свидетельство о регистрации средства массовой информации: Эл № ФС77−53556 от 4 апреля 2013 года выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
Учредитель, редакция При использовании материалов прямая ссылка на сайт pskovlib.ru обязательна. Информационная безопасность: как не поддаться на уловки кибермошенников
Контакты Адрес
Официальный интернет-ресурс для информирования о социально-экономической ситуации в России. Культура. Гранты России. Общероссийская база конкурсов и грантов в области культуры и искусства. Российская библиотечная ассоциация Министерство культуры Российской Федерации Президентская библиотека им. Б.Н. Ельцина Портал Культура.рф АРБИКОН КОРБИС «Тверь и партнеры» Центр «ЛИБНЕТ» – базы данных в свободном доступе НФ «Пушкинская библиотека» Национальный информационно-библиотечный центр ЛИБНЕТ Межрегиональный центр библиотечного сотрудничества Книжные памятники Российской Федерации Центральные библиотеки субъектов РФ Официальный сайт Российской Федерации для размещения информации об учреждениях Официальный сайт Комитета по культуре Псковской области Псковская область Российское военно-историческое общество