Королем русского мюзикла называют композитора Александра Журбина. Его музыка звучит сегодня повсюду, как серьезная, так и легкая.

Александр Журбин окончил Ташкентскую консерваторию по классу виолончели, затем – Московский институт имени Гнесиных по классу композиции и аспирантуру Ленинградской консерватории. Творческая жизнь композитора складывалась параллельно в двух направлениях. С одной стороны, он успешно работал в так называемых «серьезных, академических» жанрах, где им создано немало произведений. Среди них три симфонии, концерт для фортепиано с оркестром, для альта с оркестром, для виолончели с оркестром, для скрипки с оркестром, два квартета, фортепианный квинтет, сонаты, камерная музыка, вокальные циклы, оратории, кантаты.

С другой стороны, А. Журбин успешно работал в жанре легкой эстрадной музыки. Его перу принадлежит множество песен («Мольба», «Песня о счастье», «Лошадка-жизнь», «Все к лучшему», «Послевоенное танго», песни для детей – всего около 200.).

Особый интерес для А. Журбина всегда представляла область музыкального театра. Он написал 8 опер - «Разбитое зеркало», «Луна и детектив», «Нетерпение», «Король и его три дочери» и др. Он автор трех балетов: «Красная птица», «Женитьба», «Западня»; около 30 мюзиклов, среди которых наиболее известны «Пенелопа», «Мымра», «Стакан воды», «Блуждающие звезды», «Камера обскура». За последние годы появились новые работы: оперетта «Чайка» (по Чехову), «Мышеловка» (по Агате Кристи), рок-опера по роману Достоевского «Униженные и оскорбленные», опера «Доктор Живаго», мюзикл «Дибук».

А. Журбин – автор музыки более чем к 50 художественным фильмам. Наиболее известные: «Эскадрон гусар летучих», «Лес», «Мелодия на два голоса», «Солнце в авоське», «Бедная Маша», «Женатый холостяк» и др. Большой успех имела его музыка к кинофильму «Московская сага», за которую он был удостоен во Франции награды «За лучшую оригинальную музыку» к телефильму в 2006 году. Знаменитая рок-опера «Орфей и Эвридика» выдержала 3000 представлений подряд, а запись ее была продана в количестве более двух миллионов экземпляров. Некоторые американские продюсеры сотрудничали с А. Журбиным и реализовывали его театральные произведения в США.

С 1990 года А. Журбин жил с семьей в Нью-Йорке, отдавая силы популяризации российского театра и музыки. В 1992 году он организовал первый русско-американский театр «Блуждающие звезды». С 2001 года Александр постоянно живет в Москве. Ведет на радио «Маяк» еженедельную программу «Звуки мюзикла». За эту программу он был удостоен Национальной премии «Радиомания-2006».

В 2005 году Александр Журбин основал фирму грамзаписи «AZ Records», которая выпускает диски российских композиторов «третьего направления». В свет вышли компакт-диски с произведениями самого А. Журбина и песни композитора в исполнении звезд театра и эстрады: Витаса, А. Асадуллина, И. Кобзона, И. Чуриковой, К. Орбакайте и др., «Московская сага» (саундтрек из телесериала). Александр Журбин невероятно энергичен и разнообразен. В своем поколении и в своем жанре он остается ведущей и лидирующей фигурой, композитором, чья музыка любима многими во многих уголках мира. Он – лауреат нескольких международных и всесоюзных премий.

*Саундтрек-оригинальная музыка кинокартины.

Электронные инструменты и новые формы цифровой записи и обработки звука открыли радикально новые возможности для композиторов. Цифровые технологии способны воспроизвести звуки практически всех музыкальных инструментов, а также создавать абсолютно новые звуковые комплексы, используя ранее недоступные приемы. Электронная музыка на сегодняшний день стала реальной и узаконенной частью музыкальной культуры.

 

Эдуард Николаевич Артемьев наиболее известен среди российских композиторов электронной музыки. Он закончил Московскую консерваторию, изучал свое музыкальное ремесло в классе композиции Юрия Шапорина.

В конце 50-х годов инженер и математик Евгений Мурзин реализовал мечту своей жизни, построив первый в СССР музыкальный синтезатор (можно сказать, что история отечественной электронной музыки началась с внедрения в практику его электронного аппарата - синтезатора АНС, названного так в честь А-дра Ник. Скрябина). Мурзин искал музыканта, который мог бы использовать возможности нового синтезатора. В 1960 году он встретил 22-летнего выпускника Московской консерватории Эдуарда Артемьева - и именно этот молодой композитор стал тем человеком, который смог быстро освоить уникальный инструмент и вдохнуть в него своё воображение. Серьезные успехи в электронной и компьютерной музыке достигаются обычно в сотрудничестве композитора и инженера. Но "технотронность" Артемьева позволяет объединить их в одном лице. Он и автор композиции, и программист, он же находит техническое воплощение своих музыкальных идей. Он и исполнитель, и звукорежиссер.

Артемьев посвящает свое творчество авангардным идеям и пытается создать полностью новую музыкальную атмосферу различными нюансами электронных звуков. Его экстравагантная музыка прекрасно сочетается с концепциями фильмов известного режиссера Андрея Тарковского. Это привело к написанию музыки к фильмам "Солярис", "Зеркало" и "Сталкер".

Совершенно различные стили объеденены в музыке Артемьева. Академическая традиция переплетается с эстетикой рока. Прекрасный пример этого - кантата "Ода Доброму Вестнику", написанная в 1980 году для Олимпийских Игр в Москве, основанная на тексте француза Пьера де Кубертена. Музыкальный симбиоз находит свое место в симфонических работах и поэмах. Его репертуар включает в себя произведения для оперы и концертных залов. Э. Артемьев написал много музыки: как электронно-авангардной, так и для кино, его традиционно воспринимают, прежде всего, как популярного кинокомпозитора. Он написал музыку более чем к 150 отечественным, а также зарубежным фильмам, в том числе документальным и "мультяшкам", театральным, радио- и телепостановкам. Среди режиссеров, с которыми он работал, - известные имена: А. Тарковский, Н. Михалков, С. Самсонов, А. Кончаловский, В. Абдрашитов.

Эдуард Артемьев, президент Российской ассоциации электроакустической музыки. Международное признание позволило ему принимать участие в фестивалях электронной музыки в Бурже и в Бэлтиморе. Он имеет обширные международные контакты, выезжает на фестивали электронной музыки, где звучат и его сочинения, работает с фирмами грамзаписи, киностудиями Франции и Голландии, США и Швеции, других стран, принимает участие в деятельности Международной конфедерации электроакустической музыки, входит в состав редколлегий некоторых зарубежных журналов.

 

Николай Гиршевич Капустин российский композитор, пианист - родился на Украине в Горловке в 1937 году. Он один из ведущих современных композиторов рубежа 20-21 века, произведения которого исполняют Николай Петров, Николай Луганский, Вадим Руденко, Стивен Осборн М.-А. Амлен и др.

Николай Капустин окончил Московскую консерваторию (1961) у А. Б. Гольденвейзера. Как джазовый музыкант дебютировал в оркестре ЦДРИ ( Центральный дом работников искусств), в составе которого выступал на фестивале молодежи и студентов в Москве (1957). Стал известен как пианист оркестра Олега Лундстрема (1961-72) отличался феноменальной виртуозной техникой, работал также в оркестре «Голубой экран» (1972-77) и в Государственном симфоническом оркестре кинематографии. В последние три десятилетия выступал крайне редко, в большей степени как композитор, исполняя преимущественно собственные произведения. Он автор пособий для джазового фортепиано.

Удивительную дорогу прошёл он: получив вполне "академическое" образование как исполнитель, он сделал на этой дороге блестящую карьеру, но как джазовый пианист. Капустин является также продолжателем генеральной идеи Гершвина (а также О.Питерсона) о синтезе джаза с "классикой", вернее, с романтикой.

Среди произведений Капустина — три концерта для фортепиано с оркестром, Концертная рапсодия, двенадцать фортепианных сонат, этюды и миниатюры. Особое место в его творчестве занимают «Двадцать четыре прелюдии и фуги» (Op.82, 1997) — масштабное сочинение, оригинально трактующее классическую форму (мажорные и минорные номера чередуются, но в весьма непривычной последовательности), «Вариации» (все для фортепиано с оркестром), джазовые миниатюры, сюита «Джазовые пьесы для фортепиано».

Творчество Капустина сочетает в себе элементы академической и джазовой традиции. По мнению канадского музыковеда Лесли Де-Ата: «у Капустина музыкант-академист услышит всё богатство джазовых приёмов, и существование записанных и напечатанных нот Капустина уверит его в том, что джазовый пианизм, оказывается, поддаётся фиксации во всей своей изощрённости и ритмической сложности. Как бы то ни было, эта музыка могла быть сочинена лишь автором, глубоко погружённым в опыт джазового исполнения и импровизации, и записана лишь обладателем прочной академической подготовки. Вообще, джаз – это полёт мысли, фантазии, импровизации! За ним – богатейшая традиция, выдающиеся мастера стилизации и импровизации».

Творчество Капустина исполнено драматизма, конфликтности, стихийности, порою буйной виртуозности, но, тем не менее, все страсти находятся под полным интеллектуальным контролем и в целом оно строго организовано, светло и оптимистично. На самом деле в произведениях Капустина пересекается такое множество разнообразных влияний, что его творчество невозможно определить в каких-то узконациональных категориях.

Николай Капустин славится как композитор, пишущий в джаз-роковом стиле и издающийся только в Японии.

 

София Асгатовна Губайдулина (1931) принадлежит к числу наиболее значительных советских композиторов второй половины XX века. Не принадлежа ни к "авангардизму", ни к "минимализму", ни к "новой фольклорной волне" или какому-либо иному современному течению, она обладает ярким собственным индивидуальным стилем. Одна из важных задач, которую ставит перед собой София Губайдулина, - синтезировать черты культуры Запада и Востока. Этому способствует и ее происхождение из русско-татарской семьи, жизнь сначала в Татарии, потом в Москве.

Губайдулина в 1954 году окончила Казанскую консерваторию как пианистка. Как композитор окончила Московскую консерваторию и аспирантуру. Желая посвятить себя только творчеству, она на всю жизнь избрала путь свободного художника.

Творчество Губайдулиной было сравнительно мало известно в период "застоя", и только перестройка принесла ему широкое признание. Произведения советского мастера получили высочайшую оценку и за рубежом. Так, во время Бостонского фестиваля советской музыки (1988) одна из статей была озаглавлена: "Запад открывает гений Софии Губайдулиной".

Ее музыке свойственна большая эмоциональная сила, крупная линия развития и вместе с тем тончайшее ощущение выразительности звука - характера его тембра, исполнительского приема. Индивидуальный композиторский стиль Губайдулиной сложился в середине 60-х, начиная с «Пяти этюдов для арфы, контрабаса и ударных», наполненных одухотворенным звучанием нетрадиционного ансамбля инструментов. Затем последовали 2 кантаты, тематически обращенные к Востоку, - "Ночь в Мемфисе" (на тексты из древнеегипетской лирики в переводе А. Ахматовой и В. Потаповой) и "Рубайят" (на стихи Хакани, Хафиза, Хайяма). Обе кантаты раскрывают вечные человеческие темы любви, скорби, одиночества, утешения.

В 70-е годы, не увлекшись ни стилем "новой простоты", широко распространившимся в Европе, ни методом полистилистики, которым активно пользовались ведущие композиторы ее поколения - Губайдулина продолжала поиск в области звуковой выразительности (например, в «Десяти этюдах для виолончели») и музыкальной драматургии.

Губайдулина - автор многих десятков сочинений в разных жанрах: вокальные сочинения (кантаты, оратории), сочинения для хора, для симфонического и эстрадного оркестров. Наиболее обширна группа камерных сочинений для различных инструментов.

Одним из лучших своих произведений Губайдулина считает "Perception" ("Восприятие") для сопрано, баритона и 7 струнных инструментов в 13 частях. Возникло оно как результат переписки с Франсиско Танцером, когда поэт присылал тексты своих стихотворений, а композитор давала на них и словесные, и музыкальные ответы. Так возник символический диалог Мужчины и Женщины на темы: Творец, Творение, Творчество, Тварь.

Значительна музыка Губайдулиной для кино. Она написала музыку для фильмов: "Вертикаль", "Кафедра", "Смерч", "Чучело" и др., а также для мультфильмов "Маугли", "Балаган".

Путь Софии Губайдулиной в искусстве может быть обозначен словами из ее кантаты "Ночь в Мемфисе": "Свершай дела свои на земле по велению своего сердца".

 

Андрей Павлович Петров советский и российский композитор, автор опер, балетов, симфонических произведений, инструментальных концертов, эстрадной музыки, песен и музыки к многочисленным кинофильмам и драматическим спектаклям. В своем творчестве А. Петров развивал традиции русской классической музыки. Его музыка обладает яркой композиторской индивидуальностью, отличается мелодизмом и эмоциональностью.

В мире музыкальной культуры за Андреем Петровым прочно закрепилась слава современного классика. Среди его крупных произведений - оперы "Петр Первый" и "Маяковский начинается", балеты "Берег Надежды", "Сотворение мира", "Пушкин", симфонические сочинения: Поэма "Радда и Лойко", Поэма для органа и струнных, Концерт для скрипки с оркестром, Концерт для фортепиано с оркестром, "Русь колокольная", вариации для оркестров и др. А. Петров создал симфоническую партитуру, использовав малоизвестную мелодию Глинки. Эта пьеса какое-то время являлась Государственным гимном России.

Всемирную известность получил балет А.Петрова "Сотворение мира" по книге рисунков Жана Эффеля, в котором танцевал знаменитый Михаил Барышников и который был показан во многих странах Европы и Америки. Симфонические произведения композитора постоянно присутствуют в репертуаре известных творческих коллективов, их исполняют самые авторитетные оркестры - под управлением Юрия Темирканова, Евгения Светланова, Александра Дмитриева, Гюнтера Шулера (США), Козухиры Монзуми (Япония).

Андрей Петров написал музыку более чем к 80 кинофильмам, сотрудничая с крупными русскими и зарубежными режиссерами. Песни, написанные им для кино, - настоящие народные хиты. Среди его работ - музыка к популярным кинолентам "Человек-амфибия", "Я шагаю по Москве", "Берегись автомобиля", "Укрощение огня", "Синяя птица" (СССР-США, гл.роль - Элизабет Тейлор), "Служебный роман", "Старая, старая сказка", "Осенний марафон", "Жестокий романс", сериал "Петербургские тайны" (совместно с О.Петровой) и многие другие. За музыку к фильму "Небеса обетованные" А.П.Петров удостоен премии "Ника". В 1997 году за заслуги в отечественном кинематографе Андрею Петрову была вручена премия "Золотой Овен", а в 1999 году - премия "Золотой Остап".

За большой вклад в развитие отечественной музыкальной культуры и многолетнюю творческую деятельность, за большой личный вклад в развитие отечественного музыкального искусства А.П.Петров награжден высокими государственными наградами, он обладатель многочисленных премий.

 

Родион Щедрин — один из самых известных композиторов второй половины ХХ века, автор сочинений крупных форм, в том числе опер, балетов, симфоний, вокально-симфонических, камерных, хоровых и фортепианных произведений, а также музыки к фильмам. Он шире, чем кто-либо из композиторов его поколения, развил в своем творчестве русскую тематику: его оперы и балеты написаны почти исключительно на сюжеты крупнейших русских писателей – Н.Гоголя, А.Чехова, Л.Толстого, В.Набокова, Н.Лескова, он автор хоровой русской литургии «Запечатленный ангел», концертов для оркестра «Озорные частушки», «Звоны», «Хороводы», «Четыре русские песни» и т.д.

Музыкой Родион Щедрин был окружен с самого детства: слышал игру отца на скрипке, инструментальное трио в составе отца и его братьев. В 1941 году он был принят в Центральную музыкальную школу-десятилетку при Московской консерватории. Во время войны семья Щедриных была эвакуирована в Куйбышев. По возвращении в Москву Родион снова учится в Центральной музыкальной школе.

С 1950 по 1955 год – он студент двух факультетов Московской консерватории – фортепианного и теоретико-композиторского. В 1955 году после обучения в Московском хоровом училище (ныне имени А.В.Свешникова) окончил Московскую консерваторию по классам композиции Ю.А. Шапорина и фортепиано Я.В. Флиэра. Позже сам преподавал композицию в Московской консерватории, впоследствии занимал руководящие должности в Союзе композиторов.

Родион Щедрин прошел путь от ученика хорового училища к композитору с международной репутацией. Часто выступал с исполнением собственных произведений, в том числе как пианист.

Щедрин очень рано завоевал известность, и прежде всего в театральных жанрах: его балеты Конек-Горбунок (1960), Кармен-сюита (1967), оперы «Не только любовь» (1961) были поставлены в Большом театре. Впоследствии, там же увидели свет балеты «Анна Каренина» (1972), «Чайка» (1980), «Дама с собачкой» (1986), опера «Мертвые души» (1977). Родион Щедрин - сам автор либретто многих своих сочинений. Главные партии в ряде балетов написаны для супруги Родиона Константиновича – всемирноизвестной балерины – Майи Михайловны Плисецкой.

Уже на заре своей карьеры композитор обратился к источнику русского фольклора. С огромной изобретательностью он вводит русские элементы в свой музыкальный язык, воспроизводя стихиры, молитвы, частушки, пастушьи наигрыши, колокольные звоны, голошения плакальщиц, музыку цирков, треньканье балалайки, гусельные переборы, цыганскую песню, аппликации из Чайковского и т.д. В то же время вся аура его сочинений – типично современная.

Стиль Щедрина, поначалу ориентированный на довольно традиционный фольклоризм, стал характеризоваться совмещением элементов народного искусства и «авангардных» техник. Элементы - и авангардной изысканности, и народной простоты всегда сосуществовали в его музыке, синтез их он делал постоянно. Еще в 60-годы Р. Щедрин сформулировал тезис о своем пути: «В искусстве надо идти своим собственным путем. Он, может быть, и коротким, и длинным, и широким, и узким, но он должен быть своим».

Композитор работал и работает в самых разных жанрах: сочинения концертного типа для разных инструментальных составов, оркестровые сюиты (часто по мотивам собственной театральной музыки), произведения кантатного типа (в том числе связанные с образами традиционного русского или древнерусского искусства. Сам композитор определяет свой стиль как «пост-авангардный»; реально его можно признать стилем «эклектическим», что не отрицает наличия большого композиторского мастерства и виртуозной техники оркестрового и инструментального письма.

Композитор вместе с супругой, М.Плисецкой в 1992 году выехал на жительство в Германию, в Мюнхен. Оба сохранили российское гражданство.

Он не изменил своему стилю. В его творчестве по-прежнему присутствует демократическая широта и русская направленность тематики. Но выбор музыкальных жанров стал иным: не возникли новые балеты (только сборная музыка), появилась одна опера – «Лолита», зато необычайно расцвели концерты для солистов с оркестром – для фортепиано, скрипки, альта, виолончели, трубы, как результат контактов с крупнейшими музыкантами мира. Он стал признанным классиком отечественной и мировой музыки.

В Линкольн-центре в Нью-Йорке 19 декабря 2002 г. состоялась мировая премьера оперы Щедрина для концертной сцены «Очарованный странник», по повести Н.Лескова при участии оркестра Нью-Йоркской филармонии, хора и певцов – А.Ангер, Л.Паасикиви, Е.Акимов, дирижер Л.Маазель.

Музыка Родиона Щедрина заряжена солнечной жизненной силой, поэтому так велик человеческий отклик во всем мире на его «музыкальное приношение». Всю жизнь идя своим путем, он занял устойчивую позицию в самом центре музыкальной культуры. Творческие заслуги Р.К.Щедрина были отмечены многочисленными почетными званиями и премиями.

Решаем вместе
Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!
Информация 12+
Свидетельство о регистрации средства массовой информации: Эл № ФС77−53556 от 4 апреля 2013 года выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
Учредитель, редакция При использовании материалов прямая ссылка на сайт pskovlib.ru обязательна. Информационная безопасность: как не поддаться на уловки кибермошенников
Контакты Адрес
Официальный интернет-ресурс для информирования о социально-экономической ситуации в России. Культура. Гранты России. Общероссийская база конкурсов и грантов в области культуры и искусства. Российская библиотечная ассоциация Министерство культуры Российской Федерации Президентская библиотека им. Б.Н. Ельцина Портал Культура.рф АРБИКОН КОРБИС «Тверь и партнеры» Центр «ЛИБНЕТ» – базы данных в свободном доступе НФ «Пушкинская библиотека» Национальный информационно-библиотечный центр ЛИБНЕТ Межрегиональный центр библиотечного сотрудничества Книжные памятники Российской Федерации Центральные библиотеки субъектов РФ Официальный сайт Российской Федерации для размещения информации об учреждениях Официальный сайт Комитета по культуре Псковской области Псковская область Российское военно-историческое общество