Томмазо Сальвини родился в актерской семье и очень рано начал выступать на сцене. Его профессиональной школой стала работа в труппе известного актера и театрального педагога Густава Модены, который оказал очень большое влияние не только на творчество, но и на судьбу. Искусство актера воплотило дух многолетней борьбы итальянского народа против австрийского владычества, его творчество несло в себе политическую страстность и трагедийную масштабность. Особенно Сальвини удавалось исполнение ролей в трагедиях Шекспира – Отелло, Гамлета, Макбета, короля Лира, Ромео, Яго. Сальвини работал в ряде европейских стран, а также в Америке. Несколько раз он приезжал с гастролями в Россию, где неизбежно встречал восторженный прием.
Родился 31 декабря 1923 года в Дедовичском районе. В 1940 году окончил Дедовичскую среднюю школу и поступил учиться в Ленинградский институт инженеров Гражданского воздушного флота. С началом Великой Отечественной войны он хотел добровольно идти на фронт, но его не взяли — слишком молод. Егоров вступает в истребительный батальон, а затем становится пулеметчиком в партизанском отряде. В августе 1941 года отряд вошел в состав 2-й Ленинградской партизанской бригады, участвовал в нападении на немецкие гарнизоны в Яссках, Дедовичах, Холме. В. В. Егоров Егоров в бою действовал храбро и умело. Стал командиром отделения, затем — взвода. Весной 1942 года партизаны произвели налет на станцию Бетково и взорвали мост, что на 18 суток остановило движение вражеских поездов. Осенью 1942 года В. В. Егорова приняли в партию, а в начале 1943 года назначили начальником штаба, затем командиром отряда. К осени 1943 года отряд вырос до нескольких сот человек и был преобразован в 4-й партизанский полк. В ноябре 1943 года полк под командованием В.В.Егорова совершил дерзкие нападения на станции Морино и Леменка. Активно действовал в период наступления советских войск в январе-феврале 1944 года. За время боевых действий полк уничтожил несколько сотен гитлеровцев, взорвал десять тысяч рельсов, десятки мостов, линий связи, спас от угона в рабство тысячи советских граждан. 2 апреля 1944 года В.В.Егорову было присвоено звание Героя Советского Союза. Он награжден орденами Ленина, Отечественной войны I степени, Красной Звезды, медалями. В 1944 году направлен на учебу в Высшее военно-морское училище, стал кандидатом военных наук. Жил и работал в Ленинграде. С 1970 года капитан I ранга В.В.Егоров — в отставке. Умер 8 апреля 1981 года. Похоронен на Обуховском кладбище. Литература: Егоров Владимир Васильевич // Корнеев Н. П. Подвиги героев бессмертны / Н. П. Корнеев, О. В. Алексеев. - Псков, 2005. - С. 68-69.
Вся творческая жизнь замечательной артистки отдана жанру оперетты. В 1953 году Татьяна Шмыга окончила Институт Театрального искусства, где занималась по вокалу у Д. Б. Белявской и по актерскому мастерству у И. М. Туманова. Тогда же актриса стала солисткой Московского театра оперетты и добилась триумфальных успехов. Ее многогранный талант ярко проявился в произведениях Ж. Оффенбаха, И. Кальмана, Ф. Лоу, И. Дунаевского, Ю. Милютина. Шмыга приносит на сцену правду жизни благодаря искренности переживаний, с помощью легкой иронии, а главное – благодаря неотразимому обаянию и женственности.
Давид Сикейрос известен широкому кругу людей как выдающийся художник-монументалист, представитель социального реализма, один из создателей мексиканской школы монументальной живописи, автор знаменитых, полных динамики росписей "Полифорум", "Забастовка", "Борьба за освобождение Латинской Америки". Его работы отмечают смелый стиль, насыщенность красок, динамика форм. Он использовал новые методы перспективы и изображения толпы в различных ракурсах. Активна была общественно-политическая деятельность художника.
Днем рождения кино считают 28 декабря 1895 года. Тогда, в парижском кафе на Бульваре Капуцинов, братья Люмьеры представили широкой публике первый в мире короткометражный фильм "Прибытие поезда на вокзал Ла Сьота". Это был первый фильм в истории кинематографа, который был показан публике за деньги. В России премьера первого фильма состоялась 15 октября 1908 года. Это был фильм "Понизовая вольница" режиссера Владимира Ромашкова по мотивам народной песни о Стеньке Разине "Из-за острова на стрежень". Длился первый российский фильм всего семь минут. А первая цветная отечественная лента вышла на экраны в 1925 году. Это был знаменитый "Броненосец Потемкин".
В Советской Армии с 1928 года. Окончил Объединенную белорусскую военную школу в 1931 году. Участвовал в освободительном походе советских войск в Западную Украину и Белоруссию (1939), в советско-финляндской войне (1939-1940). С началом Великой Отечественной войны - на фронте, командовал 49-й гвардейской стрелковой дивизией, полковник. 11-12 марта 1944 года дивизия под его командованием форсировала Днепр и захватила плацдарм в районе с. Садовое Херсонской области, освобождала г. Херсон. Звание Героя Советского Союза – 19 марта 1944. В 1948 году окончил Военную академию Генштаба. В 1948-1950 гг. командовал 76-й гвардейской воздушно-десантной дивизией в Пскове, его именем в городе названа улица. В 1954-1959 гг. и в 1961-1979 гг. командующий ВДВ. Генерал армии (1967). С 1979 года - в группе генеральных инспекторов МО СССР. Литература: Василий Маргелов : фотолетопись / [авт. текста]: В.Н. Лизун, А.А. Логинов ; ред. В.М. Перов. - Москва : Патриот, 2008. - 256, [9] с. : ил., фото. Костин, Б. А. Маргелов / Борис Костин. - [2- изд]. - Москва : Молодая гвардия, 2008. - 316, [3] с., [16] л. ил., портр. ; 21см. - (Жизнь замечательных людей: ЖЗЛ: сер. биогр. : осн. в 1890 г. Ф. Павленковым и продолж. в 1933 г. М. Горьким ; вып. 1341 (1141)). - Библиогр. в конце кн. Смыслов, О. С. Генерал Маргелов / О. Смыслов. - Москва : Вече, 2010. - 351 с., [8] л. ил., портр. ; 21. - (Великие исторические персоны) (Война и армия). - Библиогр.: с. 345-350 (101 назв.). Василий Маргелов : фотолетопись / [авт. текста]: В.Н. Лизун, А.А. Логинов ; ред. В.М. Перов. - Москва : Патриот, 2008. - 256, [9] с. : ил., фото. Костин, Б. А. Маргелов / Борис Костин. - [2- изд]. - Москва : Молодая гвардия, 2008. - 316, [3] с., [16] л. ил., портр. ; 21см. - (Жизнь замечательных людей: ЖЗЛ: сер. биогр. : осн. в 1890 г. Ф. Павленковым и продолж. в 1933 г. М. Горьким ; вып. 1341 (1141)). - Библиогр. в конце кн. Смыслов, О. С. Генерал Маргелов / О. Смыслов. - Москва : Вече, 2010. - 351 с., [8] л. ил., портр. ; 21. - (Великие исторические персоны) (Война и армия). - Библиогр.: с. 345-350 (101 назв.).
Жерар Депардье в кино попал случайно, зайдя с приятелем на занятия курсов театрального искусства. Преподаватель с ходу попросил Депардье подняться на сцену и что-нибудь изобразить. "Я улыбнулся, - вспоминает актер, - затем глупо рассмеялся, скорее над самим собой. Я не произнес ни одного слова, но они все увидели, как моя чужая улыбка перешла в истерический смех, и весь зал за мной захохотал. Говорить мне даже не понадобилось". С тех пор он сыграл около сотни ролей. Снимался у Бертолуччи ("Двадцатый век"), М. Феррери ("Последняя женщина"), Ф. Трюффо ("Последнее метро" и "Соседка"). Одна из лучших его киноработ - Сирано де Бержерак.
Дата установлена на основании указа Президента Российской Федерации от 26 декабря 1995 года N 1306 "Об установлении Дня спасателя Российской Федерации". Начало создания структуры - 27 декабря 1990 года, когда было принято постановление Совета Министров РСФСР "Об образовании Российского корпуса спасателей на правах государственного комитета РСФСР, а также формирование единой государственно-общественной системы прогнозирования, предотвращения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций". 30 июля 1991 года Российский корпус спасателей был преобразован в Государственный комитет РСФСР по чрезвычайным ситуациям. 14 июля 1995 года был принят федеральный закон РФ "Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей". Он определил общие организационно-правовые и экономические основы создания и деятельности аварийно-спасательных служб.
А. П. Лопырев родился в семье железнодорожника, в 1909 году семья переехала в Великие Луки. К вступительным экзаменам в реальное училище его готовила мать будущего академика И.М. Виноградова. В 1917 году А. П. Лопырев поступил в Великолукское реальное училище, затем учился в единой трудовой школе первой ступени № 15. Закончил институт в Москве. Всю жизнь, до выхода на пенсию работал в Ленинграде в оборонной промышленности конструктором авиационных приборов. Награжден орденами Октябрьской революции, Трудового Красного Знамени, Красной Звезды, Знак Почета. Среди великолучан Лопырев заслужил известность как добросовестный, внимательный исследователь документальных источников прошлого Великих Лук, особенно конца XIX -начала XX в. Активно сотрудничал с архивом, переписывался с учителями Великих Лук, щедро делился своими знаниями и помогал великолукским краеведам. Его книга “Город моего детства” (Л.,1985) ведет читателя по Великим Лукам начала XX века – по городу, безвозвратно ушедшему в прошлое, оставшемуся только на фотографиях. Документальные очерки “Печальная повесть о Д. Г. Карчевском”, “Воспоминания о Никольской улице” о трагической судьбе своего отца – П. В. Лопырева, “Дом на Кузнечной горе”, “Молочный ряд”, “Реальное училище”, “Встреча с академиком Капицей”, “Вниз по Ловати” хорошо знакомы читателям, т. к. многие из них публиковались в “Великолукской правде”. А. П. Лопырев никогда не забывал Великих Лук и все свое богатое творческое наследие передал в дар городу, а город, в свою очередь, назвал его своим Почетным гражданином. Литература: Новиков, Н. Летописец / Н. Новиков // Псковская правда. – 1989. - 29 сент. Дмитриева, В. Друг краеведов / В. Дмитриева // Великолукская правда. – 1989. – 18 апр. Лопырев, А. П. “А по склонности я историк” : интервью с Почетным гражданином Великих Лук Андреем Павловичем Лопыревым/ беседовал А. Сизов // Великолук. правда. – 1994. – 20 янв. Сизов, А. Дар великолучанам / А.Сизов // Великолукская правда. – 2001. – 18 сент. – С. 2. Лопырев Андрей Павлович: [некролог] // Великолукская правда. – 2001. – 2 окт. Сизов, А. Летописец Великих Лук: Памяти А. П. Лопырева / А. Сизов // Стерх-Луки. – 2001. – 31 окт. ( № 44). – Прил.: с. 2. –(Великолукские были № 3). Дмитриева, В. Памяти нашего друга / В. Дмитриева // Великолук. правда. – 2002. – 20 апр. Лопырев Андрей Давыдович // У истоков Псковского краеведения : биобиблиогр. рек. указ. лит. Вып. 2 / Гос. ком. по культуре Пск. обл. ; Пск. обл. универс. науч. б-ка ; [сост. Е.Г. Киселева, И.Б. Крутикова]. - Псков : Псковский государственный областной Центр народного творчества, 2004. – С. 20-
Дата установлена Федеральным законом от 13 марта 1995 года N 32-ФЗ "О днях воинской славы и памятных датах России". Штурм Измаила 1790 года был предпринят в ходе русско-турецкой войны 1787-1791 гг. Прибыв 2 (13) декабря под Измаил, Суворов в течение шести дней вел подготовку к штурму. Коменданту Измаила было предложено капитулировать, однако он в ответ велел сообщить, что "скорее небо обрушится на землю и Дунай потечет вверх, чем сдастся Измаил". В течение двух дней Суворов вел артиллерийскую подготовку, а 11 (22) декабря был начат штурм девятью колоннами при поддержке гребной флотилии. После упорного боя, во время которого особенно отличилась колонна генерал-майора М. И. Кутузова, русские войска сломили ожесточённое сопротивление противника и овладели крепостью. Успех был обеспечен тщательностью и скрытностью подготовки, внезапностью действий и одновременностью удара всех колонн. Взятие Измаила способствовало быстрому и успешному окончанию войны с Турцией (1791).
Владимир Немирович-Данченко - выдающийся режиссер, один из основателей Художественного театра, значительное внимание уделял и музыкальному театру. В Музыкальной студии, организованной при Художественном театре, Владимир Иванович поставил "Дочь Анго" Лекока, "Периколу" и "Прекрасную Елену" Оффенбаха. Смелыми находками отличались его интерпретации спектаклей: "Карменсита и Солдат" (по "Кармен" Бизе), "Девушка из предместья" (по опере "Короткая жизнь" М. де Фальи), "Травиата" Верди. Под его руководством ставились новые произведения – "Северный ветер" Л. Книппера, "Леди Макбет Мценского уезда" Д. Шостаковича, "Тихий Дон" К. Дзержинского. К заслугам В. Немировича-Данченко принадлежит создание либретто для оперы С. Рахманинова "Алеко" по пушкинским "Цыганам".
Джакомо Пуччини получил отличную подготовку в Музыкальном институте имени Дж. Пачини, а позже в Миланской консерватории у А. Баццони по теории и у А. Понкьелли по композиции. Он пробовал свои силы в разных жанрах, однако мировое признание мастера связано с оперным творчеством. На протяжении всего XX века оперы композитора не сходят с афиш мировых театров – "Манон Леско", "Богема", "Тоска", "Мадам Баттерфляй", "Девушка с Запада", "Ласточка", "Турандот".