Александр Даргомыжский родился в Тульской губернии, где рос в атмосфере разнообразных художественных увлечений. С детства он проявлял большую музыкальность и вскоре приобрел известность в музыкальных аристократических салонах, исполняя фортепианные миниатюры и вокальную лирику. Музыкальные увлечения Даргомыжского окрепли под влиянием М. И. Глинки, и Александр Сергеевич решил избрать путь профессионального музыканта. В 1840-1850-е гг. композитор обратился к области социально-психологической драмы, раскрывая ее средствами музыки, а также к новой сфере камерно-вокальной музыки – романсу-монологу, романсу-портрету, сатирической песне. Даргомыжский тщательно отбирал литературные источники для их воплощения в музыкальные образы. Это были произведения А. Пушкина, М. Лермонтова, А. Кольцова, П. Беранже. Смелость творческих исканий позволяет назвать Даргомыжского новатором и экспериментатором в музыке.
Семен Степанович Гейченко родился в городе-дворце, городе- музее Петергофе. Учителя Петергофской гимназии, где учился Гейченко, люди неравнодушные, прививали любовь к истории. Образ жизни семьи, учителя, сам Петергоф - все это подготовило Гейченко к служению музейному делу. В 1945 году, еще до окончания войны, ему было предложено возглавить заповедник в Михайловском. Семен Степанович, знавший о войне не понаслышке, был поражен масштабами разрушений и активно взялся за восстановление Михайловского. Вместе с коллективом единомышленников ему удалось совершить чудо - чудо возрождения пушкинских мест. Подвижнический труд С. С. Гейченко, его многогранная деятельность были отмечены званием Героя Социалистического Труда. Литература: Курбатов, В. Я. Домовой. Семен Степанович Гейченко: письма и разговоры, записанные Валентином Курбатовым в разные михайловские годы в фотографиях Виктора Ахламова, снятых в те же годы / В. Я. Курбатов. - Псков : Псковская областная типография, 2002. - 79 с. : ил. "Он знал дорогу к Пушкину" : (к 105-летию со дня рождения С.С. Гейченко) : биобиблиографический указатель литературы / ГУК "Псковская областная универсальная научная библиотека" ; [сост. Е.Г. Киселева, И.Б. Крутикова]. - Псков : Псковская областная универсальная научная библиотека, 2008. - 43 с. - (Серия "Писатели Земли Псковской"). - Имен. указ.: с.40-42.
Валентин Иванович Кронберг родился в семье потомственного безземельного крестьянина: дед его, швед по национальности, был батраком, отец - безземельным крестьянином, из такой же семьи происходила мать. Поиск заработка заставлял отца неоднократно менять место жительства. По этой причине семья оказалась в Пскове, где отец устроился чернорабочим службы пути станции Псков-2, а в 1900 г. умер и, как неимущий, был похоронен за счет Николаевской больницы на Мироносицком кладбище. Валентин до 1901 г. с перерывами, вызванными переездами отца, а затем его смертью, посещал начальное училище. После окончания был определен в Псковское духовное училище на так называемую миссионерскую стипендию, установленную правительством России для обучающихся в ней инородцев. По завершении 4-го общеобразовательного класса В. И. Кронберг, как не имевший особого влечения к церковной службе, подал прошение об уходе из духовного училища. Попытка продолжить образование в Рижском политехническом институте не удалась из-за отсутствия средств, а также необходимости расплатиться или отслужить пять лет за получаемую им ранее стипендию. Тогда он в 1909 г. выдержал испытания на звание народного учителя и с 15 сентября того же года стал преподавать в Алексеевской церковно-приходской школе Пскова. Работая учителем, В. И. Кронберг продолжал самообразование, начал писать статьи для педагогических журналов, занялся переводами литературных произведений с латышского языка на русский. В 1914 г. он добился перевода на службу по ведомству Министерства народного просвещения и стал работать учителем русского языка в Порховском высшем начальном училище. Тогда же подготовился к сдаче экзаменов за курс учительского института, но сделать этого не успел, т. к. в 1914 г. был мобилизован в армию. Служил в запасных частях, затем в управлении коменданта станции Крейцбург Виленского района, в марте 1917 г. избран председателем солдатского комитета и помощником коменданта участка,после чего служил в Управлении начальника военных сообщений армий Северного фронта в Пскове. С наступлением кайзеровских войск В. И. Кронберг в феврале 1918 г. эвакуировался из Пскова в Бологое, оттуда в Тверь, где и был 30 мая 1918 г. демобилизован. После этого В. И. Кронберг возвратился в Порхов и активно включился в работу на ниве просвещения и общественную жизнь. С 12 июня 1918 г. он являлся членом уисполкома, некоторое время заведовал УОНО, затем его внешкольным подотделом. В 1922 г. В. И. Кронберг перешел работать учителем и заведующим школой I ступени им. В. И. Ленина, но 15 апреля 1924 г. вновь вернулся на работу в УОНО в качестве инспектора. В 1918 г. в Порхове по инициативе энтузиастов, главным образом работников образования, стал создаваться музей. С момента открытия в 1919 г. и до 1924 г. В. И. Кронберг занимал по совместительству должность его заведующего. Он разработал “Положение” об организации музея: сформулировал свое вид
С именем французского (по происхождению – бельгиец) писателя Жоржа Сименона связано особое направление внутри детективного жанра - социально-психологический детектив. По количеству изданных на русском и украинском языках романов и их тиражам он по-прежнему опережает Агату Кристи. В 1931 году увидел свет его первый роман о комиссаре Мегрэ - "Питер-латыш", который станет главным героем ста двух книг Сименона. Хотя расследуемые Мегрэ "дела" не похожи одно на другое, для всех книг о нем характерно экономное использование повествовательных средств, атмосфера тайны, психологическая проницательность и неубывающий острый интерес к людям, доведенным до крайности. Его произведения о комиссаре Мегре были экранизированы неоднократно. Параллельно с детективной серией писатель издавал социально-психологические романы – их сам Сименон называл "собственно романами" или "жесткими" романами. Это "Завещание Донадье" (1937), "Старший из Фершо" (1945), "Колокола Бисетра" (1962) и др. Ему принадлежат также автобиографические книги "Я вспоминаю" (1945), "Педигри" (1948), "Письмо к моей матери" (1974).
В русском театре не было другого артиста, который мог бы сравниться самобытностью и разносторонностью дарования с выдающимся русским певцом Федором Шаляпиным. Он был изумительным рассказчиком, чтецом, прекрасным рисовальщиком, живописцем, скульптором. Великий актер играл на нескольких музыкальных инструментах, владел многими европейскими языками настолько свободно, что сам переводил оперные либретто. Певец сам режиссировал спектакли, и его постановки произвели переворот в опере. Великий певец, по существу, самостоятельно готовился к артистической карьере. Лишь в 1892-1893 гг. он брал уроки пения у Д. А. Усатова в Тбилиси. Шаляпин пел в Мариинском и Большом театрах, в Московской частной опере. С 1901 года триумфально проходят его гастроли по всему миру. В 1922 году он навсегда покинул Россию. С непревзойденным мастерством исполнял артист басовые партии в операх русских и западноевропейских композиторов, гениально интерпретировал всевозможные образцы камерного репертуара. Творчество Шаляпина оказало огромное влияние на развитие вокального искусства.
Актер, режиссер, театральный деятель, Евгений Вахтангов родился во Владикавказе в семье табачного фабриканта. Учась в Московском университете, участвовал в любительских драматических спектаклях. В 1909 году поступил в театральную школу А. И. Адышева, где преподавали известные русские актеры. В 1911 году Вахтангов приходит в Московский Художественный театр, работает в качестве актера и режиссера. Его режиссерские работы: "Праздник мира" Гауптмана, "Потом" Бергера, "Чудо святого Антония" Метерлинка, "Свадьба" Чехова, поставленные на разных сценах, отличались яркостью театральной формы. Последняя и самая яркая его постановка – "Принцесса Турандот" по сказке Гоцци (1920) – эталон воплощения принципов вахтанговской театральной школы. Его студия, из которой выросла Третья студия МХАТ, в 1926 году была переименована в Государственный академический театр имени Е. Вахтангова.
Василий Павлович Дроздов происходил из крестьянской семьи, окончил в Пскове городское училище, обучался в учительской семинарии, в художествено-промышленной школе, но их не окончил. Впоследствии сдал экстерном за курс школы II ступени и окончил курсы чертежников. В 1915 г. В. П. Дроздов был призван в армию, дослужился до унтер-офицера кавалерии, стал командиром взвода, в боях был трижды ранен, награжден двумя Георгиевскими крестами, но в 1916 г. за хранение нелегальной литературы оказался в Пскове, затем вступил в Красную Армию, участвовал в боях на Южном фронте, служил в Особом отделе Юго-Западного фронта, в органах ЧК-ОГПУ в Сибири. Осенью 1926 г. В. П. Дроздов вернулся в Псков, и с 1 октября был назначен заведующим губернским архивным бюро. На этом посту занимался не только повседневной архивной работой (вопросами хранения документов, их приемки, обработки и др.), но и выступал в качестве автора статей по историко-революционной тематике. В июне 1927 г. по обвинению в поджоге архива (пожар случился 7 февраля 1927 г.) был осужден Псковским губсудом к четырем годам лишения свободы со строгой изоляцией, исключен из рядов ВКП (б). Аппелировал в ЦК ВКП (б), но ходатайство осталось без последствий. Дальнейшая судьба В. П. Дроздова не установлена. Литература: Филимонов, А. В. Краеведческие работы архивистов 1920-х гг. / А. В. Филимонов // Псковская губерния и ее архив : история и современность: материалы науч. - практ. конф. 16 ноября 2001 г. - Псков, 2001. – С. 193-198. Филимонов, А. В. Судьба несостоявшегося краеведа / А. В. Филимонов // Псков. – 2001. - № 14. – С. 65-69. Филимонов, А. В. Дроздов Василий Павлович / А. В. Филимонов // Псковский биогр. слов. – Псков, 2002. – С. 156. Филимонов, А. В. Псковское краеведение в 1920-1930-е гг. / А. В. Филимонов. – Псков, 2004. – С. 329-337.
Родился в Минске, окончил Белорусский государственный театрально-художественный институт. Работал в Красноярском ТЮЗе. С 1976 года – на сцене Псковского академического театра драмы им. А. С. Пушкина. Играл роли героико-романтического плана, драматические и характерные в современных и классических пьесах. Лауреат премии Администрации Псковской области (1996). Награжден орденом Дружбы. Литература:Никитина, Л. “Всегда быть в маске – судьба моя”… / Л. Никитина // Псковские сезоны: провинциальный театр в ХХ веке. – Псков, 1999. – С. 173-175, портр. Никитина, Л. Геннадий Золов – красив и молод… как тридцать лет назад, когда он впервые вышел на псковскую сцену // Псковская правда. – 2006. – 2 февр. Хозяинова, Е. “Золов был “Брендом” театра / Е. Хозяинова // Стерх. – 2007. – 14 марта. Золов Геннадий Станиславович // Псковская энциклопедия. – 2-е изд., доп. – Псков, 2007. – С. 312.
Иван Александрович Стебут родился 12 февраля 1833 года в многодетной семье великолукского аптекаря Александра Ивановича. Вскоре после рождения мать Ивана - Мария Федоровна умерла, но отец, несмотря на значительные денежные расходы, смог дать детям хорошее образование. Мальчик постоянно видел бедность крестьян Великолукского уезда, приезжающих за лекарствами в аптеку его отца. В 1839 году Ивана определили на учебу во вторую Санкт-Петербургскую гимназию Уваровского типа, где обязательно требовалось знание латинского языка, а сочинения гимназисты писали только на вольные темы, что развивало самостоятельность мышления, умение точно и грамотно излагать свои мысли. Эту систему И. А. Стебут потом высоко оценивал. Блестяще закончив гимназию, поступил в единственный в то время в России сельскохозяйственный институт в Горках Могилевской губернии. Трудолюбие, любознательность и добросовестность его отмечали все преподаватели. Будучи студентом III курса он стал преподавать основы земледелия студентам младших курсов. По окончании института его направили в командировку за границу, затем, будучи младшим профессором института, он обследовал состояние в Остзейдских губерниях. Его магистерская диссертация “Известь, как средство восстановления плодородия почв” на многие десятилетия сохраняла свое практическое значение для сельского хозяйства России. В 1865 году под Москвой в Петровско-Разумовском открылась Петровская земледельческая и лесная академия, где Стебут стал профессором, счастливо объединив в своем лице ученого, педагога и общественного деятеля. В наше время на здании учебного корпуса агрономического факультета Великолукской сельскохозяйственной академии установлена мемориальная доска в честь И. А. Стебута - основоположника научного растениеводства в России, проходят Стебутовские чтения. Литература: Минин, Е. А. Ученый, педагог, патриот: ( к 160-летию со дня рождения И. А. Стебута) / Е. А. Минин // Земля Псковская древняя и современная : тез. докл. к науч.-практ. конф. - Псков, 1993. - С. 39-42. Сизов, А. Родословная Стебутов / А. Сизов // Великолук. правда. - 1993. - 24 февр. Подробно о жизни Стебутов в Великих Луках. Есть фото дома, построенного отцом И. А. Стебута. Мордашев, А. И. Стебут - основоположник научного растениеводства в России / А. И. Мордашев, В. П. Спасов // Псков. - 1996. - № 5. - С. 52-59, портр.
Установлен указом Президента Российской Федерации от 31 октября 2002 года N 1279 "О Дне дипломатического работника". Именно на этот день 1549 года приходится наиболее раннее упоминание Посольского приказа, первого внешнеполитического ведомства России. Его руководителем был назначен подьячий И. М. Висковатый, которому было "приказано посольское дело". Решением президента об учреждении Дня дипломатического работника было подчеркнуто признание заслуг отечественной дипломатии как одной из ключевых составляющих российской государственности.
В этот день - 10 февраля (29 января по ст. стилю) 1837 года - великий русский поэт в возрасте 37 лет скончался от ранения, полученного во время дуэли с Дантесом двумя днями ранее. Известие о дуэли и кончине А. С. Пушкина вызвало сильное волнение в Петербурге. У гроба поэта побывало (по разным данным) от 10 до 50 тысяч человек. Похоронен Александр Сергеевич в Святогорском монастыре.
Георгий Вайнер – один из создателей (вместе со старшим братом-соавтором Аркадием Вайнером) бессмертных образов московских сыщиков – Глеба Жеглова и Владимира Шарапова в романе "Эра милосердия" (1976). И многих других, не менее ярких, великолепных детективных произведений: "Ощупью в полдень" (1969), "Часы для мистера Келли" (1970), "Визит к Минотавру" (1972), "Гонки по вертикали" (1974), "Лекарство против страха" (1978), "Евангелие от палача" (1990), "Петля и камень в зеленой траве" (1991). Сюжеты произведений братьев Вайнеров зачастую были взяты из реальной криминалистической практики. Ведь Георгий Вайнер по образованию юрист, в 1960 году окончил Московский заочный юридический институт. Всего братья написали 152 книги, общий тираж которых превысил миллион экземпляров. Большинство самых известных произведений обрело экранную жизнь.