"Самсон русской живописи" - так называл Репина В. В. Стасов. Илья Ефимович был типичным представителем искусства второй половины XIX века, современники видели в нем высший взлет русской реалистической школы. Художник одновременно выступал как портретист, и как мастер бытовой и исторической картины: "Бурлаки на Волге", "Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года", "Крестный ход в Курской губернии", "Запорожцы пишут письмо турецкому султану", "Торжественное заседание Государственного Совета", "Не ждали". Декоративно-праздничные этюды, напряженно-взволнованные портреты, скромные холсты и масштабные эпические полотна – все это ярко отобразило внутренний мир великого русского художника.
Василий Петрович Стасов – самый строгий из всех русских архитекторов позднего классицизма. Развивая идеи русского ампира, он часто обращался к строгим формам дорического ордера. Он строил Павловские казармы на Марсовом поле, Императорские конюшни, возводил соборы для отличившихся в Отечественной войне 1812 года полков, ставил триумфальные ворота, оформлял интерьеры Зимнего дворца, достраивал Смольный монастырь Растрелли. Он реставрировал дворцовые помещения в Царском Селе, Петергофе и Ораниенбауме. Любимый девиз Стасова: "Человек достоин своего имени тогда, когда он другим и себе полезен". Всю свою творческую жизнь Василий Петрович Стасов не отступал от выбранного им пути и следовал этому девизу.
Кнут Гамсун - признанный автор многочисленных романов: "Мистерии", "Пан", "Виктория", "Под осенними звездами", "Странник, играющий под сурдинку", "Дети века" и др. В норвежской литературе ему отведено место такое же почетное, какое в русской словесности занимает только А. С. Пушкин. Норвежский классик был, по существу, писателем-самоучкой, добившимся литературной славы благодаря упорному труду и завидному терпению. В 1890 году вышел новаторский психологический роман "Голод", принесший ему славу. В 1890-е годы и особенно в 1900-е Гамсун был одним из самых популярных в мире писателей и драматургов модернизма, неоднократно переводился и был очень известен в России. В 1920 году ему была присуждена Нобелевская премия по литературе за монументальный труд "Соки земли". Гамсун обожал Германию, не любил Америку и Англию. Именно за эти воззрения, сблизившие его с нацизмом, ему пришлось поплатиться после Второй мировой войны. Полное собрание сочинений вышло в свет через два года после его смерти.
Многочисленные повести писателя, адресованные в первую очередь подросткам, принесли Анатолию Алексину славу одного из лучших авторов литературы для юношества. Пронизанные юношеской романтикой, порой немного сентиментальные, но при этом всегда достоверные, благодаря узнаваемым ситуациям и реалистичности персонажей: "Необычные похождения Севы Котлова" (1958), "Говорит седьмой этаж" (1959), "Поздний ребенок" (1968), "Мой брат играет на кларнете" (1968), "Очень страшная история" (1969), "Звоните и приезжайте!" (1970), "В стране вечных каникул" (1970), "Обратный адрес" (1971), "Десятиклассники" (1974), "Третий в пятом ряду" (1975), "Сердечная недостаточность" (1979) и др. Алексиным написан также ряд пьес, которые являются переработкой его же произведений. Писатель удостоен Государственных премий РСФСР и СССР. С 1970 по 1989 год он был секретарем Союза писателей РСФСР, а в 1982 году был избран членом-корреспондентом Академии педагогических наук СССР. Алексин является членом Союза писателей Москвы, Международного ПЕН-клуба и Союза русскоязычных писателей Израиля.
За более чем полувековую карьеру фантаста Клиффорд Саймак сочинил 28 романов, более сотни повестей и рассказов. Успех как к романисту пришел только в 1952 году, с появлением заявленного как роман "Города" - серии сюжетно объединенных рассказов, которые до этого на протяжении восьми лет печатались в журналах. Роман получил Международную премию фэнтези. В своем творчестве Саймак затронул почти все традиционные темы современной фантастики: космические приключения ("Империя", "Космические инженеры"), путешествия во времени ("Мастодония", "Дети наших детей"), причудливые параллельные миры ("Исчадия разума"), закат цивилизации ("Звездное наследие", "Выбор богов"), бессмертие ("Зачем их звать обратно с небес?"). Его герои в самых необычных обстоятельствах пытаются остаться людьми - даже если они не люди. Саймак любил людей и верил в них, призывая к духовной общности различных разумов, вне зависимости от количества конечностей или наличия хвостов. Он остался в истории как знаковая фигура американской и мировой фантастики.
Профессиональный праздник был учрежден в 1896 году, приурочен к дню рождения императора Николая I, начавшего строительство железных дорог в России. Он ежегодно отмечался вплоть до 1917 года. Традиция чествовать железнодорожников возродилась в 1936 году. Это было связано с тем, что в 1935 году впервые за много лет был перевыполнен план перевозок. Тогда работники железных дорог обратились к правительству с просьбой отмечать ежегодно их трудовые успехи. Постановлением правительства от 28 июля 1936 года был установлен день профессионального праздника железнодорожников - 30 июля. Позднее его празднование перенесли на ближайший выходной день. Согласно указу Президиума Верховного Совета СССР от 1 октября 1980 года, День железнодорожника отмечается в первое воскресенье августа. 180 лет назад (1834) русскими механиками Е. А. и М. Е. Черепановыми был построен первый в России паровоз.
История Воздушно-десантных войск (ВДВ) берет свое начало со 2 августа 1930 года - тогда на учениях ВВС Московского военного округа под Воронежем было выброшено на парашютах подразделение десантников в составе 12 человек. Этот эксперимент позволил военным теоретикам увидеть перспективу преимущества парашютно-десантных частей, их огромные возможности, связанные с быстрым охватом противника по воздуху. С этого времени отмечается День Воздушно-десантных войск. За боевые заслуги десантников в ходе Великой Отечественной войны всем воздушно-десантным соединениям было присвоено звание гвардейских.
Герман Мелвилл - человек яркой и необычной судьбы. Отважный матрос-китобой, бороздивший Южные моря в юности, известный писатель - к тридцати годам, позднее он впал в немилость к американскому читателю, переставшему понимать его, временами еле сводил концы с концами и умер в полном забвении. И только с 1920 года на его творчество вновь обратили внимание, он был признан классиком мировой литературы. Первые книги Мелвилла "Тайпи" (1846) и "Ому" (1847) были написаны на основе личных впечатлений, полученных автором во время плавания на китобойных судах. Морская тематика имела особое значение в его творчестве. К моменту написания самого известного романа "Моби Дик, или Белый Кит" (1851) маринистика Мелвилла приобрела уникальный характер. Писатель решительно изменил форму морского романа, наполнив его особым содержанием и поставив в центр своей философской концепции проблему странствий человеческой души. Роман был неоднократно экранизирован.
День Тыла учрежден приказом министра обороны Российской Федерации от 7 мая 1998 года. История Тыла ведется с 1700 года, со времен Петра I, когда были созданы регулярные армия и флот. Тогда же были образованы и центральные органы интендантства, прямые родоначальники современных органов Тыла. В числе первых были созданы Провиантский приказ - для поставок армии хлеба, крупы, зернофуража, и Военный приказ, отпускавший ассигнования в числе других первостепенных нужд на снабжение войск обмундированием. За столетия части, соединения и учреждения Тыла прошли сложный путь развития. Тыл многократно реорганизовывался, менялся его статус.
Луи де Фюнеса знали и любили все. Во французском кино он был звездой первой величины. Ему доставались самые громкие аплодисменты и самые большие гонорары. Однако к своей славе актер шел долгие годы – ему пришлось семьдесят пять раз мелькнуть на экране, прежде, чем его заметили. Луи де Фюнес поставил перед собой задачу – развлекать и смешить - бестолковый и трогательный комиссар Жюв из "Фантомаса", вредный жандарм Крюшо в серии фильмов о нем. "Я торгую весельем с девяти утра и до самого вечера", - говорил актер. Обладая чрезвычайно подвижной мимикой и холерическим темпераментом, де Фюнес легко превращал своих персонажей в живую карикатуру, гротескное воплощение слабостей и пороков. Его герои по-родственному близки персонажам народного театра – Петрушка, Полишинель, Пульчинелла – они сильны тем, что, дурачась, заставляют смеяться над дураками.
Литература и небо тесно переплелись в жизни Антуана де Сент-Экзюпери: летчик-испытатель, чиновник по особым поручениям компании "Эр-Франс", журналист "Пари-Суар", участник скоростных воздушных перелетов, корреспондент в охваченной гражданской войной Испании, военный летчик-разведчик. Того, что он успел за 44 года своей короткой судьбы, хватило бы на много жизней. Главные книги Сент-Экзюпери выросли из его опыта летчика. Это романы "Южный почтовый", "Ночной полет", "Военный летчик". Его роман "Планета людей" (второе название – "Ветер, песок и звезды") был удостоен Гран-при дю Роман Французской Академии. С первых дней Второй мировой войны он сражался с нацистами, но не прекращал писать. Книгу "Маленький принц" Сент-Экзюпери написал незадолго до своей гибели. Произведение впервые было опубликовано в 1943 году. Это сказка о мужестве и мудрости детской души, о таких важных понятиях, совсем не детских, как жизнь и смерть, дружба и верность, любовь и ответственность. Из последнего полета Антуан де Сент-Экзюпери не вернулся. Существует много теорий, догадок о причинах его трагической гибели. Исчезновение французского писателя сравнили с возвращением Маленького принца на родную планету.
Его романами восхищались Гете и Гегель. Маркс отдавал ему предпочтение перед всеми другими прозаиками. Фрейд находил, что он первым дал точное описание Эдипова комплекса. Великолепный стилист и литературный новатор, атеист и материалист, детерминист и скептик. Более двадцати лет жизни Дидро были посвящены созданию 35-томной "Энциклопедии, или Толкового словаря наук, искусств и ремесел" (1751-1780). Издание объединило вокруг себя наиболее ярких и прогрессивных представителей философской мысли просвещения. После окончания работы над "Энциклопедией" по приглашению Екатерины Великой Дидро посещает Россию с целью воплотить в жизнь оптимальный вариант соотношения и взаимодействия философии и политики. Здесь им были написаны "Замечания на Наказ ее Императорского Величества депутатам Комиссии по составлению законов", "Философские, исторические и другие записки различного содержания", "План университета, или школы публичного преподавания всех наук, для Российского государства". Дидро был избран почетным членом Петербургской академии наук. В России еще при жизни философа были изданы в русском переводе некоторые его работы.