Французский писатель Анри Бейль имел, по свидетельству его друзей, несколько сотен псевдонимов. Из них удержался один - Фредерик Стендаль. Признание и слава пришли к нему только после смерти. Для современников он так и остался офицером, дипломатом, участником военных кампаний Наполеона. Лишь годы спустя имя Жюльен Сорель стало нарицательным, а романы "Красное и черное" и "Пармская обитель" превратились в настольные книги нескольких поколений, повод для бесчисленных переводов, театральных постановок и экранизаций. Его коньком был психологический реализм. В творчестве Стендаля можно проследить две тематические линии: современная французская действительность после Великой Французской Революции (произведения: "Арманс", "Люсьен Левен", "Красное и черное") и Италия (книги об искусстве: "Ванина Ванини", "Пармский монастырь").
К кинематографу Григория Александрова приобщил С. Эйзенштейн. Когда знаменитый режиссер ушел в кино, Григорий Васильевич последовал за ним. Он был правой рукой Эйзенштейна на съемках фильмов "Стачка", "Броненосец Потемкин". Вместе они ездили в Америку "покорять" Голливуд. Первым самостоятельным фильмом Александрова были "Веселые ребята". Этот фильм сделал Утесова и Орлову национальными героями, а песни стали шлягерами. Вся страна распевала "Марш веселых ребят" и лирическую песню "Сердце". Бодрость и веселость сопровождали другие комедии Александрова: "Весна", "Цирк", "Волга-Волга", "Светлый путь". Своим успехом фильмы в немалой степени были обязаны выразительной, запоминающейся мелодичной музыке М. Дунаевского. Но и оригинальных, ярких эпизодов в фильмах Александрова было немало. Следующие свои кинокартины он снимал уже в другом жанре: "Встреча на Эльбе" - фильм политический, "Композитор Глинка" - исторический. Пара Александров – Орлова была уважаемой в мире искусства не только в отечестве, но и за его пределами. На фотографиях рядом с ними можно увидеть Чаплина, Феллини, Пикассо, Барбюса.
Родилась в деревне Загорицы Псковского района Псковской области. С 1970 года живет в городе Пскове. Окончила Ленинградский электротехникум связи. Работала на швейной фабрике, на междугородной телефонной станции, служила в системе МВД, затем Министерства юстиции РФ. Автор поэтических сборников “Межсезонье” (1998), “На перепутье дум” (2000), “За розовой далью” (2002), “Прощеное воскресенье” (2005). Член Союза писателей РФ. Литература: Сергеева Вера Михайловна // Псковская энциклопедия. – 2-е изд., доп. – Псков, 2007. – С. 803-804.
Джордж Гордон Байрон жил в мире, в котором рушились старые устои, менялись идеалы, с этим во многом связаны пессимизм и разочарованность, которыми отмечены произведения поэта. Неприятие зла во всех его проявлениях и отстаивание свободы личности в поэме "Бронзовый век" (1823) переходит в сатиру и прямой политический протест в романе в стихах "Дон Жуан" (1818–1824, не окончен). Образ "байронического героя" – разочарованного, чуждого всем страдальца, бросившего вызов окружающему миру, получил развитие в поэмах "Паломничество Чайльд Гарольда" (1812–1818), "Шильонский узник" (1816). Герой поэм Байрона – всегда изгой, нарушающий законы общественной морали, жертва общества и одновременно мститель, герой и преступник в одном лице, Чайльд Гарольд, чье имя стало нарицательным.
Один из крупнейших физиков XX века Лев Ландау был величайшим универсалом, внесшим фундаментальный вклад в самые различные области физики: квантовую механику, физику твердого тела, теорию магнетизма, теорию фазовых переходов, ядерную физику и физику элементарных частиц, квантовую электродинамику, физику низких температур и ряд других дисциплин. Его блестящие достижения высоко оценены государством. В 1946 году его избрали действительным членом Академии наук СССР, он трижды лауреат Сталинской премии. Две последние премии и звание Героя Социалистического Труда физик получил за вклад в создание атомного оружия. В 1962 году за создание многотомного "Курса теоретической физики" ученый был удостоен Ленинской премии. Ландау был также почетным членом Британского Королевского общества, Датской и Нидерландской академии наук, Академии наук и искусств в Вашингтоне и Национальной академии наук США. В 1962 году ему "за основополагающие теории конденсированной материи, в особенности жидкого гелия" присудили Нобелевскую премию.
Отмечается на основании указа Президента Российской Федерации от 31 мая 2006 года N 549 "Об установлении профессиональных праздников и памятных дней в Вооруженных Силах Российской Федерации". Свою историю инженерные войска России ведут со времени указа Петра Первого от 21 января 1701 года о создании в Москве "Школы пушкарского приказа", в которой готовили офицеров артиллерии и военных инженеров. 16 января 1712 года Петр I приказал отделить инженерную школу от школы пушкарского приказа и расширить ее. В СССР инженерные войска создавались в ходе организации Советской Армии. В период Великой Отечественной войны они выполняли задачи по инженерному обеспечению боевых действий. Инженерные войска современных армий состоят из соединений, частей и подразделений, разделяются по назначению: инженерно-саперные, штурмовых заграждений и разграждений, мостостроительные (мостовые), понтонно-мостовые (понтонные), переправочно-десантные (амфибийные), позиционные, маскировочного, полевого водоснабжения (добычи и очистки воды), инженерно-строительные и другие.
Это один из 12 главных (двунадесятых) праздников Православной Церкви. Он называется также Богоявлением. Праздник связан с крещением Иисуса Христа в реке Иордан. Древнее название праздника - "Епифания" - явление, или "Теофания" - Богоявление, также его называли "праздник Светов".
Прозаик реалистической традиции, бытописатель, Александр Серафимович создал одно из первых произведений, отразившее события Гражданской войны, - роман "Железный поток" (1924). Среди других сочинений примечательны повесть "Пески" (1908) и роман "Город в степи" (1923), где раскрыта нравственная проблематика, связанная с развитием капитализма в городе и деревне. Со страниц его произведений встают ярко, выразительно очерченные живые образы людей. М. Шолохов высоко ценил творчество А. Серафимовича: "Это настоящий художник, большой человек, произведения которого нам близки и знакомы. Серафимович принадлежит к тому поколению писателей, у которых мы, молодежь, учились".
Константин Станиславский - актер и режиссер, автор уникальной системы, оказавшей влияние на развитие мирового театра. Его знаменитое «Не верю!» стало кодовым словом, ключом, с помощью которого режиссеры стараются раскрыть внутренний мир актера. Свою систему Станиславский не придумал. В течение многих лет он наблюдал за творчеством выдающихся актеров, изучал их работу на подмостках и за кулисами, беседовал с многими из них. Проблема сознательного овладения подсознательными творческими процессами, путь органического перевоплощения актера в образ – вот квинтэссенция системы Станиславского, которую он описал в свой книге «Работа актера над собой». Разработанные им принципы и практические приемы работы актера над совершенствованием своих артистических данных составляют основу театрального образования в России.
Литература: Левин, Н. Юбилей псковских газет / Н. Левин // Псковская правда. - 1998. -13 янв. Кацнельсон, Е. Губернские ведомости : 155 лет назад впервые увидели свет “Псковские губернские ведомости” - первое периодическое издание в Псковской губернии: из истории псковской прессы / Е. Кацнельсон // Псковская правда. - 1993. - 15 янв. В старину читали деды… : к 85-летию Псковской правды. – 2002. – 9 июля.
Литература: Пятков, В. К. Третья ударная: Боевой путь 3-й ударной армии / В. К. Пятков, К. С. Белов, С. С. Фролов. - М.: Воениздат, 1975. - 255 с. Давыденко, П. Подвигов воинов, памяти павших героев войны - будем достойны / П. Давыденко // Великолук. правда. - 1976. - 21 янв. Белобородов, А. П. Всегда в бою / А. П. Белобородов. - М.: Воениздат, 1978. - 398 с. - (Военные мемуары ). Кузнецов, А. И. На северо-западном направлении: в боях за Великие Луки / А. Кузнецов // Фронтовики. - М., 1984. - С. 246-258. Краснопевцев, В. П. Крепость на Ловати / В. П. Краснопевцев. - Л.: Лениздат, 1992. - 176 с. Бондаренко, О. Сталинградская битва в миниатюре / О. Бондаренко // Великолукская правда. – 2000. – 6 дек.
На основе опыта работы слесарем, кочегаром, сотрудником уголовного розыска создавались первые заметки и фельетоны писателя. По мотивам рассказа Павла Нилина "Любимая девушка" в 1940 году был поставлен фильм с тем же названием. Признание к писателю пришло после того, как по его сценарию режиссером Л. Луковым была снята первая серия фильма "Большая жизнь" (на основе сюжета романа "Человек идет в гору"). Во время Великой Отечественной войны П. Нилин являлся военным корреспондентом газеты "Правда". Самые значительные произведения были написаны в годы "оттепели". Они отмечены реалистичностью бытописания и психологической достоверностью: рассказы "Жучка", "Знакомство с Тишковым", "Марья Ивановна", повести "Испытательный срок" и "Жестокость", по мотивам которых поставлены одноименные фильмы.