Луи Пастер - основоположник современной микробиологии и иммунологии, почетный член Петербургской АН (1893). Его работы по оптической асимметрии молекул легли в основу стереохимии. Он первым открыл природу брожения, назвав его не химическим, а биологическим процессом, опроверг теорию самозарождения микроорганизмов, изучил этиологию многих инфекционных заболеваний, ввел методы асептики и антисептики. Он же изобрел и пастеризацию. Сам процесс, названный в его честь пастеризацией, Пастер открыл, прежде всего, для сохранения полезных свойств и вкуса вина. Благодаря многолетним работам ученого и его учеников были найдены и стали использоваться на практике вакцины против куриной холеры, сибирской язвы, краснухи свиней и, наконец, против бешенства. Пастер был убежденным другом России и находился в близких отношениях со многими русскими учеными. Почти все русские микробиологи того времени ездили работать к Пастеру, а позже в его институт в Париже. В России имя Луи Пастера носит НИИ эпидемиологии и микробиологии в Санкт-Петербурге, основанный в 1923 году.
Павел Третьяков происходил из древнего, но небогатого купеческого рода. И даже многократно умножив состояние, которое досталось ему после смерти отца, он предпочел вложить большую часть своего капитала не в семейный бизнес, а в дело всей своей жизни – основание первой в Москве общедоступной галереи отечественного искусства. Свою первую картину - "Стычка с финляндскими контрабандистами" Худякова - молодой купец приобрел в 1856 году. Павел Третьяков не был просто коллекционером. Многие знаменитые мастера его времени работали по заказу Третьякова. Огромное значение имело осуществление идеи Третьякова о создании портретной галереи деятелей русской культуры. Обширная галерея портретов и автопортретов была выполнена по его заказу Крамским, Перовым, Репиным, Серовым и другими живописцами. В 1893 году он был избран действительным членом Академии художеств. В 1874 году меценат построил для своего собрания великолепное здание, открыв его в 1888 году для бесплатного посещения. А в 1892 году он передал коллекцию и здание в дар Москве. До конца жизни Третьяков продолжал покупать картины для галереи и завещал проценты со своего капитала на будущее ее пополнение, положив начало музею мирового уровня.
Семен Надсон писал стихи с девяти лет, печатался с 1878 года. Испытал влияние А. Плещеева, который пригласил его сотрудничать в "Отечественных записках". За свою короткую жизнь Надсон сочинил более сотни стихотворений разных жанров. Это и гражданская, и любовная, и пейзажная лирика. Его поэзия была признана литературными авторитетами, она пользовалась огромной популярностью среди молодежи, особенно студенчества, для которого имя Надсона сделалось символом поколения. Первый и единственный прижизненный сборник стихов был отмечен Пушкинской премией. К 1917 году "Стихотворения" переиздавались 29 раз. Это был небывалый успех. В конце XIX века на стихи Надсона было написано множество романсов и песен.
Печатается с 1947 года. Был главным редактором киностудии "Мосфильм", членом редколлегий журналов "Знамя", "Новый мир". Лучшие свои годы Рекемчук отдал Коми, написав об этом крае не один роман, проработав в газетах и журналах республики. Близкое знакомство с жизнью северного края определило содержание творчества Рекемчука: сборники рассказов и очерков "Стужа" (1956), "Берега" (1958), повести "Все впереди" (1957), "Время летних отпусков" (1959). Одна из последних работ – роман "Мамонты" (2006). В кино дебютировал сценарием фильма "Время летних отпусков" (1961). По своим произведениям написал сценарий фильма "Молодо - зелено" (1963) о молодых строителях, по повести "Товарищ Ганс" (1965) снят фильм "Они не пройдут". По сценариям писателя поставлены фильмы "Евгений Урбанский” (1968), "Мальчики" (1972), "Ожидания" (1967). Рекемчук - профессор Литературного института им. М. Горького, основатель и руководитель издательства "ПИК".
Дата установлена Федеральным законом от 13 марта 1995 года N 32-ФЗ "О днях воинской славы и памятных датах России". Штурм Измаила 1790 года был предпринят в ходе русско-турецкой войны 1787-1791 гг. Прибыв 2 (13) декабря под Измаил, Суворов в течение шести дней вел подготовку к штурму. Коменданту Измаила было предложено капитулировать, однако он в ответ велел сообщить, что "скорее небо обрушится на землю и Дунай потечет вверх, чем сдастся Измаил". В течение двух дней Суворов вел артиллерийскую подготовку, а 11 (22) декабря был начат штурм девятью колоннами при поддержке гребной флотилии. После упорного боя, во время которого особенно отличилась колонна генерал-майора М. И. Кутузова, русские войска сломили ожесточённое сопротивление противника и овладели крепостью. Успех был обеспечен тщательностью и скрытностью подготовки, внезапностью действий и одновременностью удара всех колонн. Взятие Измаила способствовало быстрому и успешному окончанию войны с Турцией (1791).
Ян Плиекшанс (таково настоящее имя Райниса) окончил юридический факультет Петербургского университета, организовал в Риге газету «Диенас Лапа» («Ежедневный листок»). За участие в общественно-демократическом движении «Новое течение» попал в тюрьму. Тюремное заключение сильно подорвало и без того слабое здоровье поэта, но, несмотря на это, он усиленно занимался литературным трудом. Под денежный залог его жене Елизавете Розенберг, более известной под именем поэтессы Аспазии, удалось добиться освобождения Райниса из тюрьмы. Им были даны три дня, чтобы выехать в Псков, в ссылку, которая продолжалась с декабря 1897 по июнь 1899 года. В Пскове Райнис жил на разных квартирах, знакомился с соотечественниками. Райнис и Аспазия много работали: писали стихи и прозу, рецензировали рассказы, много переводили. Много времени и сил у Райниса отнимала защита литературного латышского языка, основу которого он заложил новаторским переводом «Фауста». В Пскове была увековечена память поэта - на доме на улице К. Маркса, где некоторое время жил Ян Райнис 27 сентября 1985 года была открыта мемориальная доска. (В настоящее время дом снесен).Литература: Левин, Н. Под особым надзором : (Райнис в Пскове) / Н. Левин // Молодой ленинец. - 1981. – 18, 23, 25, 27, 30 июня.Подробный рассказ о псковском периоде в жизни и творчестве поэта.Левин, Н. Псковские адреса Райниса / Н. Левин // Псковская правда. - 1985. - 16 окт. - С. 2. Киселева, Е. Г. Переписка Я. Райниса периода псковской ссылки (1897-1899 гг.) / Е. Г. Киселева // Псков. – 2008. - N 28. – С. 153-157. Киселева, Е. Г. Псков в автобиографических произведениях латышской поэтессы Аспазии / Е. Г. Киселева // Псков. – 2008. - N 29. – С. 130-132.
Любимица публики и муза писателя К. М. Симонова впервые вышла на сцену в шесть лет вместе со своей матерью Клавдией Половиковой. Успех в кино пришел к ней, когда был создан фильм "Девушка с характером". Позднее актриса снялась в известных фильмах: "Сердца четырех", "Жди меня", "Глинка". К. Симонов посвятил актрисе одно из самых известных стихотворений "Жди меня, и я вернусь". Валентина Серова – заслуженная артистка РСФСР, лауреат Государственной премии.
Всем запомнились замечательные образы, созданные актрисой в фильмах: "Дети Дон-Кихота", "Джентльмены удачи", "Три плюс два", "Табачный капитан", "Анна Павлова", "Человек с бульвара Капуцинов". Ее голос знаком миллионам зрителей, ведь кроме съемок в отечественных фильмах, она работала над дубляжем почти двухсот иностранных картин, озвучивала роли Софи Лорен, Барбары Брыльски и многих других звезд зарубежного кино.
Получив образование в Московском авиационном институте (МАИ), он зарабатывал на жизнь тем, что писал и создавал детские книги. А в дополнение к ним Успенский писал еще стихи и театральные постановки, иногда - юмористические рассказы, но многие из них приходилось писать в "стол", поэтому писатель ушел исключительно в детскую литературу. Первая книга Успенского "Дядя Федор, пес и кот" была опубликована в 1974 году. Он создал самые популярные детские передачи - "АБВГДейка", "Радионяня", а позже - "В нашу гавань заходили корабли". Среди любимых детских героев, созданных Успенским, почтальон Печкин, Чебурашка, крокодил Гена, Вера и обезьяна Анфиса, детективы Колобки. По повестям Успенского "Вниз по Волшебной реке" и "Год хорошего ребенка" сняты два художественных фильма. А на смешных мультфильмах, сделанных по его сценарию, выросло не одно поколение детей. Писателем закончен цикл исторических романов периода Лжедмитрия и Смутного времени, а также новая версия перевода книги Астрид Линдгрен "Малыш и Карлсон". В 2010 году Эдуарду Николаевичу была присуждена премия имени Корнея Чуковского, учрежденная для детских писателей, в главной номинации "За выдающиеся творческие достижения в отечественной детской литературе".
Литературную деятельность Генрих Белль начал в 1947 году, роман "Где ты был, Адам?" принес ему известность. Беллю принадлежат романы "И не сказал ни единого слова" (1953), "Дом без хозяина" (1954), "Хлеб ранних лет" (1955), "Биллиард в половине десятого" (1959), "Глазами клоуна" (1963), "Групповой портрет с дамой" (1971), "Женщина на фоне речного пейзажа" (1985). Его книги отличаются глубиной психологического анализа, остротой этической проблематики и гуманизмом. Белль и сегодня пользуется международной известностью, прежде всего, благодаря тематическому богатству его книг, в которых представлены события войны и жизнь людей, выживших и выбравшихся из развалин, что, собственно, и породило название "литература развалин", данное самим писателем. Он принадлежит к тем писателям, которые всю жизнь пишут одну книгу - летопись своего времени. Его называли "хронистом эпохи". Лауреат Нобелевской премии премии по литературе (1972).
Раннее детство Николая Михайловича Мишукова прошло на Севере, юность - в Карелии. В 1957 году он окончил Петрозаводское музыкальное училище, в 1964 - Ленинградскую консерваторию имени Н. А. Римского-Корсакова. У композитора солидный творческий багаж - около 500 музыкальных произведений, куда вошли хоры, романсы, инструментальные пьесы, песни, в том числе, гимн Пскова. Он работал в соавторстве с псковскими поэтами: О. Тиммерманом, И. Виноградовым, Л. Маляковым, С. Золотцевым, В. Мухиным, более 30 лет руководит Псковским русским народным хором. Активная творческая и общественная деятельность Н. М. Мишукова отмечена званиями «Заслуженный работник культуры России», «Заслуженный деятель искусств Карелии», «Почетный гражданин города Пскова» (1995).Литература: Мишуков, Н. М. Будет вечная музыка : [интервью с руководителем Псковского русского народного хора, почетным гражданином Пскова Н. М. Мишуковым / записала С. Андреева] // Новости Пскова. - 1995. - 19 авг. Золотцев, С. Духовно то, что душевно / С. Золотцев // Правда. - 1996. - 23 марта. Ефимова, И. «Тебе любовь и жизнь моя...» / И. Ефимова // Новости Пскова. - 1997. - 22 дек. Петрова, М. «... Я публично попросил прощения за то, что плохо думал о российской молодежи» / М. Петрова // Время - псковское. - 2005. - 3 нояб. - С. 16.Композитор - о своем творчестве, молодежи, созданной им в ПГПУ хоровой капелле.
Литература: Григорьев, И. С днем рождения! / И. Григорьев // Ленинская искра. - 1968. - 1янв.Указано, что писательская организация создана 21 дек. 1967 г., названы имена писателей - членов организации.Бологов, А. Мы называем Псков. А что дальше?.. : [беседа с А. А. Бологовым о псковской писательской организации, о тех, кто стоял у ее истоков, о современном литературном процессе / записал С. Панкратов] // Так надо! - 2001. - 30 июля. - 5 авг. (N 27). - С. 7.Калкин, О. А. Псковская писательская организация: вчера, сегодня, завтра / О. Калкин, И. Я. Панченко // Псковский край в литературе : [учеб. пособие]. - Псков, 2003. - С. 535-538.«Писательская организация. История в лицах…» 40 лет / сост. В. В. Пшеничная. – Псков, 2007. – 34 с.