Галактионова Светлана Алексеевна,

заведующая отделом абонемента

Со времен существования первых библиотек и до наших дней проблема сохранности библиотечного фонда остается актуальной, будь то охрана материальной основы документа от разрушения, либо противоправные действия крадущих библиотечные книги или недобросовестные читатели, годами не возвращающие книги в библиотеку, которых мы и называем задолжниками. В древности таких людей ожидало бы суровое наказание, а то и смертная казнь.

Говорить сегодня о читателях-задолжниках – дело неблагодарное. Но не поразительно ли, что фонд библиотеки может потерпеть самый большой ущерб как раз от тех, для кого он предназначен, и что именно работа с читателями-задолжниками отнимает массу рабочего времени, сил и нервов у сотрудников отделов обслуживания. Основными причинами невозвращения читателями – должниками литературы является низкая культура пользования библиотечным фондом и убежденность в своей безнаказанности.

Основной задачей отдела обслуживания как структурного подразделения библиотеки является обеспечение выполнения всех библиотечных услуг, оперативность и качество обслуживания, а значит недопущение отказов. А одна из причин отказов на книги как раз их несвоевременный возврат некоторыми пользователями библиотеки.

Актуальна проблема читателей-задолжников и для абонемента Псковской областной научной библиотеки, которая обслуживает читателей всего города. И вернуть книги в библиотеку иногда требует немалого труда.

На конец 2016 года всего задолжников в отделе 358 человек. Проанализировав данные по категориям читателей, получилась следующая картина:

  • Учащиеся ВУЗов, СУЗов, школ – 43 %
  • Прочие читатели, рабочие – 18 %
  • Прочие специалисты (ИТР, мед. работники, работники культуры и искусства и др.)  - 16%
  • Пенсионеры – 11%
  • Педагоги – 9%
  • Военнослужащие и сотрудники правоохранительных органов – 3%

Картина за последние лет пять не меняется. Учащиеся самая многочисленная группа задолжников, самая необязательная, забывчивая и часто меняющая номера мобильных телефонов. Поэтому основная форма работы с задолжниками – телефонные звонки – с ними затруднена.

Несколько лет назад существовала хорошая форма борьбы с этой категорией читателей – составление списков студентов – задолжников и рассылка этих списков по учебным заведениям. Этим занимался отдел регистрации. Хотелось бы эту работу продолжать.

Если разбить задолжников по годам мы увидим следующую картину:

2012 г. – 55 (139)

2013 г. – 65 (151)

2014 г. -  52 (143)

2015 г. – 35 (106)

2016 г. – 129 (316)

Задолжники 2012 – 2015 гг.  – это уже «сухой остаток», читатели, до которых уже не добраться, не дозвониться. Но формуляры хранятся пять лет в основном из - за учащихся. Эта категория читателей может взять книги на 1 курсе, а прийти в библиотеку по необходимости на 5 курсе и узнать о своей «задолженности».

Задолжники 2016 г. - это в основном читатели, не сдавшие книги в октябре, ноябре, декабре прошлого года. С этими читателями ведется постоянная ежедневная работа.

По работе с задолжниками сотрудники отдела выполняют перечень обязательных мероприятий, который включает:

  • Проведение «Недель возвращенной книги» два раза в год;
  • Оповещение задолжников по телефону;
  • Штрафные санкции.
  • Возмещение неустойки книгами из личной библиотеки;
  • Индивидуальные беседы с пользователями при записи;

Проведение «Недели возвращенной книги»

Совместно с отделом регистрации проводятся два раза за год. Обычно в мае и декабре. Для абонемента распечатываются списки читателей – задолжников с номерами мобильных телефонов. Все заявки отдела о персональных данных читателей отмечаются в «Журнале учета запроса персональных данных» в отделе регистрации. За «неделю» читатели могут сдать просроченные по сроку возврата книги без оформления штрафных санкций и нареканий со стороны библиотекарей.

Итоги акции за последние три года следующие:

2014 г. – 93 задолжника вернули 413 книг

2015 г. – 78 задолжников вернули 276 книг

2016 г. – 139 задолжников вернули 596 книг

Оповещение задолжников по телефону – основная форма работы на абонементе. В среднем 60 – 70 звонков в месяц. На читательском формуляре делается отметка с датой звонка и результатом: дозвонился, не дозвонился, недоступен.

За 2016 г. сделано 740 звонков должникам с напоминанием о сроках возврата.

За 2015 г. сделано 710 звонков.

За 2014 г. сделано 920 звонков.

За 2013 г. сделано 1007 звонков.

За 2012 г. сделано 976 звонков

К злостным задолжникам применяются штрафные санкции. Согласно правилам пользования библиотекой: «При нарушении срока возврата книг, по истечении месяца со дня записи их в электронный читательский формуляр, взимается пени в установленном порядке согласно «Прейскуранту дополнительных платных…услуг».

Пени за несоблюдение сроков возврата документов, выданных на дом составляет 2 рубля в день за каждый документ. Общую сумму пени высчитывает программа MARC SQL, достаточно выбрать нужный отчет и ввести номер пластиковой карты.

Это производит хороший эффект на задолжников, особенно когда сдают за них мамы, папы, бабушки. Что не библиотекарь на калькуляторе пени высчитывает, а все данные есть в базе библиотеки.

Конечно, пени достигают и нескольких тысяч, но мы идем на уступки: просим возместить неустойки книгами из личной библиотеки или купить новые книги, необходимые для фонда отдела. Но бывает это редко.

По правилам пользования библиотекой не обслуживаются читатели с непродленными читательскими билетами, а чтобы его продлить должны быть сданы все книги, за предыдущий год на абонементе. Вот здесь мы сталкиваемся еще с одной проблемой. Бывает так, что читатель - задолжник на абонементе, но он перерегистрирован, книги продлены и он посещает другие отделы не заходя к нам.

Большая просьба к заведующим других отделов обслуживания: доведите до своих сотрудников, что продлевать книги нужно только вашего отдела, а не всех других заодно. Попросите его сходить на абонемент и продлить книги самому.

Индивидуальные беседы с пользователями при записи:

Однако основной упор нужно делать не на возврат книг, а на профилактику, на воспитание культуры читателя. С читателями нужно работать еще до того, как они стали задолжниками, раньше, чем они взяли книгу домой. На абонементе мы знакомим читателя с Правилами пользования библиотекой, потому что незнание – самая распространенная причина их нарушения.

По Правилам пользования:

  • Пользователь может получить на дом не более 7 книг на срок до 20 дней
  • Пользователь может продлить срок пользования книгами, если на них нет спроса другими пользователями. Продлить можно лично, по телефону, через сайт библиотеки, но не более трех раз подряд.
  • При нарушении срока возврата книг, по истечении месяца со дня записи их в электронный читательский формуляр, взимается пени в установленном порядке согласно «Прейскуранту дополнительных платных…услуг»

Сотрудники абонемента говорят о важности своевременного возврата литературы, проводят разъяснительную, профилактическую работу по предупреждению нарушений Правил пользования библиотекой.

Такая работа достаточно сложна и кропотлива, но действенна она будет лишь в том случае, если ведется настойчиво и систематически, а не от случая к случаю и к тому же с каждым пользователем.

Зайдите на LiveLib.ru — сервис для общения. Здесь можно найти единомышленников, которым нравятся одинаковые любимые книги; узнать, какие новинки сегодня на слуху; обсудить классику, которая никогда не выходит из моды; пообщаться на любые темы на книжном форуме. Меня привлекло обсуждение темы «А вы не возвращали книги в библиотеку?». Среди 85 человек со всей России только 33 человека ответили, что возвращали книги после прочтения вовремя и даже раньше срока, остальные так и не решились прийти в библиотеку.

В заключение еще раз подчеркну, что единого рецепта для обеспечения сохранности фонда от читателей-задолжников нет. Надо использовать, возможно, большую совокупность методов и применять их последовательно, изо дня в день. И, может быть, тогда перестанут быть столь актуальными слова Антона Павловича Чехова, который говорил: «Если товарищ просит у вас книгу, дайте ему денег. Деньги он, возможно, вернет, а книгу – вряд ли».

Мы используем cookies

Во время посещения данного сайта могут создаваться файлы cookie, представляющие собой фрагменты данных, которые временно хранятся на вашем компьютере или мобильном устройстве и обеспечивают более эффективную работу сайта. Продолжая просматривать сайт, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie.
Информация 12+
Свидетельство о регистрации средства массовой информации: Эл № ФС77−53556 от 4 апреля 2013 года выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
Учредитель, редакция При использовании материалов прямая ссылка на сайт pskovlib.ru обязательна.
Контакты Адрес
Культура. Гранты России. Общероссийская база конкурсов и грантов в области культуры и искусства. Российская библиотечная ассоциация Министерство культуры Российской Федерации Президентская библиотека им. Б.Н. Ельцина Портал Культура.рф АРБИКОН КОРБИС «Тверь и партнеры» Центр «ЛИБНЕТ» – базы данных в свободном доступе НФ «Пушкинская библиотека» Национальный информационно-библиотечный центр ЛИБНЕТ Межрегиональный центр библиотечного сотрудничества Книжные памятники Российской Федерации Центральные библиотеки субъектов РФ Государственный Интернет-Сайт правовой информации Официальный сайт Российской Федерации для размещения информации об учреждениях Россия начинается здесь! Псковская область Российское военно-историческое общество Псковский областной центр народного творчества Год памяти и славы 2020