Галактионова Светлана Алексеевна,

заведующая отделом абонемента

Со времен существования первых библиотек и до наших дней проблема сохранности библиотечного фонда остается актуальной, будь то охрана материальной основы документа от разрушения, либо противоправные действия крадущих библиотечные книги или недобросовестные читатели, годами не возвращающие книги в библиотеку, которых мы и называем задолжниками. В древности таких людей ожидало бы суровое наказание, а то и смертная казнь.

Говорить сегодня о читателях-задолжниках – дело неблагодарное. Но не поразительно ли, что фонд библиотеки может потерпеть самый большой ущерб как раз от тех, для кого он предназначен, и что именно работа с читателями-задолжниками отнимает массу рабочего времени, сил и нервов у сотрудников отделов обслуживания. Основными причинами невозвращения читателями – должниками литературы является низкая культура пользования библиотечным фондом и убежденность в своей безнаказанности.

Основной задачей отдела обслуживания как структурного подразделения библиотеки является обеспечение выполнения всех библиотечных услуг, оперативность и качество обслуживания, а значит недопущение отказов. А одна из причин отказов на книги как раз их несвоевременный возврат некоторыми пользователями библиотеки.

Актуальна проблема читателей-задолжников и для абонемента Псковской областной научной библиотеки, которая обслуживает читателей всего города. И вернуть книги в библиотеку иногда требует немалого труда.

На конец 2016 года всего задолжников в отделе 358 человек. Проанализировав данные по категориям читателей, получилась следующая картина:

  • Учащиеся ВУЗов, СУЗов, школ – 43 %
  • Прочие читатели, рабочие – 18 %
  • Прочие специалисты (ИТР, мед. работники, работники культуры и искусства и др.)  - 16%
  • Пенсионеры – 11%
  • Педагоги – 9%
  • Военнослужащие и сотрудники правоохранительных органов – 3%

Картина за последние лет пять не меняется. Учащиеся самая многочисленная группа задолжников, самая необязательная, забывчивая и часто меняющая номера мобильных телефонов. Поэтому основная форма работы с задолжниками – телефонные звонки – с ними затруднена.

Несколько лет назад существовала хорошая форма борьбы с этой категорией читателей – составление списков студентов – задолжников и рассылка этих списков по учебным заведениям. Этим занимался отдел регистрации. Хотелось бы эту работу продолжать.

Если разбить задолжников по годам мы увидим следующую картину:

2012 г. – 55 (139)

2013 г. – 65 (151)

2014 г. -  52 (143)

2015 г. – 35 (106)

2016 г. – 129 (316)

Задолжники 2012 – 2015 гг.  – это уже «сухой остаток», читатели, до которых уже не добраться, не дозвониться. Но формуляры хранятся пять лет в основном из - за учащихся. Эта категория читателей может взять книги на 1 курсе, а прийти в библиотеку по необходимости на 5 курсе и узнать о своей «задолженности».

Задолжники 2016 г. - это в основном читатели, не сдавшие книги в октябре, ноябре, декабре прошлого года. С этими читателями ведется постоянная ежедневная работа.

По работе с задолжниками сотрудники отдела выполняют перечень обязательных мероприятий, который включает:

  • Проведение «Недель возвращенной книги» два раза в год;
  • Оповещение задолжников по телефону;
  • Штрафные санкции.
  • Возмещение неустойки книгами из личной библиотеки;
  • Индивидуальные беседы с пользователями при записи;

Проведение «Недели возвращенной книги»

Совместно с отделом регистрации проводятся два раза за год. Обычно в мае и декабре. Для абонемента распечатываются списки читателей – задолжников с номерами мобильных телефонов. Все заявки отдела о персональных данных читателей отмечаются в «Журнале учета запроса персональных данных» в отделе регистрации. За «неделю» читатели могут сдать просроченные по сроку возврата книги без оформления штрафных санкций и нареканий со стороны библиотекарей.

Итоги акции за последние три года следующие:

2014 г. – 93 задолжника вернули 413 книг

2015 г. – 78 задолжников вернули 276 книг

2016 г. – 139 задолжников вернули 596 книг

Оповещение задолжников по телефону – основная форма работы на абонементе. В среднем 60 – 70 звонков в месяц. На читательском формуляре делается отметка с датой звонка и результатом: дозвонился, не дозвонился, недоступен.

За 2016 г. сделано 740 звонков должникам с напоминанием о сроках возврата.

За 2015 г. сделано 710 звонков.

За 2014 г. сделано 920 звонков.

За 2013 г. сделано 1007 звонков.

За 2012 г. сделано 976 звонков

К злостным задолжникам применяются штрафные санкции. Согласно правилам пользования библиотекой: «При нарушении срока возврата книг, по истечении месяца со дня записи их в электронный читательский формуляр, взимается пени в установленном порядке согласно «Прейскуранту дополнительных платных…услуг».

Пени за несоблюдение сроков возврата документов, выданных на дом составляет 2 рубля в день за каждый документ. Общую сумму пени высчитывает программа MARC SQL, достаточно выбрать нужный отчет и ввести номер пластиковой карты.

Это производит хороший эффект на задолжников, особенно когда сдают за них мамы, папы, бабушки. Что не библиотекарь на калькуляторе пени высчитывает, а все данные есть в базе библиотеки.

Конечно, пени достигают и нескольких тысяч, но мы идем на уступки: просим возместить неустойки книгами из личной библиотеки или купить новые книги, необходимые для фонда отдела. Но бывает это редко.

По правилам пользования библиотекой не обслуживаются читатели с непродленными читательскими билетами, а чтобы его продлить должны быть сданы все книги, за предыдущий год на абонементе. Вот здесь мы сталкиваемся еще с одной проблемой. Бывает так, что читатель - задолжник на абонементе, но он перерегистрирован, книги продлены и он посещает другие отделы не заходя к нам.

Большая просьба к заведующим других отделов обслуживания: доведите до своих сотрудников, что продлевать книги нужно только вашего отдела, а не всех других заодно. Попросите его сходить на абонемент и продлить книги самому.

Индивидуальные беседы с пользователями при записи:

Однако основной упор нужно делать не на возврат книг, а на профилактику, на воспитание культуры читателя. С читателями нужно работать еще до того, как они стали задолжниками, раньше, чем они взяли книгу домой. На абонементе мы знакомим читателя с Правилами пользования библиотекой, потому что незнание – самая распространенная причина их нарушения.

По Правилам пользования:

  • Пользователь может получить на дом не более 7 книг на срок до 20 дней
  • Пользователь может продлить срок пользования книгами, если на них нет спроса другими пользователями. Продлить можно лично, по телефону, через сайт библиотеки, но не более трех раз подряд.
  • При нарушении срока возврата книг, по истечении месяца со дня записи их в электронный читательский формуляр, взимается пени в установленном порядке согласно «Прейскуранту дополнительных платных…услуг»

Сотрудники абонемента говорят о важности своевременного возврата литературы, проводят разъяснительную, профилактическую работу по предупреждению нарушений Правил пользования библиотекой.

Такая работа достаточно сложна и кропотлива, но действенна она будет лишь в том случае, если ведется настойчиво и систематически, а не от случая к случаю и к тому же с каждым пользователем.

Зайдите на LiveLib.ru — сервис для общения. Здесь можно найти единомышленников, которым нравятся одинаковые любимые книги; узнать, какие новинки сегодня на слуху; обсудить классику, которая никогда не выходит из моды; пообщаться на любые темы на книжном форуме. Меня привлекло обсуждение темы «А вы не возвращали книги в библиотеку?». Среди 85 человек со всей России только 33 человека ответили, что возвращали книги после прочтения вовремя и даже раньше срока, остальные так и не решились прийти в библиотеку.

В заключение еще раз подчеркну, что единого рецепта для обеспечения сохранности фонда от читателей-задолжников нет. Надо использовать, возможно, большую совокупность методов и применять их последовательно, изо дня в день. И, может быть, тогда перестанут быть столь актуальными слова Антона Павловича Чехова, который говорил: «Если товарищ просит у вас книгу, дайте ему денег. Деньги он, возможно, вернет, а книгу – вряд ли».

Решаем вместе
Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!
Информация 12+
Свидетельство о регистрации средства массовой информации: Эл № ФС77−53556 от 4 апреля 2013 года выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
Учредитель, редакция При использовании материалов прямая ссылка на сайт pskovlib.ru обязательна. Информационная безопасность: как не поддаться на уловки кибермошенников
Контакты Адрес
Официальный интернет-ресурс для информирования о социально-экономической ситуации в России. Культура. Гранты России. Общероссийская база конкурсов и грантов в области культуры и искусства. Российская библиотечная ассоциация Министерство культуры Российской Федерации Президентская библиотека им. Б.Н. Ельцина Портал Культура.рф АРБИКОН КОРБИС «Тверь и партнеры» Центр «ЛИБНЕТ» – базы данных в свободном доступе НФ «Пушкинская библиотека» Национальный информационно-библиотечный центр ЛИБНЕТ Межрегиональный центр библиотечного сотрудничества Книжные памятники Российской Федерации Центральные библиотеки субъектов РФ Официальный сайт Российской Федерации для размещения информации об учреждениях Официальный сайт Комитета по культуре Псковской области Псковская область Российское военно-историческое общество