Акинфиева Ольга Вадимовна,

зав. отделом координации

деятельности библиотек области

В октябре 2014 года Министром культуры Российской Федерации был утвержден «Модельный стандарт деятельности общедоступной библиотеки (далее – Модельный стандарт) обозначил роль и место общедоступной библиотеки в обществе и установил минимальные требования к целям, содержанию, структуре и условиям реализации библиотечно-информационного обслуживания населения. Основной целью этого документа является усиление культурно-просветительской миссии общедоступных библиотек страны.

Решением коллегии Министерства культуры Российской Федерации № 21 от 6 декабря 2014 года Главам субъектов Российской Федерации было рекомендовано внедрить Модельный стандарт в деятельность региональных и муниципальных библиотек. Документ был направлен Главам субъектов Российской Федерации в качестве рекомендаций по дальнейшему развитию деятельности общедоступных библиотек.

Контроль за внедрением и проведение мониторинга внедрения Модельного стандарта был возложен на Департамент науки и образования Минкультуры России. Мониторинг проводится 1 раз в полугодие, начиная с 1 июля 2015 г.

В Псковской области:         

  • Государственным комитетом Псковской области по культуре в 2015 г. во все муниципальные образования Псковской области направлены Модельный стандарт и письмо Министерства культуры о внедрении данного стандарта в деятельность муниципальных библиотек области.
  • Областной научной библиотекой Модельный стандарт и письмо Министерства культуры о внедрении Модельного стандарта направлены по электронной почте во все центральные библиотеки муниципальных образований для внедрения положений Модельного стандарта в деятельность муниципальных библиотек.
  • Руководители муниципальных библиотек Псковской области были ознакомлены с основными позициями «Модельного стандарта» на Ежегодном совещании руководителей муниципальных библиотек в ноябре 2014 года.
  • На заседании Областного методического совета 15 декабря 2014 года с документом познакомились члены совета: ведущие специалисты Псковской областной универсальной научной библиотеки, областной библиотеки для детей и юношества им. В.А. Каверина и областной специальной библиотеки для незрячих и слабовидящих.
  • Документ был представлен на сайте Псковской областной универсальной научной библиотеки: pskovlib.ru в разделе «Коллегам» и на блоге Псковской библиотечной ассоциации.
  • В 2015 году методической службой Псковской областной универсальной научной библиотеки разработан инструментарий для осуществления мониторинга реализации основных положений Модельного стандарта в муниципальных библиотеках Псковской области: подготовлены методические рекомендации, которые содержат текст Модельного стандарта, анкету, показатели и критерии оценки деятельности библиотеки.
  • В 2016 году мониторинг был проведен в библиотеках 10 муниципальных образований.

В «Анкете для мониторинга по реализации основных положений Модельного стандарта» надо было отразить основные виды и направления деятельности библиотеки. Библиотек области, принимавшим участие в мониторинге отразили основные направления деятельности именно так, как это рекомендует Модельный стандарт, например, в Островском районе:

- Библиотека является культурно-просветительским центром – коммуникационной площадкой интеллектуального развития и культурного досуга населения муниципального образования «Островский район»;

- Библиотека является активным информационным агентом, равноправным действующим лицом в сетевом, виртуальном пространстве, обеспечивающим доступ как к собственным так и мировым информационным ресурсам, дающая пользователям профессиональную консультацию в навигации и выборе источников информации.

- Внедряет современные технологии в обслуживание пользователей, активно работает в социальных сетях, имеет группу ВКонтакте, участвует в работе Библиотечного портала Псковской области, пополняет сайт «Литературная карта Островского района».

- Библиотека является хранителем культурного наследия местного значения, воплощенного в ее фондах и других информационных ресурсах. При этом библиотека не только хранит, но и создает, приумножает культурное наследие, предоставляет в общественное пользование материалы по культурному наследию местного краеведческого характера.

Также в «Анкете» мы просили привести примеры того, какие из рекомендованных пунктами 3.3.1 и 3.3.2 «Модельного стандарта …» основных видов деятельности реализуются в библиотеках. Ответы и примеры получили самые разнообразные.

Все библиотеки являются площадками получения информации и документов во временное пользование, имеют абонемент и пункты выдачи. В Дновской районной библиотеке, например, работают два абонемента:  детский - для обслуживания пользователей до 14 лет (фонд – более 24 тысяч) и взрослый – для обслуживания пользователей с 15 лет (фонд – более 59 тысяч). В Новосокольническом районе помимо пунктов выдачи и передвижек организованы 69 стоянок автоклуба. В ЦБС г. Пскова пункты выдачи во временное или постоянное пользование документов имеют только Центральная городская библиотека – 2 пункта выдачи и Библиотека-общественный центр микрорайона Псковкирпич – 1 пункт выдачи.

Все библиотеки являются площадками получения информации на любом материальном носителе в читальных залах, в которых, как правило,  собран универсальный книжный фонд по всем отраслям знаний. Что касается медиатек в библиотеках области, то это, как правило, компьютер для читателей в читальном зале с доступом в Интернет. В такой медиатеке представлена справочная и энциклопедическая информация, исторические сведения, туристическая информация о музеях, экскурсионных маршрутах и городах. Информацию можно получить в виде справки, копии документа в бумажном либо электронном виде. Подобные небольшие медиатеки действуют практически во всех центральных районных и модельных библиотеках области.

В ЦБС г. Пскова  медиатеки есть во всех структурных подразделениях.

Библиотеки являются площадками сохранения культурного наследия. Например, в Дедовичской центральной районной библиотеке работает выставочный зал с постоянно действующими экспозициями по истории края, комната крестьянского быта с экспонатами деревенской домашней утвари прошлого столетия, сектор народных ремесел, в котором проводятся мастер-классы по травоплетению, плетению из бересты, ткачеству, вышивке, изготовлению обереговых кукол и многому другому. Историко-краеведческий отдел непосредственно занимается сбором, обработкой и хранением информации, экспозиционной и выставочной деятельностью. Всего в области при библиотеках работают 68 музеев крестьянского быта, этнографии, литературно-краеведческих и т.п.

Большую работу по сохранению культурного наследия проводит ЦБС г. Пскова. На сайте создана страница «Редкая книга», на которой размещены БД «Книги с автографами» (569 записей), «Библиотека О. А. Калкина» (3607), «Редкая книга» (34). Страница наполняется новостной информацией о редкой книге и работе библиотек с редкой книгой.  С целью раскрытия фондов библиотеки постоянно организуют книжные выставки.

Для продвижения книги и чтения в виртуальном пространстве разработаны  41 виртуальная выставка: «Новые книги о Святой Ольге в библиотеках города», «Княгиня Ольга, Выбуты и Псков. Из новых книг», «Археологи рассказывают... Книги из серии "Ключ к прошлому"», «Псковская книга - 2014».

Библиотеки являются каналами получения информации об имеющихся массивах и ресурсах через каталоги, картотеки, справочно-библиографическое обслуживание, проводят уроки библиотечно-библиографической грамотности, выпускают рекламные буклеты о деятельности библиотек. Размещают информацию о ресурсах на сайтах и библиотечном портале Псковской области. На всех страницах районных библиотек есть ссылки на сводный электронный каталог библиотек Псковской области, расположенный на сайте областной библиотеки.

Мы получили много примеров того, что библиотеки являются площадками обсуждения информации, местом общения, просвещения, «интеллектуально-досуговыми центрами» и др. В качестве примеров приводятся, в основном, самые разнообразные клубы по интересам и охватывают они все возрастные категории читателей. Например, в Дновской централизованной библиотечной системе работают такие клубы по интересам как: «Старшеклассник», «Наше подворье», «Пока горит свеча», «Сударушка», «Экзотика», «Мы – деревенские!», «Как молоды мы были», «Хозяюшка», «Мироведение», «Рукодельница», «Сделай своими руками» и т. д. Многим клубам уже исполнилось много лет: 25, 30, 40.

В библиотеках Новосокольнического района действуют 24 клуба по интересам для различных категорий. В библиотеках города Пскова работают 14 клубов. Руководителями клубов, в основном, являются сотрудники библиотек. Например, в Библиотеке «Родник» им. С.А. Золотцева и Библиотеке – Центре детского чтения появились объединения творческих детей и родителей Школа родительской культуры «Растем Вместе» и Студия семейного чтения «Библиокроха». Особенностью этих объединений является совместное (дети и их родители)  проведение полезного творческого досуга в библиотеке, с привлечением «креативных родителей».

Библиотека – Центр общения и информации традиционно является информационной и интеллектуальной площадкой для ежегодной Городской краеведческой игры «Псков через века».

Как площадки получения новых знаний и самообучения районные библиотеки организуют повышение квалификации библиотечных специалистов. Проводят обучающие мероприятия: семинары, творческие лаборатории, практикумы, стажировки.

Приведу наиболее актуальные темы и формы проведения занятий в Дновской ЦБС:

«Учимся у коллег». Видеоэкскурсия в Бельскую модельную библиотеку.

«Новое. Интересное. Необычное». Инновации в библиотечном деле.

В этой же библиотечной системе проводятся мастер-классы, например, такие: «Чтение как образ жизни: современные технологии по продвижению книги и чтения».  Мастер-класс от  заведующей Выскодской  модельной библиотекой.

Лицей для  идеальных библиотекарей. Мастер-класс от  заведующей Бельской модельной библиотекой.

Для читателей при историко-краеведческой библиотеке им. И. И. Василёва ЦБС г. Пскова действуют два лектория. Один является совместным проектом с Псковским областным  отделением  Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры. Занятия проводят музейные сотрудники, историки, краеведы, архивисты, искусствоведы.

Второй лекторий для любознательных «Археологи рассказывают»: совместный проект с  Псковским Археологическим Центром. Целью данных лекториев является - популяризация исторических и краеведческих знаний, знакомство с опубликованными материалами, связанным с археологическими открытиями,   историей города Пскова и  Псковской земли.

В библиотеках области проводится большое количество культурно-просветительских мероприятий. Так, в течение 2015 года, например, было проведено почти 28, 0 тыс. мероприятий. Поэтому библиотеки можно с уверенностью называть площадками проведения культурно-просветительских и социально-значимых мероприятий — литературные студии для взрослых и детей, «библиотечные уроки», литературные встречи, организация посещений библиотек учащимися и студентами, мероприятия по патриотическому воспитанию и др. Что касается патриотического воспитания, то это направление деятельности является для всех библиотек области приоритетным. А в 2015 году к 70 – летию Победы эта деятельность особенно активизировалась. Это и литературные вечера памяти «Героями не рождаются, героями становятся»,  виртуальные прогулки по улицам города Дно и ряда других райцентров, названным в честь земляков Героев Советского Союза «Есть улицы у города». Библиотека - Центр детского чтения ЦБС г. Пскова в преддверии Дня освобождения Пскова от немецко-фашистских захватчиков подготовила виртуальную экскурсию по улицам Пскова в районе Завеличья, названным именами героев Великой Отечественной войны «Маршруты Победителей».

- Проведение в Пскове акции по посадке сирени к 70-летию Великой Победы - важный вклад в патриотическое и экологическое воспитание населения. Акция прошла в апреле на набережной р. Великая по инициативе Детской экологической библиотеки «Радуга» при поддержке Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) по Псковской области и Управления городского хозяйства Администрации города Пскова. Каждый участник акции смог внести свой вклад в подготовку к Всероссийскому празднику. В ходе мероприятия не была забыта книга, участники познакомились с выставкой книг «Победа: в сердце, в памяти, в книгах» и узнали о символе Победы – сирени. (Репортажи об акции в СМИ: Город Псков http://www.pskovgorod.ru/news.html?id=9780; ПЛН http://pln-pskov.ru/society/202153.html)

Сегодня мы уже с уверенностью говорим о том, что библиотеки – это площадки и каналы получения государственных и других социально-значимых услуг или информации по получению данных услуг. Этому во многом способствовали региональные конференции из цикла «Власть. Население. Библиотеки», которые регулярно проходят в Псковской ОУНБ с 2001 года. В библиотеках  области имеются  достаточные  ресурсы  для  того, чтобы  удовлетворить возросшие информационные потребности местного сообщества по вопросам местного самоуправления:

• созданы фонды опубликованных и неопубликованных документов, принимаемых органами местного самоуправления, организована их систематизация и хранение;
• организованы информационно-консультативные пункты по проблемам местного самоуправления, в которых сосредоточена библиографическая информация, позволяющая вести целенаправленное информирование руководителей и служащих органов и служб местного самоуправления, жителей муниципальных образований;
• внедряются современные технологии, позволяющие увеличить поток информации в библиотеке и улучшить методы доставки информации пользователям.

Также мы уже можем говорить о том, что библиотеки – это консультационные пункты и площадки для получения социально-значимой информации и услуг (юридических, социально-значимых организаций, в том числе ЖКХ). В небольших библиотеках-филиалах области функционируют информационные стенды, доски объявлений, например «Село: день за днем», «В коридорах власти», где регулярно предоставляется информация о принятых решениях, распоряжениях, материалы по вопросам социальной защиты населения. А в центральных районных и модельных библиотеках вся социально-значимая информация сосредоточена в Центрах правовой информации (ЦПИ).

ЦПИ активно используют информационно-правовую систему «Законодательство России» и БД Консультант Плюс.                         

            В Центре правовой информации ЦБС г. Пскова социальные партнеры библиотеки проводят бесплатные юридические консультации. Для получения социально-значимой информации функционирует Клуб председателей многоквартирных домов города Пскова.

Деятельность библиотек вполне вписывается в Модельный стандарт. Тем более, что Администрация Псковской области планомерно проводит модернизацию общедоступных библиотек региона. Для технологического развития библиотек, улучшение качества и расширение информационно-библиотечных услуг, внедрения информационных систем в работу с пользователями, улучшения материально-технической базы библиотек разработана Государственная программа Псковской области «Культура, сохранение культурного наследия и развитие туризма на территории области на 2014-2020 годы».

На 01.01.2016 г. в области действовали 124 модельных библиотеки. Все модельные библиотеки подключены к Интернет, правовым электронным базам данных, на их базе открыты Центры правовой информации, населению предоставлен доступ к госуслугам.

Работа по созданию модельных (компьютерных) библиотек в Псковской области проводится с 2006 года. Если в 2006 году в Псковской области было открыто 8 компьютерных библиотек, то на начало 2017 года их число достигнет – 154 (вместе с центральными районными библиотеками).

На 01.01.2016 года 154 библиотеки оснащены компьютерами и подключены к Интернет. Процент компьютеризированных библиотек Псковской области составляет по итогам 2015 года – 58% (по РФ – 62%). Интернет доступен в 46% сельских библиотек (в целом по России – 54%), 18% муниципальных библиотек предоставляют доступ в Интернет по технологии Wi-Fi.

В Государственной программе Псковской области «Культура, сохранение культурного наследия и развитие туризма на территории области на 2014-2020 годы». предусмотрены  финансовые средства на модернизацию библиотек (помимо создания модельных библиотек - это ремонт и приобретение оборудования), в течение 2 лет более 20 библиотек уже отремонтированы. На 2017 год предусмотрена статья на комплектование библиотек.

Проводится обучение, переподготовка и повышение квалификации персонала библиотек, отвечающего технологическим и информационным требованиям времени.

Повышение квалификации библиотечных специалистов региона организует Псковская областная универсальная научная библиотека по областной целевой программе повышения квалификации «ПРОФИ». В пяти районах области работают профессиональные мастерские по изучению и внедрению эффективных практик библиотечной деятельности. Ежегодно до 36% библиотечных работников имеют возможность повысить свою квалификацию.

В 2014 году вновь открыто после трехлетнего перерыва заочное библиотечное отделение областного колледжа искусств им. Н.А. Римского-Корсакова.

В моем выступлении вырисовывается достаточно радужная картина положения библиотек области, но продолжим дальше анализировать данные мониторинга. Пока была проанализирована только анкета. Руководителями были заполнены две таблицы.

Первая - «Критерии соответствия деятельности общедоступной библиотеки муниципального образования (центральные районные библиотеки с филиалами) «Модельному стандарту деятельности общедоступной библиотеки». Критерии представлены в соответствии с п. 5 Модельного стандарта, а также были добавлены критерии по реализации основных направлений деятельности библиотек в работе со специальными категориями пользователей (детьми и инвалидами по зрению). Так, например, показатели и критерии оценки работы библиотеки с детьми и юношеством включают: охват детей библиотечным обслуживанием, книгообеспеченность на одного жителя-ребенка, % новой литературы для детей от общего объема новых поступлений в фонд, наличие периодики, выполнение ФЗ № 436, точки доступа в Интернет, количество социально-культурных акций и индекс удовлетворенности пользователей детского возраста. Что касается обслуживания инвалидов по зрению, то в критерии были включены вопросы о фонде литературы в специальных форматах, наличии договоров с областной специальной библиотекой для незрячих и слабовидящих, о вспомогательных технических устройствах и адаптивных технологиях для инвалидов по зрению, о культурно-массовых социально-значимых мероприятиях);

Вторая таблица «Показатели и критерии оценки деятельности общедоступной библиотеки муниципального образования (центральные районные библиотеки с филиалами)» содержит такие разделы как:

1. Реализация полномочий по организации библиотечного обслуживания населения (соответствие библиотечной сети рекомендуемым нормативам, охват населения библиотечным обслуживанием, а также расходы на содержание 1 библиотеки. Так, например, на содержание в среднем на 1 библиотеку приходится пятая или шестая часть выделенных финансовых средств. В Дедовичском районе, например, в 2015 году было выделено 414,5 тыс. руб., а на содержание – 61,8 тыс. руб., в Островском районе – всего выделено 590,0 тыс. руб., на содержание – 110,1 тыс. руб.

2. Документационное обеспечение деятельности библиотек.

3. Информационная открытость деятельности библиотеки (наличие сайта/страницы, блогов и аккаунтов в соцсетях, своевременное размещение сведений о госсзадании, его исполнении и изменении на сайте РФ для размещения информации о государственных/муниципальных учреждениях (http:// bus.gov.ru), посещение сайтов/порталов, наличие вывески, общественных советов, отчеты перед населением и т.д.)

4. Уровень комплектования и сохранности фондов (новые поступления, обновляемость, обращаемость, книгообеспеченность на 1 тыс. жителей, средние показатели финансирования комплектования на 1 жителя и на 1 библиотеку. По результатам мониторинга на 1 жителя приходится от 7 до 14 руб., на 1 библиотеку – от 1790 руб. (Дно) до 161,6 руб. ЦБС г. Пскова.

5. Проектная и инновационная деятельность (участие библиотеки в конкурсах проектов, разработка и реализация  проектов по развитию деятельности, результативность проектной деятельности, т.е. наличие поддержанных проектов, новые библиотечные услуги, формы работы для населения).

6. Информатизация библиотек (доля библиотек, имеющих ПК, подключенных к Интернет, доля библиотечного фонда, введенного в ЭК, количество пользователей ЭДД и документов, полученных по ЭДД, количество пользователей правовыми БД, выполненные запросы, обеспечение населения доступом к Интернет, участие сотрудников библиотеки в Интернет проектах по дистанционному обучению. Слабое звено этого пункта ЭДД – 1-2 заказа, 1-2 полученных документов.

7. Деятельность учреждения, направленная на работу с кадрами (работающие на неполную ставку, средняя нагрузка на 1 работника основного персонала, наличие годового плана повышения квалификации, положения об оплате труда и стимулировании, коллективного договора и т.д.).

8. Материально-техническое обеспечение (число библиотек, требующих капитального и косметического ремонта, наличие условий доступности услуг – средств информации для пользователей – телефон, факс, e-mail, а также финансирование материально-технической базы библиотек на 1 жителя и на 1 библиотеку). Результат по финансированию плачевный, финансирование от 3 руб. в Дедовичском и Красногородском районе и 366 руб. – в Куньинском, в котором были большие вложения на капремонт Ущицкой модельной библиотеки. Финансирование МТБ одной библиотеки тоже разнится от 3350 руб. в Дедовичском районе до 178, 4 тыс. руб. в ЦБС г. Пскова, в которой был произведен капитальный ремонт.

В документах мониторинга мы попросили руководителей указать сдерживающие факторы для полноценного внедрения основных положений «Модельного стандарта».

Самый главный сдерживающий фактор – это финансирование (технического переоснащения, программного обеспечения и целевого  комплектования).

Недостаточное  финансирование не позволяет:

- выдерживать нормативы по обновлению библиотечного фонда (книжный фонд пополняется за счет даров), 

- поддерживать в библиотеках комфортную среду (приобретать библиотечное оборудование, современную мебель),

- создавать условия для обслуживания особых групп пользователей (наличие технических устройств и адаптированных технологий),

- соответствовать нормативным и техническим требованиям при предоставлении услуг и выполнении работ.

- посещать библиотечным специалистам муниципальных библиотек, в том числе сельским областные мероприятия по повышению квалификации, выезжать на значимые для библиотечного сообщества конференции, форумы и т.п.

Также в библиотеках отсутствуют квалифицированные специалисты в области компьютерных технологий. Руководители считают, что в современных условиях в штате библиотек необходимо наличие специалиста по IT – технологиям.

- Молодые специалисты не хотят работать в библиотечной сфере из-за низкой оплаты труда. Персонал библиотек области имеет средне - статистический возраст 45 - 50 лет.

Ну и, наконец, уменьшается количество населения области (за 3 года население уменьшилось более, чем на 15, 0 тыс. жителей), сокращение сети библиотек, работа на неполную рабочую неделю, а также удаленность населенных пунктов от стационарных библиотек, отсутствие транспортных возможностей для обслуживания удаленных населенных пунктов. (Только 1  КИБО в областной научной библиотеке, которому уже 4 года) и 10 единиц устаревших транспортных средств в муниципальных образованиях.

 

Какие же из этих проблем можно решить на муниципальном, региональном, федеральном уровнях? Такой вопрос мы также задали руководителям библиотек.

Решение вопросов на муниципальном уровне может быть следующее:

- Выделение денежных средств на  комплектование и подписку на периодические издания, укомплектование и обучение кадров,  повышение уровня заработной платы, введение новых штатных единиц, решение вопросов по противопожарной безопасности, ремонту зданий, переводу библиотек в более благоустроенные помещения.

На федеральном и региональном уровне:

- Строительство новых или капитальный ремонт старых зданий;

- Принятие программ по финансированию комплектования и подписки и открытия модельных библиотек, финансированию «доступной среды», т.е. создания необходимых условий при обслуживании людей с ограниченными возможностями жизнедеятельности.

 - Необходимо пересмотреть расчетно-региональный норматив на культуру по распределению дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных районов, исключив из него средства на оплату коммунальных услуг. Расчетно-региональный норматив должен распространяться только на фонд оплаты труда, как это происходит по всем другим отраслям, кроме культуры.

В завершение опроса мы попросили внести предложения по внедрению основных положений Модельного стандарта и указать финансовую потребность на реализацию Модельного стандарта по годам с указанием статей расхода (в рублях).

От двух из десяти руководителей прозвучали пессимистичные заявления:

Если продолжится дальнейшая оптимизация библиотек и штатной численности работников – то некому будет внедрять Модельный стандарт! (Кунья)

А руководитель Гдовской ЦРБ (не самой худшей в области, победитель многих областных конкурсов) заявила: мы считаем, что библиотеки МБУ «Гдовская районная центральная библиотека» в плане имеющейся материально-технической базы, бюджетного финансирования и имеющегося кадрового  состава не готовы к внедрению  Модельного стандарта.

Но были и другие ответы. Один из руководителей перечислив все цели, на которые нужны финансовые средства (от содержания персонала библиотеки и комплектования до информатизации, содержания здания и организации библиотечного пространства) представила сумму затрат на книги и периодику 180,0 тыс. рублей и на компьютерную технику и программное обеспечение на 90,0 тыс. руб., но на 3 года.

Также небольшие финансовые потребности на подписку представила Порховская ЦРБ. Руководитель библиотеки считает, что для полноценного обеспечения библиотек Порховского  района необходимо иметь подписку в 200  годовых комплектов печатных периодических изданий, при имеющемся сейчас базовом наборе в 83 наименования.  При  средней цене на один годовой  комплект  (по итогам 2015г.) - 1390 руб. для получения данных подписных изданий в 2015 году необходимо не менее 208 тысяч рублей. 

Дедовичская библиотека предоставила расчеты на 450 тыс. руб. на технологическое развитие, внедрение информационных систем, приспособление внутреннего пространства библиотек к современным потребностям пользователей, создания условий для безбарьерного общения, комплектования общедоступных библиотек персоналом, отвечающим технологическим и информационным вызовам времени, в том числе на основе обучения и переподготовки кадров (причем на последнюю позицию определили финансовую потребность на 2016 г. – 100 000 руб).

ЦБС г. Пскова необходимо в год  5 млн. рублей на комплектование и 2 млн. рублей  на техническое переоснащение и ремонт и др.

Какой же можно сделать вывод о проведенном мониторинге по внедрению Модельного стандарта?

Главный вывод по результатам мониторинга – библиотеки готовы к внедрению Модельного стандарта и уже есть определенные наработки, но необходимо установить некий обязательный стандарт материальных, технических и кадровых ресурсов, которыми должна располагать общедоступная библиотека для выполнения определенных Модельным стандартом услуг и работ, причем с учетом статуса общедоступных библиотек, и чтобы этот Стандарт был обязательным для исполнения органами власти.

Что происходит в регионах России? В соответствии с принятием в 2014 году «Модельного стандарта деятельности общедоступной библиотеки» и 2015 году «Основ государственной культурной политики», которые определяют главные направления государственной культурной политики и оказывают влияние на деятельность муниципальных библиотек, в ряде регионов России, на основании этих документов, были приняты собственные Модельные стандарты, дополнены региональные и муниципальные программы, реализованы библиотечные проекты по возрождению интереса к чтению, приняты меры по модернизации деятельности библиотек, по созданию современных центров для общения, большое внимание уделяется детским и молодежным объединениям, ориентированным на творческую и познавательную деятельность.

При этом внедрение «Модельного стандарта» в регионах России находится на различных этапах. Где-то, как в нашей и Архангельской областях, проводятся мониторинги внедрения Модельного стандарта, которые позволяют библиотечным специалистам под другим углом взглянуть на свою работу, провести аудит своей деятельности или провести оценку степени соответствия муниципальных библиотек региона требованиям Модельного стандарта.

В Мурманской области, впрочем как и во многих других, практически не строятся новые специализированные библиотечные здания. Библиотеки ряда муниципальных образований области нуждаются в новых (отремонтированных или реконструированных) зданиях и помещениях, отвечающих современным требованиям, включая организацию доступной среды для маломобильных групп пользователей и инвалидов.

В целом ряде муниципальных образований этого региона, особенно в сельской местности, недостаточно выделяется средств на комплектование библиотечных фондов; библиотекам необходима замена мебели, библиотечного оборудования, компьютерного парка, оргтехники, комплектующих и программного обеспечения.

В Татарстане обсуждение «Модельного стандарта деятельности общедоступной библиотеки», наряду с такими документами как: «Отраслевые нормы труда на работы, выполняемые в библиотеках, и нормативные потребности для формирования сети библиотек в муниципальном образовании», проходило на семинарах-совещаниях городских и сельских библиотекарей.

Внедрению Модельного стандарта в работу общедоступных библиотек Краснодарского края была посвящена коллегия Совета по культуре при министерстве Краснодарского края на тему «Новый модельный стандарт вектор развития библиотек Краснодарского края». Поставлены задачи по поэтапной модернизации муниципальных библиотек в соответствии с требованиями к выполнению библиотечных услуг, определены приоритетные направления деятельности.

Заслуживает внимания опыт библиотек Тверской области. В муниципальных библиотеках Тверской области активно обсуждались вопросы внедрения таких документов, как: «Модельный стандарт деятельности общедоступной библиотеки», утверждённый Министром культуры РФ, и «Модельный стандарт деятельности муниципальных общедоступных библиотек Тверской области». В различных форматах информация о них доводилась до органов местного самоуправления: на аппаратном совещании, на рабочей группе при главе района, совещаниях в органах культуры, при личных беседах руководителей библиотек в администрациях. В учреждениях прошли семинары «Деятельность библиотеки в свете Модельного стандарта», в муниципальных образованиях предприняты попытки создания собственных документов. При разработке таких документов берут за основу «Модельный стандарт деятельности муниципальных общедоступных библиотек Тверской области», при этом некоторые главы сельских поселений адаптируют Модельный стандарт под свои сельские библиотеки. В Торопецком районе, например, подготовлено распоряжение администрации «Об утверждении Модельного стандарта деятельности муниципальных общедоступных библиотек в Торопецком районе», а отдел культуры, молодёжной политики, спорта и туризма администрации руководствовался стандартом при выработке решений по ресурсному обеспечению библиотечных услуг.

Положения областного Модельного стандарта учитывались при решении вопросов оптимизации отрасли еще в ряде районов области (Кашинском, Селижаровском, Старицком). Сделан анализ соответствия муниципальных библиотек Нелидовского района Модельному стандарту для последующего его внедрения, проведена оценка соответствия Кимрской центральной библиотеки нормам Модельного стандарта, итогом семинара «Организация библиотечного обслуживания населения в свете положений Модельного стандарта» стало решение о проведении мониторинга готовности библиотек Фировского района к внедрению «Модельного стандарта деятельности муниципальных общедоступных библиотек Тверской области».

Модельный стандарт общедоступной библиотеки - это рекомендация Минкультуры органам власти субъектов Федерации и муниципальных образований для реализации. Это не только предложение, как организовать библиотечную работу, но и рекомендации по оказанию содействия работе библиотек по тем параметрам, которые позволяют сохранить библиотеку как хранителя культурного наследия, включить её в современное информационное пространство и дать ей новые социально-культурные функции как органу, в котором сосредоточена культурная жизнь населения на местах.

Екатерина Юрьевна Гениева считала, что рекомендательный Модельный стандарт — это способ спасения очень многих библиотек, будем над этим работать.

Решаем вместе
Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!
Информация 12+
Свидетельство о регистрации средства массовой информации: Эл № ФС77−53556 от 4 апреля 2013 года выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
Учредитель, редакция При использовании материалов прямая ссылка на сайт pskovlib.ru обязательна. Информационная безопасность: как не поддаться на уловки кибермошенников
Контакты Адрес
Официальный интернет-ресурс для информирования о социально-экономической ситуации в России. Культура. Гранты России. Общероссийская база конкурсов и грантов в области культуры и искусства. Российская библиотечная ассоциация Министерство культуры Российской Федерации Президентская библиотека им. Б.Н. Ельцина Портал Культура.рф АРБИКОН КОРБИС «Тверь и партнеры» Центр «ЛИБНЕТ» – базы данных в свободном доступе НФ «Пушкинская библиотека» Национальный информационно-библиотечный центр ЛИБНЕТ Межрегиональный центр библиотечного сотрудничества Книжные памятники Российской Федерации Центральные библиотеки субъектов РФ Официальный сайт Российской Федерации для размещения информации об учреждениях Официальный сайт Комитета по культуре Псковской области Псковская область Российское военно-историческое общество