Каждый раз, когда кто-то фыркает, услышав о том, что искусство, и танцы в частности, могут изменить мир, мне хочется рассказать историю одного моего знакомого.

Это был мой пациент. С рождения у него были проблемы с дикцией. Говорить «правильно» ему было трудно, что делало его идеальной мишенью для всякого рода торгашей. Местный пекарь-кондитер как-то содрал с него 20 долларов за кусочек пирога. Поработали мы с этим пациентом шесть месяцев, но я навсегда запомнил его улыбку.

Семь лет спустя стою я как-то на вечеринке, на которой также затесались ребята из аделаидской танцевальной труппы Restless Dance Theatre. И тут, к моему огромному удивлению, вижу того самого пациента. Преобразился он невероятно: невозмутимый, уверенный, одетый с иголочки в черное, он стоял и попивал Shiraz. И говорил без запинки.

Что же случилось? Танцы, всего-то. Человек кардинально изменился, вступив в одну из самых креативных и вдохновляющих на моей памяти команд. Став частью Restless Dance, он стал уверенным. Начал более четко осознавать свое место в жизни. И даже обрел чувство собственного достоинства.

В общем, когда меня попросили написать о том, как танцы меняют жизнь, я тут же вспомнил про Restless. С 1991 года ребята творят, проводят мастер-классы и гастролируют со смешанной командой, в которой также есть место и танцорам с особенностями. Тем самым Restless буквально меняют людям жизнь.

Действующий режиссер-постановщик труппы Филип Чэннэлз говорит: «Мы многое узнаем о человеческой природе через призму искусства. Будь то музыка, фильмы, книги, ремесла, архитектура, мода, да что угодно. Но танцы могут дать нечто большее».

Для ребят из Restless то самое «узнавание» происходит благодаря непосредственной вовлеченности. «Каждый раз размышляя о том, какую роль играет Restless и какой вклад вносит в жизни людей, я поражаюсь тому, насколько многим людям мы помогли раскрыть их потенциал. Они даже не подозревали, что могут так себя выражать», - рассказывает Чэннэлз. «В итоге люди чувствуют себя частью сообщества, осознают свою важность и возможности. Но самое важное – у них появляется голос и шанс принимать решения в действительно комфортной вдохновляющей среде. На так называемой благодатной почве».

Безусловно, Restless – не единственные, кто ратует за способность танцев изменить мир. Команда Mayibuye, известная своими инициативами в Южной Африке и Австралии, работает с трудными подростками из неблагополучной этнической и социокультурной сред, используя искусство танца как способ оградить их от пагубного влияния криминальной культуры и уличных банд и направить его в сторону межкультурного взаимопонимания.

Сооснователь и исполнительный директор труппы Кумари Миддлтон понимает, что далеко не все разделяют их энтузиазм и скептически пожимают плечами, узнав про столь «благородную» миссию команды. Миддлтон парирует: «Танцы – это единая площадка для всех, побуждающая к командной работе и единству. Творчество дает людям свободу выбора и возможность рассказать свою историю…Танцы позволяют почувствовать себя частью сообщества, а значит, и частью человечества. Так молодые люди могут похвастаться своими талантами перед друзьями и членами семьи, и тем самым повысить самооценку и ощутить причастность».

Миддлтон вторит и Ванесса Янг, танцор и постановщик из Торонто, 25 лет. «Любой небольшой проект влечет за собой серьезные изменения», - говорит Янг. В 2010 году в Брисбене Янг запустила проект под названием Fearless. В труппу вошли 100 танцоров, а в номерах ребята не только продемонстрировали эклектичность танцевальных стилей, но и затронули тему домашнего насилия.

Она вспоминает: «Тогда многие напряглись. Подумали, что у них недостаточно денег или времени, но показать вовлеченность можно же по-разному. С танцорами все обстояло так: вы же и так выступаете на сцене, люди платят, чтобы увидеть ваши выступления. Так почему бы не потанцевать ради благородного дела?»

Работа над проектом далась нелегко. Возможно, еще и благодаря тому, что Янг пришлось оставить родной город ради его реализации. Однако ее любовь к задуманному еще раз подчеркивает то, что творческие люди в состоянии не только красоваться на сцене. «Не важно, кто вы, психолог или строитель. Нам помочь можно разными способами. Например, можно помочь временем», - рассказывает Янг. «Люди искусства иногда забывают, что то, что они делают, предназначено в первую очередь не для них. Мы выступаем для зрителей. Мы показываем номера, демонстрируя все грани столь разных культур. Собственно, Fearless для того и создан – напомнить молодым танцорам, что возможно все».

Кумари Миддлтон добавляет: «Порой сложно доказать людям, что творчество меняет жизнь к лучшему. Особенно тем, кто никогда творчеством не интересовался и не занимался». Она подмечает: «Тем не менее, каждый день мы видим изменения в молодых людях. Видеть, как они, улыбаясь, несмотря на все тяготы жизни, входят в зал и готовы заниматься… Это что-то невероятное».

Вернемся в Аделаиду. Филип Чэннэлз рассказывает о молодом человеке по имени Дэн Доу родом из небольшого городка под названием Уайалла. Доу диагностировали детский церебральный паралич, однако это не помешало ему стать всемирно известным танцором, перебраться в Лондон и войти в состав Candoco Dance Company. Вполне типичная формула успеха от Restless: увидеть не отклонение, а талант, и развить его.

«Думаю, что как только зрители видят наши номера, они думают «надо же, это же Restless, какие классные». И забывают про так называемую инвалидность» - приходит к выводу Чэннэлз. И в самом деле, новая работа команды под названием Take Me There, премьера которой состоялась в марте в рамках фестиваля Come Out Youth, наглядно демонстрирует гений творчества Restless.

Будь то проект Mayibuye, вовлекающий в творчество трудных подростков Квазулу-Натал, или Ванесса Янг, запускающая проекты в родной Канаде и не совсем родной Австралии, искусство танца тесно вплетено в картину Кумари Миддлтон с жаром комментирует: «Танцы – это командная работа, уважение, творческое мышление и способ самовыражения. Танцы могут решить проблему гендерного неравенства и отсутствия взаимной поддержки. Более того, благодаря танцам люди начинают следить за фигурой и здоровьем в целом». Думаю, мой пациент согласился бы с вышесказанным.

Статья размещена на сайте танцевального журнала Dance Informa Magazine USA.

Перевод статьи организовали переводчики английского языка и крупнейшая питерская студия танцев.

Автор статьи: Пол Рэнсом



Читать далее:

Утилизация технических масел: куда обратиться?
Как научиться искать клиентов?



Информация 12+
Свидетельство о регистрации средства массовой информации: Эл № ФС77−53556 от 4 апреля 2013 года выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
Учередитель, редакция При использовании материалов прямая ссылка на сайт pskovlib.ru обязательна.
Контакты Адрес