Винидиктова Яна Олеговна,

заведующая отделом искусств

осп «Псковская областная библиотека для детей и юношества им. В.А. Каверина»

Современные тенденции в образовании и воспитании детей диктуют нам свои условия. Повинуясь общему безумию, мы буквально с пеленок отдаем детей во всевозможные кружки и секции, надеясь на то, что чем раньше ребенок научится читать, писать, изъясняться на иностранном языке, складывать математические формулы, тем выше будет уровень его интеллекта и тем успешнее сложится его дальнейшая судьба. Интеллект – это совокупность знаний человека и умение их применять, делая выводы. Но ведь применять «знания» при выполнении сложнейших действий может и робот. Так в чем его отличие от человека?

Психологи выделяют семь видов человеческого интеллекта:

  1. Речевой. Слово (письменное или устное) – главный инструмент таких людей. Они грамотно выражают свои мысли как письменно, так и устно.
  2. Логико-математический. Умение совладать с числами и математические действиями.
  3. Телесно-кинетический. Отличное владеют своим телом и движениями.
  4. Визуально-пространственный. Способность ориентироваться в окружающем пространстве и соизмерять его предположительные величины.
  5. Социальный интеллект. Поддержание контакта с другими людьми.
  6. Личностный интеллект. Ведение внутреннего диалога с самим собой и контроль за проявлением своих чувств.
  7. Творческий интеллект. Генерирование новых идей.

Вы видите, что все виды интеллекта в наши дни могут иметь искусственную оболочку. Кроме, разве что, одного. Мы условно назвали его ЭМОЦИОНАЛЬНЫМ ИНТЕЛЛЕКОМ. Это способность человека накапливать впечатления, ощущения и руководствоваться накопленным опытом в жизни.

На формирование любого из 7-ми типов интеллекта влияют различные факторы (от генетической предрасположенности до пищи).  И среди них можно выделить такой фактор как ИНФОРМАЦИЯ.  Накопленная человечеством, информация передается в том числе с помощью книг. Поэтому, библиотеку с ее фондом по праву можно назвать одним из центров развития интеллекта. Книги могут помочь вам в освоении математики, техники речи, общения, самопознании. Но библиотека – это не обязательное, а возможное звено в цепи развития потенциала ребенка (если говорить о детях).  И при том ПОЛОЖИТЕЛЬНАЯ составляющая часть его жизни.

Библиотека с ее системой организации фонда по отраслям знания в некотором роде облегчает поиск информации, предназначенной для конкретного типа интеллекта. Но отдел искусств является тем уникальным организмом, где представленная информация при должном использовании сможет повлиять не только на творческие, но и на многие другие способности ребенка. Чтение книги – это интеллектуальный процесс, а чтение книги по искусству – это еще и эмоциональный опыт, поскольку он напрямую связан с созерцанием произведений искусства в различной форме. Главная задача отдела – привлечь подрастающее поколение к искусству через книгу. Поскольку наш отдел комплексный и существует без малого 50 лет, в нем представлена информация по различным видам искусства (изобразительного, музыкального, зрелищного). И все виды искусства в равной степени должны открываться перед ребенком. 

В процессе многолетней работы отдела была выработана определенная цепочка (ступени) восприятия искусства:

  1. стимулирование интереса к искусству (начальный этап, первые встречи с искусством);
  2. воспитание вкуса (регулярное погружение в искусство);
  3. эстетические навыки (попытки или полноценное самостоятельное творчество);
  4. эстетическое мировоззрение (интеллект без мировоззрения – искусственен, это запрограммированный робот).

Еще одна отличительная особенность искусства заключается в том, что его изучение носит как воспитательную, так и образовательную функцию. И по сути, они взаимосвязаны. В программу образования и дошкольников, и учащихся 1-11 классов, и студентов входят часы на изучение истории искусства. Многие задаются вопросом, зачем ее изучать. Ответов много, один из них будет примерно таким: изучая творческий опыт прошедших эпох, человек учится размышлять и осознает свое место в историческом и культурном процессах. Воспитательная же функция искусства очевидна: моральные основы существования человека легко укладываются в произведения живописи, театр, кино и даже музыку. Вот тут бы и ударить по рукам школе, на которую снова возложили обязанности по воспитанию учащихся, и искусству, которое воспитательную функцию никогда не теряло!

Вся работа в отделе искусств осп «ПОБДЮ им. В.А.Каверина» построена по двум направлениям: индивидуальная и массовая. Читатели – дети, которые обращаются в отдел за литературой, как правило, имеют конкретный запрос: ноты или книга по определенной теме. Наша задача – развивать и стимулировать их разностороннее погружение в искусство, предлагая и помогая изучить не только интересующую тему, но и сопутствующие ей. Открытый фонд и рекомендации как основа работы, помогают решить эту задачу.

Довольно объемная составляющая работы отдела, направленная на культурное развитие подрастающего поколения и формирование его эмоционального интеллекта – это проведение массовых мероприятий. Спутником библиотеки в такой деятельности выступают образовательные учреждения: детские сады, школы, учреждения дополнительного образования, ВУЗ. Все мероприятия проводятся в соответствии с возрастом участников и уровнем восприятия информации. Важной особенностью мероприятий является их цикличность.  Можно провести для детей или подростков одно мероприятие, посвященное конкретному художнику. Однако, донести до неподготовленной аудитории за один академический час художественные идеи довольно сложно.

Воспитывать интерес к искусству нужно с раннего возраста. Дошкольникам доступно восприятие традиционного русского декоративно-прикладное искусства, и если их познавательная деятельность, в первую очередь, построена на игре, то самыми первыми и понятными для них предметами искусства будут глиняные игрушки. Различие форм, расцветок и персонажей наглядно демонстрируют географию нашей страны. Дети легко могут подражать этим предметам в своем творчестве, поэтому цикл мероприятий «Кладовая радости» знакомит дошкольников и младших школьников с известными примерами декоративно-прикладного искусства. Эмоционально-творческим откликом детей на полученную информацию становятся попытки самостоятельного творчества по знакомым образцам.

Уроки творчества являются обязательным компонентом мероприятий по различным видам искусства для детей дошкольного и младшего школьного возраста. Это тот возраст, когда они еще не стесняются выражать свои впечатления и представления, не связаны условностями. Уроки творчества сопровождают и другие циклы мероприятий. «Творчество и выражение» - это основанные на искусствоведческой и педагогической литературе мероприятия о видах и жанрах живописи, после которых ребята могут делать свои первые грамотные выводы об изобразительном искусстве. Логическим дополнением или продолжением этих мероприятий становится цикл «Сказки о художниках», основанный на серии книг издательства «Белый Город». Сопровожденный репродукциями картин известных русских художников, каждый рассказ знакомит детей с яркими фактами биографии художников, особенностями их творчества.   

Классическая музыка – сложный вид искусства, порой недоступный не только детям, а и взрослым. Но если в раннем возрасте начать пояснять ребенку что он слышит, какой бывает музыка, какие существуют музыкальные инструменты, обмениваться впечатлениями (и делать это регулярно), то велика вероятность, что, став старше, человек проявит интерес к классической музыке. На начальном этапе могут помочь циклы библиотечных мероприятий «Твой друг музыка» и «Сказка в музыке», основанные на музыковедческой литературе и сопровождающиеся прослушиванием и обсуждение фрагментов знаменитых музыкальных произведений.

Дети старшего школьного возраста, если они никогда не встречались с искусством, так же нуждаются в воспитании эстетического вкуса, как и дошкольники. К моменту окончательного формирования личности они должны обладать не просто развитым интеллектом, но и эстетическим мировоззрением. Желательно, чтобы они дети были ВСЕСТОРОННЕ развиты, эмоционально зрелы, социализированы в обществе. И понимали, что мысли и чувства можно выражать в творчестве. Навыки «чтения» мыслей на расстоянии и во времени дает такая учебная дисциплина как «Мировая Художественная Культура». Печально, что количество выделяемых на нее часов и в школах, и в ВУЗАХ неумолимо сокращается. А ведь это дисциплина, которая учит понимать людей. Наш отдел искусств на протяжении длительного времени проводит цикл мероприятий (по собственной авторской методике) в помощь вышеупомянутой дисциплины. И можем с уверенностью сказать, что каждый человек без исключения способен воспринимать искусство. А самое главное, каждому дана возможность развивать свой эмоциональный интеллект, ведь произведения искусства – общедоступны (в оригинале или копиях).

Регулярное соприкосновение с шедеврами искусства (живописью, музыкой, театром…) всегда рождает в человеке потребность проявить свои способности. Случится это, или нет – зависит от многих факторов. Но если это произошло и человек взял в руки кисть, сел за музыкальный инструмент, вышел на маленькую сцену, то ему крайне важна поддержка и совет окружающих его людей. Для таких целей при отделе искусств уже более 7-ми лет реализуется проект «Таланты и Поклонники». Он представляет собой выставочный диалог трех сторон: с одной – профессиональные деятели искусства, с другой – увлеченные собственным творчеством люди. А между ними – зрители, которые воспринимают, оценивают, высказываются. За годы существования проекта было проведено более 50-ти персональных выставок и презентаций творчества.

Разностороннему развитию детей способствуют и ежегодные творческие конкурсы, проводимые отделом искусств. Пониманию текста художественной литературы помогают конкурсы иллюстраций к Неделе Детской книги, наследие А.С.Пушкина осмысливается детьми при подготовке работ на конкурс Детской Изобразительной Пушкинианы (совместно с музеем-заповедником «Михайловское»), а впечатления от классической музыки становятся главной идеей Детской Литературной Филармонии (совместно с Псковской областной Филармонией)

О том, что занятия различными видами искусства способствуют развитию интеллекта, известно давно и нет смысла компилировать многочисленные статьи ученых. Хочется верить, что мы смогли хоть немного донести до вас нашу мысль о том, что искусство как самостоятельный организм и книга по искусству как его частичка – важная составляющая в формировании интеллекта подрастающего поколения. Приятно видеть, что тема искусства в ряде книжных издательств занимает высокое место. Каждый год только в нашей стране выпускается огромное количество искусствоведческих книг для читателей разных возрастов о художниках, музыкантах и т.д. Писатели стараются облечь известные факты биографии в необычную и увлекательную форму, сделав рассказ доступным и запоминающимся. Кроме того, героями художественной литературы (романов, детективов, триллеров) нередко становятся деятели или произведения искусства. Искусство и художественная литература неразделимы. Этому и посвящены планы нашего отдела. И хотелось бы, чтобы, рассказывая ребенку о прекрасном, ты мог бы предложить ему столь же прекрасную новую книгу из библиотечного фонда.

 

Культура. Гранты России. Общероссийская база конкурсов и грантов в области культуры и искусства. Российская библиотечная ассоциация Министерство культуры Российской Федерации Президентская библиотека им. Б.Н. Ельцина Портал Культура.рф АРБИКОН КОРБИС «Тверь и партнеры» Центр «ЛИБНЕТ» – базы данных в свободном доступе НФ «Пушкинская библиотека» Национальный информационно-библиотечный центр ЛИБНЕТ Межрегиональный центр библиотечного сотрудничества Книжные памятники Российской Федерации Центральные библиотеки субъектов РФ Государственный Интернет-Сайт правовой информации Официальный сайт Российской Федерации для размещения информации об учреждениях Россия начинается здесь! Псковская область Российское военно-историческое общество Псковский областной центр народного творчества Год памяти и славы 2020