Мы отдыха и тишины не знаем:
Усталостью ли тело сведено,
От жарких дум ли факелом пылаем,
Иль в битве сердце трепетом полно, -
Все только одному посвящено:
Грядущему - мечте своей высокой,
Сегодня мы творим свою мечту
И видим свет ее манящих окон
И дальние сады ее в цвету.

Так думали и мечтали люди, запечатленные на снимке сделанном в Пскове в 20-х годах ХХ века. На фотографии мы видим группу латышских поэтов и писателей оказавших большое влияние на латышскую литературу 20-30-х годов. Большинство из них прожили короткие жизни.

Романтики революции, ставшие позже ее жертвами. Революция пожирает своих детей. В 1927 году сгорел от туберкулеза Эферт-Клусайс, в 1938 были расстерляны Шмит-Биройс и Пелекайс, Янсон-Берзинь умрет от каторжных работ. А пока они мечтают.

Почему же оказались в Пскове латышские писатели и поэты?

В Пскове действовал латышский театр, библиотека, рабочий клуб "III Интернационал".

При псковском рабочем клубе "III Интернационал" работал литературный кружок. Его членами были латышские писатели Судрабу Эджус (был корректором в издательстве "Спартакс"), Э. Эферт-Клусайс (редактор "Спартака"), поэт К. Пелекайс, Шилф-Янзем.

Популярность приобрел организованный ими устный журнал "Живое слово".

Для развития литературы много сделало издательство

Заграничного бюро Компартии Латвии, которое так же, как нелегальные типографии в Латвии, именовались "Спартакс". Оно было создано в 1920 году в Пскове.

С 1920 по 1922 год оно выпустило большими тиражами 128 книг и брошюр. В издательстве "Спартакс" были впервые опубликованы на латышском языке многие произведения В. И. Ленина. В 1920 году вышли "Государство и революция", "Детская болезнь "левизны" в коммунизме", "Великий почин", "Удержат ли большевики государственную власть?" с предисловиями П. Стучки.

В 1921 году вышли в свет на латышском языке произведения В. И. Ленина "Империализм, как высшая стадия капитализма", "Пролетарская революция и ренегат Каутский" , а также "О продовольственном налоге". Последнее произведение открыло серию брошюр "Малая российская библиотека". Работы В. И. Ленина издавались тиражом в 5000 экземпляров каждая.

В издании "Спартакс" вышли решения конгрессов Коминтерна и конференций Коммунистической партии Латвии, а также протоколы VI и VII съездов КПЛ. В 1920 году было издано сочинение П. Стучки "Труд и земля". Это был серьезный теоретический труд по аграрному вопросу в латышской марксистской литературе того времени. Были также изданы и другие работы П. Стучки "Лекции по историческому материализму", "Коммунистическая партия Латвии и выборы", "Местные самоуправления и коммунисты", "К характеристике латышских социал-демократов меньшевиков" (было издано на русском языке), "Политическое банкротство "самой крупной партии" Латвии", "Лавировать или идти прямой дорогой".

Издательство "Спартакс" выпустило в свет работы латышских коммунистов Ю. Данишевского, Э. Эферта-Клусайса, Я. Круминя-Пилата и других авторов в которых рассматривались задачи КПЛ.

В 1920 году вышли работы - Л. Троцкого "Коммунизм и терроризм", Е. Бош "Национальное правительство и Советская власть на Украине" *, К. Радека "Развитие мировой революции и тактика коммунистической партии в борьбе за диктатуру пролетариата", Э. Б. Белфорта " Парижская коммуна" **.

Художественная литература составляла очень небольшую часть изданий "Спартака".

На латышском языке были изданы работы М. Горького "Девятое января" и "Электрическая лампочка". Вышел сборник "Krievijas lauku skices" ("Этюды русского села"), где были опубликованы работы А. Серафимовича и Я. Окунева.

В 1921 году вышел сборник об образовании, науке и по вопросам искусства "Svitras" ("Черты") и " Darba kalendars" ("Рабочий календарь").

В 1921 году в издательстве работал очень интересный, талантливый латышский график Альберт Кроненберг.

Выходила серия "Cittautu rakstnieki" ("Писатели зарубежных стран") и "Stradnieku cela soma" ("Дорожная сумка рабочего"). В 1921 году в серии "Дорожная сумка рабочего" вышла брошюра К. Печака "Восстановление промышленности Латвии и коммунисты".

С марта 1920 года в издательстве "Спартакс" стал выходить журнал Заграничного бюро ЦК КПЛ " Cinas biedrs" ("Боевой товарищ").

Выходила так же газета "Cinas atbalss" ("Эхо борьбы"). Экспедиция газеты размещалась в доме № 56 по улице Сергиевской.

Работа издательства сталкивалась с такими трудностями, как отсутствие бумаги и литер.

В 1922 году в издательстве "Спартакс" выходит сборник стихов А. Арайса-Берце "Красный путь" и сборник "Рассказы". Август Арайс-Берце прожил короткую жизнь и литературное наследие его невелико. Рассказы Берце коротки, сжаты, лаконичны, написаны живым, ярким языком. Картины подпольной работы отражены в цикле "Тайная типография", состоящем из шести небольших рассказов. В них говориться о подпольной работе, рисуются образы подпольщиков.

Лучший рассказ Арайса "Смерть Менуса", написанный в 1921 году, незадолго до смерти. Рассказ отражает переживания человека, побежденного физически. Но его внутренняя сила, моральный облик остается целостным и непоколебимым. Менус не издает крика даже во время мучительных пыток. Автор словно предчувствует своей трагический финал. Он отдал революции и новому миру свою жизнь.

В единстве многих он видит силу каждого:

Un speks, ko neredz piliena,
Top liels un stiprs kopuma.

Так он пишет в стихотворении "Вместе".

В стихотворении "Источник силы"

Ik acu skatiena , ik rokas spidiena ,
Es savas skiras lielos spekus jutu,
No saniem biedriem spekus smelos,
Pats budams mazs -
Ar savu skiru liels es celos.

("Speka avots " "Источник силы").

Август Берце родился 20 марта 1890 г. на хуторе Баяры Брамбергской волости Митавского уезда Курляндской губернии в семье батрака. Арайс- это литературный псевдоним писателя.

В 1905 году Берце начинает работать учеником слесаря на фабрике в Митаве. Вступает в ряды нелегальной социал-демократической рабочей партии, становится активным деятелем подпольной организации.

В 1907 году работает в Митавской пропагандистской коллегии, затем в Митавском комитете.

В 1908 году Берце арестовывают. Во время допросов Берце подвергался пыткам (свой опыт он отразил в рассказе "Смерть Менуса". К этому времени относятся первые стихотворения Берце, которые не дошли до нас.

В конце 1908 года он эмигрирует в Англию. Поступает кочегаром на пароход дальнего плавания, посещает Америку, Африку, Австралию, острова Индийского океана. Вернувшись в Англию работает в каменноугольных копях и цинкоплавильнях .

В 1909-1910 годах написал стихотворения позже объединенные в цикл "Тихий океан". В 1911 году возвратился в Латвию. Принимает участие в рижской подпольной большевистской организации. Во время одной из рабочих демонстраций Берце арестовывают и заключают в Рижскую центральную тюрьму. В тюрьме он организует выпуск нелегального журнала "Циетумника спекс" ("Сила заключенного") и становится его редактором. В журнале помещает свои стихи и перевод двух строф "Интернационала". После выхода из тюрьмы организует тайную типографию.

Осенью 1912 года едет в Баку. Работая под именем Егермана, устанавливает связи с местной подпольной организацией, создает нелегальную типографию.

В 1913 году его арестовывают и заключают в Бакинскую тюрьму. Три раза он участвовал в тюремных голодовках. Создал большую часть стихов из цикла "Связанные руки" и пьесу в пяти актах "На восходе солнца", которая была конфискована во время обыска в Риге и бесследно исчезла.

В 1914 году Тифлисская судебная палата приговорила Берце к ссылке в Сибирь.

В 1915 году Берце прибывает на место ссылки в Пинчугскую волость Енисейской губернии. Пишет рассказ "Этап", который также не дошел до нас.

В 1916 году бежит из ссылки, поселяется в Иркутске, где работал сначала на проволочной фабрике, затем на электростанции и в аптекарском магазине. Одновременно принимает участие деятельное участие в нелегальном партийном центре и рабочем кооперативе.

В 1917 году после Февральской революции состоит недолгое время членом Исполнительного комитета Иркутска, затем едет в Москву, позже в Ригу. После оккупации Латвии немецкими войсками, Берце, по поручению партийной организации, остается в Риге и уходит в подполье.

В 1918 году его арестовывают и заключают в Кримунский концентрационный лагерь. Оттуда он бежит в Валк, где работает в качестве редактора газеты "Сарканайс карогс" ("Красное знамя"). После установления Советской власти Берце избирают председателем Валкского Совета рабочих депутатов.

В 1919 году Берце с приезжает в Псков.

В 1920 году снова возвращается в Латвию. Он является членом ЦК КПЛ, редактором "Цини". Одновременно продолжает литературную деятельность, пишет стихи.

В 1921 году создал свое последнее литературное произведение "Смерть Менуса", пишет воззвание к 1 мая 1921 года.

В мае 1921 года Берце арестовывают. Полиции не удалось установить подлинного имени писателя, он приговорен к смерной казни под именем Стобриня.

В ночь с 9 на 10 июня 1921 года Берце был расстрелян у стен Рижской тюрьмы.

Свои взгляды поэт выразил в стихотворении "Мы -буревесники".

Мы - буревестники!
Да, мы - буревестники!
Краток наш путь, -
Вот мы появились,
Чтоб в тучах мелькнуть
И выше, к сияющим далям, лететь.
Сегодня нас сотни кидаются в бой -
Нас тысячи завтра поспорят с судьбой.
Над бездною наши звучат голоса,
К борьбе призывают, вещают: "Гроза!"
Пред нами распахнут бескрайний
Простор,
И дали грядущего видит наш взор.
И скал, где дробятся громады валов,
Разбилось немало отважных голов,
Но миг, что в пучину ведет храбреца, -
Прекраснейший в пламенной жизни борца!
Да, мы- буревестники! Смело вперед!
Мы- сильное племя! Нас буря зовет!
Нам солнце раскинуло мост из лучей -
Дорогу к величию будущих дней.
Так пусть еще яростней буря ревет!
Мы с радостным кличем рванулись
в полет!
Живет только тот, кто, мужая в борьбе,
Свободу в бою добывает себе!

Приподнятость и торжественность характерны для поэзии Эдуарда Шмита-Биройса. Его стихи близки русским боевым красноармейским песням периода гражданской войны. В характерных для романтической поэзии образах, часто используется противопоставление огня и ночи(влияние Райниса), поэт прославляет победу Октября и тех, кто за нее боролся, - "сынов красной звезды".

Карлис Пелекайс стоит в ряду ярких личностей своего времени. Сам автор о своем творчестве говорит: "Являюсь, вероятно, так называемым поэтом биографии, который больше всего и лучше всего пишет о том, что сам непосредственно испытал и пережил. "Esmu laikam ta saucamas biografijas dzejnieks, kas visvairak un vislabak raksta par to, ko pats piedzivojis un pardzivojis".

Карлис Перелайс (настоящее имя Карлис Упмалис; пелекайс переводится на русский язык - серый) родился 18 ноября 1896 года в Неретской волости в семье батрака. Бедность не позволила ему закончить школу - необходимо было начинать трудовую жизнь. Он рано включился в революционное движение. С началом 1 мировой войны Карлис Пелекайс призывается в армию. После Октябрьской революции, когда создается Красная армия он приходит в ее рядах длинные дороги боев, одновременно формируясь в наиболее ярких поэтов латышских красных стрелков.

В 1919 году вступает в Коммунистическую партию.

После гражданской войны Карлис Перекайс активно работает в редакциях латышских периодических изданий, в том числе и в Пскове. В Пскове в "Рабочем календаре на 1922 год" были опубликованы его стихотворение "Манифестация", в "Рабочем календаре на 1923 год" - стихи "Весной", "На обочине дороги". В "Красном календаре на 1924 год" - "Трудовой день" и "Время героев", "Марш латышского национального клуба" и несколько сатирических стихов - " Новое поколение", "Латышское свободное государство", " Старинные звучания". Пишет рецензию на сборник стихов Эдуарда Шмита-Биройса "Я пою революцию".

Сборник стихов с аллегорическим названием "Когда в лужах отражаются звезды" - наиболее яркое проявление молодой латышской литературы. Его стихи поражают простотой и остротой. Это лирический дневник латышского красного стрелка, написанный человеком, который сам прошел дороги гражданской войны. Лирический герой - латышский юноша, одетый в серую шинель, пришедший "расколоть ночь песней винтовки" и в утро будущего кинуть "гранаты восторга". Стрелок в поэзии Пелекайса - благородный образ мужества и стойкости. Труден путь стрелка, слишком коротка его любовь, как и вся, полная горения жизнь.

Стрелки
В грозной руке высоко поднимается
знамя,
Знамя до звезд высоко поднимает
стрелок, -
Тот, кто тревогой рожден и крещен
боевыми огнями.
Красные звезды от плуга его увели
за порог.
Все приходите, кто хочет работать для
счастья,
Золото зерен в пшеничных колосьях
растить!
Песней винтовок мы ночь рассекаем
на части,
Станем гранатой восторга грядущее утро
будить!
Матери, вы не пророчьте беду
и невзгоды,
Слышите звуки: литавры победно звучат!
Дочери, вы полюбите стрелков в свои
юные годы,
В бой проводите, они не отступят назад!
Все, кто сегодня остался в плену
у сомнений, -
Дескать, посильна ли ноша в руках
у стрелка?
Знайте, что в сумках патронных несут
они для поколений
Новые солнца, миры и века.

В 1924 году Карлиса Пелекайса назначают в Новосибирск на должность редактора газеты "Сибирияс Циня". ("Сибирская борьба"). В 1929 году он возвращается в Москву , где работал главгым редактором издательства "Прометей".

С 1923 года Пелекайс - член ассоциации пролетарских писателей, позднее - делегат 1 Всесоюзного съезда писателей, член Союза советских писателей. Его жизнь трагически оборвалась в 1938 году.

Пелекайс перевел на латышский язык роман А. Фадеева "Разгром", сатиры Д. Бедного, стихи Пушкина, Лермонтова "Смерть поэта, марш пионеров "Взвейтесь кострами", Песнь о Каховке" М. Светлова.

В жанре реалистического рассказа в Пскове работал Эрнст Эферт-Клусайс. В его рассказах величие жизни раскрыто обычных и обыденных явлениях. Творчество Эферта-Клусайса отличается ярким национальным колоритом. В его рассказах показано формирование человека в новых социальных условиях.

В 1921 году в издательстве "Спартакс" вышла книга Э. Эферта-Клусайса (редактора издательства) "Бунтующий народ" и "Янсонс-Браун". Через два года "Беспокойный скиталец".

Он был очень скромным человеком, несмотря на то что в 1917 году был членом правительства Латвии. Будучи болен туберкулезом, он очень сердился на всякую попытку ему помочь. В документах архива новейшей истории Псковской области есть документ, в котором работники издательства "Спартакс" принимают решение отправить Эферта-Клусайса на лечение в Крым, мотивируя свое решение тем, что Эферт-Клусайс- это настоящий коммунист.

В 1927 году он умрет от туберкулеза в Москве.

Ян Берзинь-Андерсон работал в Пскове как член Загранбюро Исполкома Латсекции Коминтерна.

Работая в издательстве "Спартакс", он написал несколько брошюр: "На кого опирается правительство Ульманиса?", "Получат ли безземельные в Латвии землю".

В 1923 году нелегально вернулся в Латвию. Был арестован и приговорен к пяти годам каторжных работ. В тюрьме заболел и умер в 1934 году.

Своеобразным был жизненный и творческий путь Судрабу Эждуса. Он вошел в латышскую литературу уже в 80-х годах 19 столетия как типичный романтик и постепенно сформировался в реалиста.

Судрабу Эджус (настоящее имя Эдуард Зильбер) родился 11 сентября 1860 года на хуторе Силини Менгельской волости. Его отец был столяром, впоследствии местный барон назначил его менгельским учителем.

Получив начальное образование у отца и пополнив его в двух других сельских школах, Судрабу Эджус поступил в Прибалтийскую учительскую семинарию в Риге.

Судрабу Эджус участвовал в революции 1905 года.

В 1907 году он уехал в Закавказье, где жил до 1920 года, работая учителем. В 1920 году поселился в Москве. В 1921 году переехал в Псков, где работал учителем и корректором в издательстве "Спартакс" .

В том же году - вышла его повесть в стихах "Воспоминания о двух семьях, старом Дудаке, портном Дзелме и обо мне самом".

Рассказчик вспоминает свое детство и учебу в школе, жизнь в доме дедушки, разлад между дедушкой и соседом. Повествуется также о деятельности распространенной в Видземе секте гернгутеров, раскрывается ханжество и лицемерие сектантов. Старый чудак Дудак, "бахвалившийся и лгавший невероятно", показан как знаток преданий. Он видит узость, ограниченность патриархальной жизни, скованной традициями гернгутеров. "Как в темноте подвальной вы жили тогда, ни воздуха, ни света", - говорит Дудак.

На фоне такого своеобразного быта развертывается повествование о первой любви рассказчика, которой мешает расцвести ссора соседей, а также другие преграды.

"Воспоминания о двух семьях:" отличаются мастерством формы. Автор нашел подлинные краски, чтобы выразительно описать латышскую сельскую жизнь с ее национальным колоритом. Подлинно привлекательны многочисленные картины природы, которые играют важную композиционную роль. Судрабу Эджус сумел показать латышскую природу, по-разному прекрасную в разные времена года, сумел изобразить поэзию труда. Вот как автор описывает уборку сена:

Тебе пришлось ли спать на том душистом сене,
Что скошено в лугах, где тихо рек теченье,
Где травы мед сосут из почвы для цветенья,
И ночь баюкает их соловьиным пеньем?
Не потому ль и сон, как мед, на сене сладок,
И снится утра зов и колокольчик стада!
Как много заливных лугов я с детства знаю,
Где Гауя, Салаца иль Огре протекают!

В 1922 году Судрабу Эджус пишет роман в стихах "Перед бурей", в 1923 году повесть "Стервятники". В 1924 году переезжает в Москву. Он умер в Москве в 1941 году так и не увидев Латвии.

В 1922 году в связи с переездом главного редактора Э. Эферта-Клусайса в Москву издательство "Спартакс" прекратило свою работу в Пскове. Свою последующую деятельность оно продолжило в Москве под названием "Прометей".

Елена Григорьевна Киселева,
заведующая отделом краеведческой литературы
Псковской областной универсальной научной библиотеки
Решаем вместе
Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!
Информация 12+
Свидетельство о регистрации средства массовой информации: Эл № ФС77−53556 от 4 апреля 2013 года выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
Учредитель, редакция При использовании материалов прямая ссылка на сайт pskovlib.ru обязательна. Информационная безопасность: как не поддаться на уловки кибермошенников
Контакты Адрес
Официальный интернет-ресурс для информирования о социально-экономической ситуации в России. Культура. Гранты России. Общероссийская база конкурсов и грантов в области культуры и искусства. Российская библиотечная ассоциация Министерство культуры Российской Федерации Президентская библиотека им. Б.Н. Ельцина Портал Культура.рф АРБИКОН КОРБИС «Тверь и партнеры» Центр «ЛИБНЕТ» – базы данных в свободном доступе НФ «Пушкинская библиотека» Национальный информационно-библиотечный центр ЛИБНЕТ Межрегиональный центр библиотечного сотрудничества Книжные памятники Российской Федерации Центральные библиотеки субъектов РФ Официальный сайт Российской Федерации для размещения информации об учреждениях Официальный сайт Комитета по культуре Псковской области Псковская область Российское военно-историческое общество