Бартоломео Мурильо родился и работал в Севилье. Художник писал, главным образом, картины на религиозные темы, широко вводя в них жанровые мотивы, придавая своим произведениям лирический характер. В живописи Мурильо сказалась связь с традицией испанского искусства первой половины XVII века. Творчеству художника свойственна склонность к идеализации и внешней декоративности. Ранние работы мастера отличаются простотой и правдивостью. В зрелом возрасте художник написал ряд картин, прославивших его имя - "Мадонна с младенцем", "Отдых на пути в Египет". Мурильо участвовал в создании Академии художеств и был ее первым президентом. Он достиг большого мастерства в изображении пейзажа, особенно знаменитой является серия картин, изображающих уличную детвору – детей, играющих в кости, лакомящихся фруктами, продающих цветы: "Мальчик с собакой", "Продавщица фруктов" и т. д.
Литература: Великолукскому аэропорту - 50 лет// Великолук. правда. - 1978. - 10 февр. Подборка статей о работе аэропорта, истории предприятия, сданного в эксплуатацию 21-22 января 1928 года. Фомин, А. Сокращающий расстояния. Великолукскому аэропорту - 50 лет / А. Фомин // Псковская правда. - 1978. - 10 февр. Буренкова, В. Были когда-то и мы пассажирами / В. Буренкова // Псковская правда - 1998. - 10 сент. О работе “Аэросервиса” по обслуживанию международных авиалиний. Есть некоторые сведения по истории предприятия. Федорова, В. Великолукскому аэропорту – 75! / В. Федорова // Новый день в Псковской области. – 2003. – 20 авг.
Днем рождения кино считают 28 декабря 1895 года. Тогда, в парижском кафе на Бульваре Капуцинов, братья Люмьеры представили широкой публике первый в мире короткометражный фильм "Прибытие поезда на вокзал Ла Сьота". Это был первый фильм в истории кинематографа, который был показан публике за деньги. В России премьера первого фильма состоялась 15 октября 1908 года. Это был фильм "Понизовая вольница" режиссера Владимира Ромашкова по мотивам народной песни о Стеньке Разине "Из-за острова на стрежень". Длился первый российский фильм всего семь минут. А первая цветная отечественная лента вышла на экраны в 1925 году. Это был знаменитый "Броненосец Потемкин".
На протяжении всего хода Великой Отечественной войны Иван Конев командовал разными фронтами и провел множество успешных операций. Многие участники тех сражений отмечали, что некоторые из этих операций были довольно рискованными, но их обоснованность и продуманность всегда приводили к успешному исходу. Коневу первым удалось ввести свои войска в Прагу, когда жители Чехословакии восстали против германских завоевателей. Маршалу Коневу было присвоено звание "Почетный гражданин Праги". В послевоенное время Конев занимал важные посты на службе государства. Среди многочисленных наград маршала около двадцати семи орденов иностранных государств. Урна с прахом великого полководца захоронена на Красной площади в Кремлевской стене. Имя Конева присвоено улице в Москве. На родине Ивана Степановича, в деревне Лодейно Подосиновского района Кировской области, установлен его бронзовый бюст.
Дата установлена на основании указа Президента Российской Федерации от 26 декабря 1995 года N 1306 "Об установлении Дня спасателя Российской Федерации". Начало создания структуры - 27 декабря 1990 года, когда было принято постановление Совета Министров РСФСР "Об образовании Российского корпуса спасателей на правах государственного комитета РСФСР, а также формирование единой государственно-общественной системы прогнозирования, предотвращения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций". 30 июля 1991 года Российский корпус спасателей был преобразован в Государственный комитет РСФСР по чрезвычайным ситуациям. 14 июля 1995 года был принят федеральный закон РФ "Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей". Он определил общие организационно-правовые и экономические основы создания и деятельности аварийно-спасательных служб.
Луи Пастер - основоположник современной микробиологии и иммунологии, почетный член Петербургской АН (1893). Его работы по оптической асимметрии молекул легли в основу стереохимии. Он первым открыл природу брожения, назвав его не химическим, а биологическим процессом, опроверг теорию самозарождения микроорганизмов, изучил этиологию многих инфекционных заболеваний, ввел методы асептики и антисептики. Он же изобрел и пастеризацию. Сам процесс, названный в его честь пастеризацией, Пастер открыл, прежде всего, для сохранения полезных свойств и вкуса вина. Благодаря многолетним работам ученого и его учеников были найдены и стали использоваться на практике вакцины против куриной холеры, сибирской язвы, краснухи свиней и, наконец, против бешенства. Пастер был убежденным другом России и находился в близких отношениях со многими русскими учеными. Почти все русские микробиологи того времени ездили работать к Пастеру, а позже в его институт в Париже. В России имя Луи Пастера носит НИИ эпидемиологии и микробиологии в Санкт-Петербурге, основанный в 1923 году.
Павел Третьяков происходил из древнего, но небогатого купеческого рода. И даже многократно умножив состояние, которое досталось ему после смерти отца, он предпочел вложить большую часть своего капитала не в семейный бизнес, а в дело всей своей жизни – основание первой в Москве общедоступной галереи отечественного искусства. Свою первую картину - "Стычка с финляндскими контрабандистами" Худякова - молодой купец приобрел в 1856 году. Павел Третьяков не был просто коллекционером. Многие знаменитые мастера его времени работали по заказу Третьякова. Огромное значение имело осуществление идеи Третьякова о создании портретной галереи деятелей русской культуры. Обширная галерея портретов и автопортретов была выполнена по его заказу Крамским, Перовым, Репиным, Серовым и другими живописцами. В 1893 году он был избран действительным членом Академии художеств. В 1874 году меценат построил для своего собрания великолепное здание, открыв его в 1888 году для бесплатного посещения. А в 1892 году он передал коллекцию и здание в дар Москве. До конца жизни Третьяков продолжал покупать картины для галереи и завещал проценты со своего капитала на будущее ее пополнение, положив начало музею мирового уровня.
Семен Надсон писал стихи с девяти лет, печатался с 1878 года. Испытал влияние А. Плещеева, который пригласил его сотрудничать в "Отечественных записках". За свою короткую жизнь Надсон сочинил более сотни стихотворений разных жанров. Это и гражданская, и любовная, и пейзажная лирика. Его поэзия была признана литературными авторитетами, она пользовалась огромной популярностью среди молодежи, особенно студенчества, для которого имя Надсона сделалось символом поколения. Первый и единственный прижизненный сборник стихов был отмечен Пушкинской премией. К 1917 году "Стихотворения" переиздавались 29 раз. Это был небывалый успех. В конце XIX века на стихи Надсона было написано множество романсов и песен.
Печатается с 1947 года. Был главным редактором киностудии "Мосфильм", членом редколлегий журналов "Знамя", "Новый мир". Лучшие свои годы Рекемчук отдал Коми, написав об этом крае не один роман, проработав в газетах и журналах республики. Близкое знакомство с жизнью северного края определило содержание творчества Рекемчука: сборники рассказов и очерков "Стужа" (1956), "Берега" (1958), повести "Все впереди" (1957), "Время летних отпусков" (1959). Одна из последних работ – роман "Мамонты" (2006). В кино дебютировал сценарием фильма "Время летних отпусков" (1961). По своим произведениям написал сценарий фильма "Молодо - зелено" (1963) о молодых строителях, по повести "Товарищ Ганс" (1965) снят фильм "Они не пройдут". По сценариям писателя поставлены фильмы "Евгений Урбанский” (1968), "Мальчики" (1972), "Ожидания" (1967). Рекемчук - профессор Литературного института им. М. Горького, основатель и руководитель издательства "ПИК".
Дата установлена Федеральным законом от 13 марта 1995 года N 32-ФЗ "О днях воинской славы и памятных датах России". Штурм Измаила 1790 года был предпринят в ходе русско-турецкой войны 1787-1791 гг. Прибыв 2 (13) декабря под Измаил, Суворов в течение шести дней вел подготовку к штурму. Коменданту Измаила было предложено капитулировать, однако он в ответ велел сообщить, что "скорее небо обрушится на землю и Дунай потечет вверх, чем сдастся Измаил". В течение двух дней Суворов вел артиллерийскую подготовку, а 11 (22) декабря был начат штурм девятью колоннами при поддержке гребной флотилии. После упорного боя, во время которого особенно отличилась колонна генерал-майора М. И. Кутузова, русские войска сломили ожесточённое сопротивление противника и овладели крепостью. Успех был обеспечен тщательностью и скрытностью подготовки, внезапностью действий и одновременностью удара всех колонн. Взятие Измаила способствовало быстрому и успешному окончанию войны с Турцией (1791).
Ян Плиекшанс (таково настоящее имя Райниса) окончил юридический факультет Петербургского университета, организовал в Риге газету «Диенас Лапа» («Ежедневный листок»). За участие в общественно-демократическом движении «Новое течение» попал в тюрьму. Тюремное заключение сильно подорвало и без того слабое здоровье поэта, но, несмотря на это, он усиленно занимался литературным трудом. Под денежный залог его жене Елизавете Розенберг, более известной под именем поэтессы Аспазии, удалось добиться освобождения Райниса из тюрьмы. Им были даны три дня, чтобы выехать в Псков, в ссылку, которая продолжалась с декабря 1897 по июнь 1899 года. В Пскове Райнис жил на разных квартирах, знакомился с соотечественниками. Райнис и Аспазия много работали: писали стихи и прозу, рецензировали рассказы, много переводили. Много времени и сил у Райниса отнимала защита литературного латышского языка, основу которого он заложил новаторским переводом «Фауста». В Пскове была увековечена память поэта - на доме на улице К. Маркса, где некоторое время жил Ян Райнис 27 сентября 1985 года была открыта мемориальная доска. (В настоящее время дом снесен).Литература: Левин, Н. Под особым надзором : (Райнис в Пскове) / Н. Левин // Молодой ленинец. - 1981. – 18, 23, 25, 27, 30 июня.Подробный рассказ о псковском периоде в жизни и творчестве поэта.Левин, Н. Псковские адреса Райниса / Н. Левин // Псковская правда. - 1985. - 16 окт. - С. 2. Киселева, Е. Г. Переписка Я. Райниса периода псковской ссылки (1897-1899 гг.) / Е. Г. Киселева // Псков. – 2008. - N 28. – С. 153-157. Киселева, Е. Г. Псков в автобиографических произведениях латышской поэтессы Аспазии / Е. Г. Киселева // Псков. – 2008. - N 29. – С. 130-132.
Любимица публики и муза писателя К. М. Симонова впервые вышла на сцену в шесть лет вместе со своей матерью Клавдией Половиковой. Успех в кино пришел к ней, когда был создан фильм "Девушка с характером". Позднее актриса снялась в известных фильмах: "Сердца четырех", "Жди меня", "Глинка". К. Симонов посвятил актрисе одно из самых известных стихотворений "Жди меня, и я вернусь". Валентина Серова – заслуженная артистка РСФСР, лауреат Государственной премии.