Королем русского мюзикла называют композитора Александра Журбина. Его музыка звучит сегодня повсюду, как серьезная, так и легкая.
Александр Журбин окончил Ташкентскую консерваторию по классу виолончели, затем – Московский институт имени Гнесиных по классу композиции и аспирантуру Ленинградской консерватории. Творческая жизнь композитора складывалась параллельно в двух направлениях. С одной стороны, он успешно работал в так называемых «серьезных, академических» жанрах, где им создано немало произведений. Среди них три симфонии, концерт для фортепиано с оркестром, для альта с оркестром, для виолончели с оркестром, для скрипки с оркестром, два квартета, фортепианный квинтет, сонаты, камерная музыка, вокальные циклы, оратории, кантаты.
С другой стороны, А. Журбин успешно работал в жанре легкой эстрадной музыки. Его перу принадлежит множество песен («Мольба», «Песня о счастье», «Лошадка-жизнь», «Все к лучшему», «Послевоенное танго», песни для детей – всего около 200.).
Особый интерес для А. Журбина всегда представляла область музыкального театра. Он написал 8 опер - «Разбитое зеркало», «Луна и детектив», «Нетерпение», «Король и его три дочери» и др. Он автор трех балетов: «Красная птица», «Женитьба», «Западня»; около 30 мюзиклов, среди которых наиболее известны «Пенелопа», «Мымра», «Стакан воды», «Блуждающие звезды», «Камера обскура». За последние годы появились новые работы: оперетта «Чайка» (по Чехову), «Мышеловка» (по Агате Кристи), рок-опера по роману Достоевского «Униженные и оскорбленные», опера «Доктор Живаго», мюзикл «Дибук».
А. Журбин – автор музыки более чем к 50 художественным фильмам. Наиболее известные: «Эскадрон гусар летучих», «Лес», «Мелодия на два голоса», «Солнце в авоське», «Бедная Маша», «Женатый холостяк» и др. Большой успех имела его музыка к кинофильму «Московская сага», за которую он был удостоен во Франции награды «За лучшую оригинальную музыку» к телефильму в 2006 году. Знаменитая рок-опера «Орфей и Эвридика» выдержала 3000 представлений подряд, а запись ее была продана в количестве более двух миллионов экземпляров. Некоторые американские продюсеры сотрудничали с А. Журбиным и реализовывали его театральные произведения в США.
С 1990 года А. Журбин жил с семьей в Нью-Йорке, отдавая силы популяризации российского театра и музыки. В 1992 году он организовал первый русско-американский театр «Блуждающие звезды». С 2001 года Александр постоянно живет в Москве. Ведет на радио «Маяк» еженедельную программу «Звуки мюзикла». За эту программу он был удостоен Национальной премии «Радиомания-2006».
В 2005 году Александр Журбин основал фирму грамзаписи «AZ Records», которая выпускает диски российских композиторов «третьего направления». В свет вышли компакт-диски с произведениями самого А. Журбина и песни композитора в исполнении звезд театра и эстрады: Витаса, А. Асадуллина, И. Кобзона, И. Чуриковой, К. Орбакайте и др., «Московская сага» (саундтрек из телесериала). Александр Журбин невероятно энергичен и разнообразен. В своем поколении и в своем жанре он остается ведущей и лидирующей фигурой, композитором, чья музыка любима многими во многих уголках мира. Он – лауреат нескольких международных и всесоюзных премий.
*Саундтрек-оригинальная музыка кинокартины.
Электронные инструменты и новые формы цифровой записи и обработки звука открыли радикально новые возможности для композиторов. Цифровые технологии способны воспроизвести звуки практически всех музыкальных инструментов, а также создавать абсолютно новые звуковые комплексы, используя ранее недоступные приемы. Электронная музыка на сегодняшний день стала реальной и узаконенной частью музыкальной культуры.
Эдуард Николаевич Артемьев наиболее известен среди российских композиторов электронной музыки. Он закончил Московскую консерваторию, изучал свое музыкальное ремесло в классе композиции Юрия Шапорина.
В конце 50-х годов инженер и математик Евгений Мурзин реализовал мечту своей жизни, построив первый в СССР музыкальный синтезатор (можно сказать, что история отечественной электронной музыки началась с внедрения в практику его электронного аппарата - синтезатора АНС, названного так в честь А-дра Ник. Скрябина). Мурзин искал музыканта, который мог бы использовать возможности нового синтезатора. В 1960 году он встретил 22-летнего выпускника Московской консерватории Эдуарда Артемьева - и именно этот молодой композитор стал тем человеком, который смог быстро освоить уникальный инструмент и вдохнуть в него своё воображение. Серьезные успехи в электронной и компьютерной музыке достигаются обычно в сотрудничестве композитора и инженера. Но "технотронность" Артемьева позволяет объединить их в одном лице. Он и автор композиции, и программист, он же находит техническое воплощение своих музыкальных идей. Он и исполнитель, и звукорежиссер.
Артемьев посвящает свое творчество авангардным идеям и пытается создать полностью новую музыкальную атмосферу различными нюансами электронных звуков. Его экстравагантная музыка прекрасно сочетается с концепциями фильмов известного режиссера Андрея Тарковского. Это привело к написанию музыки к фильмам "Солярис", "Зеркало" и "Сталкер".
Совершенно различные стили объеденены в музыке Артемьева. Академическая традиция переплетается с эстетикой рока. Прекрасный пример этого - кантата "Ода Доброму Вестнику", написанная в 1980 году для Олимпийских Игр в Москве, основанная на тексте француза Пьера де Кубертена. Музыкальный симбиоз находит свое место в симфонических работах и поэмах. Его репертуар включает в себя произведения для оперы и концертных залов. Э. Артемьев написал много музыки: как электронно-авангардной, так и для кино, его традиционно воспринимают, прежде всего, как популярного кинокомпозитора. Он написал музыку более чем к 150 отечественным, а также зарубежным фильмам, в том числе документальным и "мультяшкам", театральным, радио- и телепостановкам. Среди режиссеров, с которыми он работал, - известные имена: А. Тарковский, Н. Михалков, С. Самсонов, А. Кончаловский, В. Абдрашитов.
Эдуард Артемьев, президент Российской ассоциации электроакустической музыки. Международное признание позволило ему принимать участие в фестивалях электронной музыки в Бурже и в Бэлтиморе. Он имеет обширные международные контакты, выезжает на фестивали электронной музыки, где звучат и его сочинения, работает с фирмами грамзаписи, киностудиями Франции и Голландии, США и Швеции, других стран, принимает участие в деятельности Международной конфедерации электроакустической музыки, входит в состав редколлегий некоторых зарубежных журналов.
Николай Гиршевич Капустин российский композитор, пианист - родился на Украине в Горловке в 1937 году. Он один из ведущих современных композиторов рубежа 20-21 века, произведения которого исполняют Николай Петров, Николай Луганский, Вадим Руденко, Стивен Осборн М.-А. Амлен и др.
Николай Капустин окончил Московскую консерваторию (1961) у А. Б. Гольденвейзера. Как джазовый музыкант дебютировал в оркестре ЦДРИ ( Центральный дом работников искусств), в составе которого выступал на фестивале молодежи и студентов в Москве (1957). Стал известен как пианист оркестра Олега Лундстрема (1961-72) отличался феноменальной виртуозной техникой, работал также в оркестре «Голубой экран» (1972-77) и в Государственном симфоническом оркестре кинематографии. В последние три десятилетия выступал крайне редко, в большей степени как композитор, исполняя преимущественно собственные произведения. Он автор пособий для джазового фортепиано.
Удивительную дорогу прошёл он: получив вполне "академическое" образование как исполнитель, он сделал на этой дороге блестящую карьеру, но как джазовый пианист. Капустин является также продолжателем генеральной идеи Гершвина (а также О.Питерсона) о синтезе джаза с "классикой", вернее, с романтикой.
Среди произведений Капустина — три концерта для фортепиано с оркестром, Концертная рапсодия, двенадцать фортепианных сонат, этюды и миниатюры. Особое место в его творчестве занимают «Двадцать четыре прелюдии и фуги» (Op.82, 1997) — масштабное сочинение, оригинально трактующее классическую форму (мажорные и минорные номера чередуются, но в весьма непривычной последовательности), «Вариации» (все для фортепиано с оркестром), джазовые миниатюры, сюита «Джазовые пьесы для фортепиано».
Творчество Капустина сочетает в себе элементы академической и джазовой традиции. По мнению канадского музыковеда Лесли Де-Ата: «у Капустина музыкант-академист услышит всё богатство джазовых приёмов, и существование записанных и напечатанных нот Капустина уверит его в том, что джазовый пианизм, оказывается, поддаётся фиксации во всей своей изощрённости и ритмической сложности. Как бы то ни было, эта музыка могла быть сочинена лишь автором, глубоко погружённым в опыт джазового исполнения и импровизации, и записана лишь обладателем прочной академической подготовки. Вообще, джаз – это полёт мысли, фантазии, импровизации! За ним – богатейшая традиция, выдающиеся мастера стилизации и импровизации».
Творчество Капустина исполнено драматизма, конфликтности, стихийности, порою буйной виртуозности, но, тем не менее, все страсти находятся под полным интеллектуальным контролем и в целом оно строго организовано, светло и оптимистично. На самом деле в произведениях Капустина пересекается такое множество разнообразных влияний, что его творчество невозможно определить в каких-то узконациональных категориях.
Николай Капустин славится как композитор, пишущий в джаз-роковом стиле и издающийся только в Японии.
София Асгатовна Губайдулина (1931) принадлежит к числу наиболее значительных советских композиторов второй половины XX века. Не принадлежа ни к "авангардизму", ни к "минимализму", ни к "новой фольклорной волне" или какому-либо иному современному течению, она обладает ярким собственным индивидуальным стилем. Одна из важных задач, которую ставит перед собой София Губайдулина, - синтезировать черты культуры Запада и Востока. Этому способствует и ее происхождение из русско-татарской семьи, жизнь сначала в Татарии, потом в Москве.
Губайдулина в 1954 году окончила Казанскую консерваторию как пианистка. Как композитор окончила Московскую консерваторию и аспирантуру. Желая посвятить себя только творчеству, она на всю жизнь избрала путь свободного художника.
Творчество Губайдулиной было сравнительно мало известно в период "застоя", и только перестройка принесла ему широкое признание. Произведения советского мастера получили высочайшую оценку и за рубежом. Так, во время Бостонского фестиваля советской музыки (1988) одна из статей была озаглавлена: "Запад открывает гений Софии Губайдулиной".
Ее музыке свойственна большая эмоциональная сила, крупная линия развития и вместе с тем тончайшее ощущение выразительности звука - характера его тембра, исполнительского приема. Индивидуальный композиторский стиль Губайдулиной сложился в середине 60-х, начиная с «Пяти этюдов для арфы, контрабаса и ударных», наполненных одухотворенным звучанием нетрадиционного ансамбля инструментов. Затем последовали 2 кантаты, тематически обращенные к Востоку, - "Ночь в Мемфисе" (на тексты из древнеегипетской лирики в переводе А. Ахматовой и В. Потаповой) и "Рубайят" (на стихи Хакани, Хафиза, Хайяма). Обе кантаты раскрывают вечные человеческие темы любви, скорби, одиночества, утешения.
В 70-е годы, не увлекшись ни стилем "новой простоты", широко распространившимся в Европе, ни методом полистилистики, которым активно пользовались ведущие композиторы ее поколения - Губайдулина продолжала поиск в области звуковой выразительности (например, в «Десяти этюдах для виолончели») и музыкальной драматургии.
Губайдулина - автор многих десятков сочинений в разных жанрах: вокальные сочинения (кантаты, оратории), сочинения для хора, для симфонического и эстрадного оркестров. Наиболее обширна группа камерных сочинений для различных инструментов.
Одним из лучших своих произведений Губайдулина считает "Perception" ("Восприятие") для сопрано, баритона и 7 струнных инструментов в 13 частях. Возникло оно как результат переписки с Франсиско Танцером, когда поэт присылал тексты своих стихотворений, а композитор давала на них и словесные, и музыкальные ответы. Так возник символический диалог Мужчины и Женщины на темы: Творец, Творение, Творчество, Тварь.
Значительна музыка Губайдулиной для кино. Она написала музыку для фильмов: "Вертикаль", "Кафедра", "Смерч", "Чучело" и др., а также для мультфильмов "Маугли", "Балаган".
Путь Софии Губайдулиной в искусстве может быть обозначен словами из ее кантаты "Ночь в Мемфисе": "Свершай дела свои на земле по велению своего сердца".
Андрей Павлович Петров советский и российский композитор, автор опер, балетов, симфонических произведений, инструментальных концертов, эстрадной музыки, песен и музыки к многочисленным кинофильмам и драматическим спектаклям. В своем творчестве А. Петров развивал традиции русской классической музыки. Его музыка обладает яркой композиторской индивидуальностью, отличается мелодизмом и эмоциональностью.
В мире музыкальной культуры за Андреем Петровым прочно закрепилась слава современного классика. Среди его крупных произведений - оперы "Петр Первый" и "Маяковский начинается", балеты "Берег Надежды", "Сотворение мира", "Пушкин", симфонические сочинения: Поэма "Радда и Лойко", Поэма для органа и струнных, Концерт для скрипки с оркестром, Концерт для фортепиано с оркестром, "Русь колокольная", вариации для оркестров и др. А. Петров создал симфоническую партитуру, использовав малоизвестную мелодию Глинки. Эта пьеса какое-то время являлась Государственным гимном России.
Всемирную известность получил балет А.Петрова "Сотворение мира" по книге рисунков Жана Эффеля, в котором танцевал знаменитый Михаил Барышников и который был показан во многих странах Европы и Америки. Симфонические произведения композитора постоянно присутствуют в репертуаре известных творческих коллективов, их исполняют самые авторитетные оркестры - под управлением Юрия Темирканова, Евгения Светланова, Александра Дмитриева, Гюнтера Шулера (США), Козухиры Монзуми (Япония).
Андрей Петров написал музыку более чем к 80 кинофильмам, сотрудничая с крупными русскими и зарубежными режиссерами. Песни, написанные им для кино, - настоящие народные хиты. Среди его работ - музыка к популярным кинолентам "Человек-амфибия", "Я шагаю по Москве", "Берегись автомобиля", "Укрощение огня", "Синяя птица" (СССР-США, гл.роль - Элизабет Тейлор), "Служебный роман", "Старая, старая сказка", "Осенний марафон", "Жестокий романс", сериал "Петербургские тайны" (совместно с О.Петровой) и многие другие. За музыку к фильму "Небеса обетованные" А.П.Петров удостоен премии "Ника". В 1997 году за заслуги в отечественном кинематографе Андрею Петрову была вручена премия "Золотой Овен", а в 1999 году - премия "Золотой Остап".
За большой вклад в развитие отечественной музыкальной культуры и многолетнюю творческую деятельность, за большой личный вклад в развитие отечественного музыкального искусства А.П.Петров награжден высокими государственными наградами, он обладатель многочисленных премий.
Родион Щедрин — один из самых известных композиторов второй половины ХХ века, автор сочинений крупных форм, в том числе опер, балетов, симфоний, вокально-симфонических, камерных, хоровых и фортепианных произведений, а также музыки к фильмам. Он шире, чем кто-либо из композиторов его поколения, развил в своем творчестве русскую тематику: его оперы и балеты написаны почти исключительно на сюжеты крупнейших русских писателей – Н.Гоголя, А.Чехова, Л.Толстого, В.Набокова, Н.Лескова, он автор хоровой русской литургии «Запечатленный ангел», концертов для оркестра «Озорные частушки», «Звоны», «Хороводы», «Четыре русские песни» и т.д.
Музыкой Родион Щедрин был окружен с самого детства: слышал игру отца на скрипке, инструментальное трио в составе отца и его братьев. В 1941 году он был принят в Центральную музыкальную школу-десятилетку при Московской консерватории. Во время войны семья Щедриных была эвакуирована в Куйбышев. По возвращении в Москву Родион снова учится в Центральной музыкальной школе.
С 1950 по 1955 год – он студент двух факультетов Московской консерватории – фортепианного и теоретико-композиторского. В 1955 году после обучения в Московском хоровом училище (ныне имени А.В.Свешникова) окончил Московскую консерваторию по классам композиции Ю.А. Шапорина и фортепиано Я.В. Флиэра. Позже сам преподавал композицию в Московской консерватории, впоследствии занимал руководящие должности в Союзе композиторов.
Родион Щедрин прошел путь от ученика хорового училища к композитору с международной репутацией. Часто выступал с исполнением собственных произведений, в том числе как пианист.
Щедрин очень рано завоевал известность, и прежде всего в театральных жанрах: его балеты Конек-Горбунок (1960), Кармен-сюита (1967), оперы «Не только любовь» (1961) были поставлены в Большом театре. Впоследствии, там же увидели свет балеты «Анна Каренина» (1972), «Чайка» (1980), «Дама с собачкой» (1986), опера «Мертвые души» (1977). Родион Щедрин - сам автор либретто многих своих сочинений. Главные партии в ряде балетов написаны для супруги Родиона Константиновича – всемирноизвестной балерины – Майи Михайловны Плисецкой.
Уже на заре своей карьеры композитор обратился к источнику русского фольклора. С огромной изобретательностью он вводит русские элементы в свой музыкальный язык, воспроизводя стихиры, молитвы, частушки, пастушьи наигрыши, колокольные звоны, голошения плакальщиц, музыку цирков, треньканье балалайки, гусельные переборы, цыганскую песню, аппликации из Чайковского и т.д. В то же время вся аура его сочинений – типично современная.
Стиль Щедрина, поначалу ориентированный на довольно традиционный фольклоризм, стал характеризоваться совмещением элементов народного искусства и «авангардных» техник. Элементы - и авангардной изысканности, и народной простоты всегда сосуществовали в его музыке, синтез их он делал постоянно. Еще в 60-годы Р. Щедрин сформулировал тезис о своем пути: «В искусстве надо идти своим собственным путем. Он, может быть, и коротким, и длинным, и широким, и узким, но он должен быть своим».
Композитор работал и работает в самых разных жанрах: сочинения концертного типа для разных инструментальных составов, оркестровые сюиты (часто по мотивам собственной театральной музыки), произведения кантатного типа (в том числе связанные с образами традиционного русского или древнерусского искусства. Сам композитор определяет свой стиль как «пост-авангардный»; реально его можно признать стилем «эклектическим», что не отрицает наличия большого композиторского мастерства и виртуозной техники оркестрового и инструментального письма.
Композитор вместе с супругой, М.Плисецкой в 1992 году выехал на жительство в Германию, в Мюнхен. Оба сохранили российское гражданство.
Он не изменил своему стилю. В его творчестве по-прежнему присутствует демократическая широта и русская направленность тематики. Но выбор музыкальных жанров стал иным: не возникли новые балеты (только сборная музыка), появилась одна опера – «Лолита», зато необычайно расцвели концерты для солистов с оркестром – для фортепиано, скрипки, альта, виолончели, трубы, как результат контактов с крупнейшими музыкантами мира. Он стал признанным классиком отечественной и мировой музыки.
В Линкольн-центре в Нью-Йорке 19 декабря 2002 г. состоялась мировая премьера оперы Щедрина для концертной сцены «Очарованный странник», по повести Н.Лескова при участии оркестра Нью-Йоркской филармонии, хора и певцов – А.Ангер, Л.Паасикиви, Е.Акимов, дирижер Л.Маазель.
Музыка Родиона Щедрина заряжена солнечной жизненной силой, поэтому так велик человеческий отклик во всем мире на его «музыкальное приношение». Всю жизнь идя своим путем, он занял устойчивую позицию в самом центре музыкальной культуры. Творческие заслуги Р.К.Щедрина были отмечены многочисленными почетными званиями и премиями.