Иван Пущин - лицейский товарищ Пушкина, многообразно отраженный в поэтическом наследии: "Товарищ милый, друг прямой", "старинный собутыльник", "мой брат по чаше", "ветреный мудрец", - но прежде всего, конечно "Мой первый друг, мой друг бесценный!" Трудно сказать, как бы мы сегодня представляли Царскосельский лицей, если бы эту школу не описал в своих "Записках о Пушкине" Иван Иванович Пущин. Он сумел возродить на бумаге и исторические события, и "заветные мелочи" давно прошедшей жизни. Иван Иванович вел обширную переписку. Он собрал и сохранил почти полторы тысячи писем, которые хранят стихи Пушкина, Рылеева, Кюхельбекера. Пущин занимался переводческой деятельностью, сотрудничая с первым директором Царскосельского лицея Е. А. Энгельгардтом.
«Хотя бы малую искорку духа Божия отразить в картине - и то великое счастье...», - писал Виктор Васнецов. В творчестве художника ярко представлены разные жанры, ставшие этапами очень интересной эволюции: от бытописательства к сказке, от станковой живописи к монументальной, от приземленности передвижников к прообразу стиля модерн. Самые известные его полотна - "Аленушка", "Иван-царевич на сером волке", "Три богатыря". Более десяти лет художник трудился над росписью Владимирского собора в Киеве. Вершиной религиозного творчества Васнецова и русского церковного искусства конца ХIХ века можно считать иконографию "Страшного Суда". Религиозная живопись Васнецова получила высокую оценку у современников. В 1896 году за роспись Владимирского собора его удостоили ордена Святого Равноапостольного князя Владимира 4-й степени.
Талантливый музыкант получил разностороннее образование, окончив юридический факультет Петербургского университета, а в 1898 году консерваторию по классам композиции Н. А. Римского-Корсакова и фортепиано К. Фон-Арка. Черепнин активно выступал как дирижер "Русских симфонических концертов" и других концертных циклов, а также Мариинского театра. Под его управлением проходили "Русские сезоны" и спектакли "Русского балета" в европейских городах, а некоторое время и спектакли балетной труппы Анны Павловой. Громкий успех принесли ему балеты "Павильон Армиды", "Нарцисс и эхо", симфонический прелюд "Принцесса Греза", симфонические поэмы "Марья Моревна" и "Зачарованное царство", музыкальные иллюстрации к "Сказке о рыбаке и рыбке", романсы на стихи Ф. Тютчева и К. Бальмонта. В 1905-1918 гг. признанный мастер преподавал в Петербургской консерватории, основав класс дирижирования. У него учились С. Прокофьев, Ю. Шапорин, Н. Малько, А. Гаук. С 1921 года Черепнин жил в Париже, где в 1925 году организовал и долгое время возглавлял Русскую консерваторию.
Всемирный день медицинских сестер отмечается с 1971 года в день рождения Флоренс Найтингейл (1820-1910), английской сестры милосердия, организатора службы сестер милосердия и системы подготовки кадров среднего и младшего медицинского персонала в Великобритании. В России праздник отмечается с 1993 года.
Андрей Вознесенский вошел в литературу в конце 1950-х гг., став одним из лидеров нового поколения поэтов, постоянным участником литературных вечеров в Политехническом музее. Большое влияние на него оказала экспериментальная поэзия футуристов, прежде всего В. Маяковского. Стихи Вознесенского шокировали публику необычными ритмами, дерзкими метафорами и парадоксальными неологизмами. В духе либерального "шестидесятничества" поэт воспевал Октябрьскую революцию, но осуждал эпоху Сталина. Он обличал Америку, восхищался достижениями научно-технической революции. Вознесенский – автор сборников и циклов стихов "Мозаика", Парабола" (1960), "Антимиры" (1964), поэмы "Оза" (1964), "Авось" (1970), "Витражных дел мастер" (1978). В 1990-е он обратился к мемуарной прозе. Его воспоминания "На литературном ветру" (2000) рассказывают о литературной и общественной жизни страны последних четырех десятилетий XX века. На стихи поэта написаны многие популярные эстрадные песни, в Театре на Таганке поставлен спектакль "Антимиры", написана рок-опера "Юнона и Авось". Вознесенский избран академиком и почетным членом десяти академий мира, лауреат многочисленных премий. На Парижском фестивале "Триумф" он был назван "самым великим поэтом современности".
Русская по происхождению (ее настоящая фамилия Полякова-Байдарова), Марина родилась и выросла во Франции. Начала сниматься в кино в одиннадцатилетнем возрасте ("Летняя гроза"). В фильме итальянца Де Сантиса "Дни любви" была партнершей М. Мастрояни. В России ее знали и любили как жену В. Высоцкого, хотя задолго до их знакомства Влади "околдовала" зрителей, появившись в 1950-х гг. в фильме "Колдунья". Марина Влади снималась в фильмах "Современная история" М. Феррери, "Две или три вещи, которые я знаю о ней" Ж.-Л. Годара, "Сюжет для небольшого рассказа" С. Юткевича.
Это праздник победы СССР над нацистской Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов. В этот день традиционно встречаются фронтовики, возлагаются венки к памятникам Славы и воинской доблести, гремит праздничный салют, проходит парад Победы. В период существования СССР военные парады на Красной площади проводились лишь в юбилейные годы, а с 1995 года стали проходить ежегодно.
День Красного Креста и Красного полумесяца учрежден и празднуется в день рождения Анри Дюнана (1828-1910), швейцарского общественного деятеля, инициатора основания Международной организации Красного Креста. Официально название Международный Красный Крест было утверждено в 1928 году на 13-й международной конференции в Гааге, где был принят устав организации, который изменялся впоследствии в 1952 и 1965 годах. В России общество Красного Креста было создано в мае 1867 года под названием "Общество о попечении раненых и больных воинов"; в 1918 году оно было преобразовано в Пролетарский Красный Крест; в 1925 году образован Союз Обществ Красного Креста и Красного Полумесяца СССР, правопреемником которого с марта 1992 года является Красный Крест.
22 ноября 2004 года Генеральная Ассамблея провозгласила 8 и 9 мая днями памяти и примирения и, признавая, что государства-члены могут иметь свои дни победы, освобождения и празднования, предложила всем государствам, организациям системы ООН, неправительственным организациям и частным лицам ежегодно отмечать один из этих дней или оба эти дня как дань памяти всем жертвам Второй мировой войны.
Когда Фернандель однажды прочитал про себя: "Зубы лошади и глаза собаки", он не обиделся, а наоборот обрадовался. Он отлично понимал, что его внешность – это его капитал. Он подхватил эту фразу, и сам бесчисленное количество раз повторял ее в интервью, на эстраде, с экрана и просто в разговорах. Фернандель щедро дарил зрителям свои недостатки, которые, как оказалось, обладали своеобразным обаянием. Его лицо – это его сцена. Фернандель открыл искусство, ставшее его судьбой, а французское кино обрело своего любимого комика. Список фильмов с участием Фернанделя содержит более сотни названий. И почти во всех он – робкий, бессловесный холостяк, неудачливый ухажер, забавный воздыхатель: "Враг общества № 1", "Весна, осень и любовь", "Дон-Жуан", "Дьявол и десять его заповедей".
Событие, положенное в основу этого праздника, связано с деятельностью выдающегося русского физика и изобретателя Александра Степановича Попова. 116 лет назад 25 апреля (7 мая) 1895 года на историческом заседании физического отделения Русского физико-химического общества (РФХО) в Санкт-Петербургском университете А. С. Попов продемонстрировал созданную им первую в мире искровую беспроводную приемо-передающую радиосистему, пригодную для надежного обмена информационными сигналами. 2 мая 1945 года вышло постановление Совета Народных Комиссаров СССР о праздновании пятидесятилетия со дня изобретения радио А. С. Поповым. Учитывая роль радио в культурной и политической жизни общества и в обороне страны, правительство решило установить 7 мая ежегодный "День радио". Указом Президиума Верховного Совета СССР от 1 октября 1980 года в перечень праздников был включен "День радио, праздник работников всех отраслей связи", который теперь ежегодно отмечают не только радисты, но с дальнейшим развитием отрасли и работники всех отраслей электросвязи, радио и телевещания, а также информатизации.
Николай Заболоцкий вошел в литературную жизнь как участник Объединения реального искусства (ОБЭРИУ). Первая книга стихов – "Столбцы" (1929). Успех книги был настолько ошеломляющим, что уже через месяц ее нельзя было купить, стихотворения "Столбцов" переписывали от руки, заучивали наизусть. В 1930-е гг. написаны гротескные поэмы "Торжество Земледелия", "Безумный волк", "Деревья". В 1938 году Заболоцкий был репрессирован, жил в ссылке. И только в 1946 году был восстановлен в Союзе писателей и получил разрешение жить в столице. Им осуществлено литературное переложение книги Ф. Рабле "Гаргантюа и Пантагрюэль", подготовлен вольный перевод "Слова о полку Игореве", эпоса Руставели "Витязь в тигровой шкуре". Он автор мемуарной книги "История моего заключения". Сегодня многие читатели знают Заболоцкого, прежде всего, по следующим стихам: "Я не ищу гармонии в природе...", "Не позволяй душе лениться...", "Любите живопись, поэты" и, конечно, знаменитая "Некрасивая девочка".