Это ежегодное мероприятие, организуемое Международным союзом против рака (UICC). Его цель - акцентировать внимание общественности на этой глобальной проблеме, напомнить о том, насколько опасны и распространены сейчас онкологические заболевания.
(3 февраля 1934), археолога
Музыкальное наследие Феликса Мендельсона велико и разнообразно: пять симфоний, оратории, инструментальные концерты, камерные ансамбли, фортепианные циклы, романсы и хоры, музыка к спектаклям, и, наконец, нельзя не упомянуть знаменитый "Свадебный марш". Среди оркестровых сочинений выделяются программные увертюры: "Сон в летнюю ночь" (фрагментом которой и является "Свадебный марш"), "Морская тишь и счастливое плавание", "Сказка о прекрасной Мелузине", "Рюи Блаз". Из пяти симфоний Мендельсона наиболее значительны "Итальянская" и "Шотландская". Неустанным трудом была заполнена вся жизнь музыканта. По творческой продуктивности ему мало равных в XIX веке. Раннему созреванию юноши немало способствовали его педагоги, К. Ф. Цельтер и Л. Бергер, и встречи с выдающимися людьми эпохи, в том числе с великим Гете. Но основой столь стремительного расцвета была именно уникальная одаренность Мендельсона, недаром современники сравнивали его с Моцартом.
(2 февраля 1919, Псков – 3 января 1979), полного кавалера ордена Славы
Этот День призван обратить внимание общественности и правительств различных стран мира на ценность водно-болотных угодий для поддержания устойчивого развития нашей планеты. Конвенция о водно-болотных угодьях, имеющих международное значение преимущественно в качестве мест обитания водоплавающих птиц, была подписана 2 февраля 1971 года в г. Рамсаре (Иран) и с тех пор носит название Рамсарской конвенции.
Отмечается в соответствии с Федеральным законом от 13 марта 1995 года N 32-ФЗ "О днях воинской славы и памятных датах России" (в ред. Федерального закона от 21 июля 2005 года N 98-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О днях воинской славы (победных днях) России").
В планы немецко-фашистского командования входило летом 1942 года разгромить наши войска на юге страны. Это нужно было для того, чтобы владеть нефтяными районами Кавказа, а также нарушить все коммуникации, связывающие центр страны и Кавказ. Для этой цели выделены были группы армий "А" и "Б". Сдать Сталинград - означало потерпеть военное и идеологическое поражение. Поэтому при обороне города велись самые жестокие и кровопролитные бои. 200 дней велась героическая оборона Сталинграда. При этих событиях погибли и были ранены более семисот пятидесяти тысяч воинов.
Валерий Чкалов установил несколько рекордов дальности беспосадочного перелета: из Москвы через Северный Ледовитый океан и город Петропавловск-Камчатский на остров Удд (ныне – остров Чкалов), перелет Москва – Северный полюс – Ванкувер (США). Он отработал ряд приемов воздушного боя, показавших свою эффективность в ходе Второй мировой войны. Им разработан ряд новых фигур высшего пилотажа, он испытал более 30 типов самолетов, был командиром небывалых экспедиций. Великий авиатор вдохновил на новые подвиги не одно поколение летчиков. "Бочка Чкалова" - так называется фигура высшего пилотажа, которая позволяет и сегодня эффективно испытывать конструкцию новых машин. Когда Валерий Чкалов погиб при испытании нового истребителя, в стране был объявлен трехдневный траур. Для прощания с великим летчиком в Москву приехало множество делегаций из разных стран. В честь Героя Советского Союза названы населенные пункты, улицы, учебные заведения, предприятия, установлены памятники.
Екатерина Максимова, будучи еще в предвыпускном классе, исполнила главную партию в балете "Щелкунчик" и получила первую премию на Всесоюзном конкурсе артистов балета. Так ее имя стало известным еще до окончания училища, а когда юную выпускницу приняли в труппу Большого театра – поклонники балета с нетерпением ждали ее дебютов. Одной из первых главных ролей Максимовой стала Екатерина в "Каменном цветке" - премьерном спектакле Ю. Григоровича в 1959 году. А в 1960 году она успешно дебютировала в "Жизели", подготовив труднейшую партию с Галиной Улановой. Затем последовали Золушка в одноименном балете, Сильфида в "Шопениане", Китри в "Дон-Кихоте", Аврора в "Спящей красавице", Фригия в "Спартаке"», Одетта-Одилия в "Лебедином озере", Джульетта в "Ромео и Джульетте", Анюта в одноименном балете и другие роли. Воспитанная в лучших традициях академической школы, балерина обладала большим шагом, легким прыжком. Зрителей всегда покоряла природная грация ее движений и изящная мягкость линий. Виртуозное владение техникой неизменно окрашивалось у балерины в индивидуальные, лишь ей присущие лучезарные "максимовские" тона.
Творчество Евгения Замятина многообразно в жанровом отношении: романы, повести, новеллы, рассказы, сказки. В 1920 году он написал роман "Мы". До его появления в литературе не было романа-антиутопии. С конца 1920-х гг. писатель подвергался постоянной травле в советской печати и не мог публиковать свои произведения. В 1931 году он эмигрировал во Францию. Главное произведение, которое Замятин создавал за границей, это роман "Бич божий", посмертно изданный в Париже в 1938 году. Оторванный от родины, писатель внимательно следил за жизнью России. Свои произведения старался отдавать в "русские руки", но в эмигрантской печати принципиально не печатался. За границей Замятин работал над киносценариями по произведениям русской классики ("Война и мир", "Пиковая дама"), написал рассказы "Часы", "Встреча", "Лев", "Видение".
28 января - 95 лет со дня рождения Ростислава Владимировича Полчанинова (28 января 1919, Новороссийск), деятеля Псковской Православной миссии
Родился в 1919 году в Новочеркасске в семье полковника Белой армии. В 1920 году, когда белая армия покидала Крым, вместе с родителями оказался в Югославии. Учился на юридическом факультете Белградского университета. В 1931 году вступил в Национальную организацию русских скаутов (НОРС), в 1934 году - в общество "Русский сокол". Позднее был одним из руководителей НОРС в Европе.
Во время Второй мировой войны был отправлен на работу в Германию, откуда совершил побег и через Варшаву и Ригу приехал в Россию. С 1943 года работал с молодежью в составе Псковской православной миссии и преподавал в церковных школах при Дмитровской церкви в Пскове.
В 1944 году вместе с семьей эмигрировал в Германию, а в 1951 году - в США. После прихода американских войск в Германию был скаутмастером Организации русских юных разведчиков (ОРЮР) в г. Нидерзахсверфен (Германия). В США работал на фабрике, а в 1967-1983 годах на радио "Свобода". Выйдя на пенсию, сосредоточился на работе по истории русского зарубежья. Автор воспоминаний о Псковской миссии. Занимается изданием журнала "За свободную Россию: Сообщения местной организации НТС на Востоке США". Проживает под Нью-Йорком.
Литература: