23 апреля - символическая для мировой литературы дата: в этот день в 1616 году умерли Мигель де Сервантес, Уильям Шекспир и Инка Гарсиласо де ла Вега. Это также день рождения или смерти таких известных авторов, как Морис Дрюон, X аллдор Лакснесс, Владимир Набоков. Вполне естественно, что проходившая в 1995 году в Париже Генеральная конференция ЮНЕСКО, решила отдать в этот день дань уважения книгам и авторам, призывая всех, и особенно молодежь, находить удовольствие в чтении и уважать незаменимый вклад тех, кто содействовал социальному и культурному прогрессу человечества и учредила Всемирный день книг и авторского права и Премию ЮНЕСКО за пропаганду идеалов терпимости в детской и юношеской литературе.
Морис Дрюон - лауреат Гонкуровской премии, пожизненный член Французской академии, иностранный член РАН, знаменитый французский писатель, известный в России по циклу исторических романов "Проклятые короли". Его прадед в конце XIX - начале XX века жил в российском Оренбурге. В старой части города до сих пор сохранились дома, принадлежавшие их семье. Еще при жизни он был отмечен множеством наград и званий, был министром культуры Франции. В 1993 году указом президента России Дрюон награжден орденом Дружбы народов. В богатой публицистике писателя выделяются эссе на религиозные темы – "Будущее в тумане" (1968), "Церковь, отставшая от века" (1972), а также эссе в защиту голлизма – "Власть (максимы)" (1965), "Слово и власть" (1974), "Реформировать демократию" (1982). Вместе со своим дядей Жозефом Кесслером, известным писателем и журналистом, он создал на музыку Анны Марли знаменитую "Песню партизан" (1943), ставшую гимном французского Сопротивления.
Этот день провозглашен резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН от 22 апреля 2009 года. По традиции в этот день все желающие принимают участие в благоустройстве и озеленении своих дворов и улиц, в различных экологических мероприятиях.
Международный праздник Марш парков был впервые проведен в Америке в 1990 году во время празднования 22 апреля очередного Дня Земли, посвященного национальным паркам. В 1995 году "Ассоциация национальных парков и охраны природы" предложила впервые провести Марш парков в России. Координатором этой международной акции в России является Центр охраны дикой природы. "Марш парков" - международная акция общественной поддержки особо охраняемых природных территорий. ЦОДП выступает организатором и координатором "Марша парков", содействуя его проведению в России и СНГ. Центр разработал концепцию акции, ее эмблему и стратегию развития. Ежегодно в "Марше парков" принимают участие сотни тысяч человек. Более 200 государственных и неправительственных организаций стран СНГ сотрудничают с ЦОДП в качестве организаторов локальных Маршей. Акцию поддерживают Министерство природных ресурсов Российской Федерации, соответствующие министерства стран СНГ. Ежегодно при подготовке акции Центр работает вместе с десятками благотворительных фондов, телеканалов, радиопрограмм и издательств. Во время "Марша парков" проходят круглые столы и пресс-конференции, фестивали и концерты, экскурсии и экологические десанты, передачи об охране природы.
Николай Агнивцев - один из самых оригинальных и своеобразных поэтов Серебряного века. Множество его текстов получили музыкальное воплощение благодаря интересу к ним А. Вертинского, А. Варламова, Д. Кабалевского, С. Прокофьева. В 1917 году совместно с режиссером К. Марджановым и актером Ф. Курихиным, Агнивцев создал театр-кабаре "Би-ба-бо", позднее переименованный в "Кривой Джимми", с которым гастролировал по югу России и в Грузии. Работая в театре, писал короткие одноактные пьесы, скетчи и песни, составлявшие основу его репертуара. Основной жанр лирики Агнивцева - именно "песенки", легкомысленные куплеты, салонные баллады-пародии, стихотворные миниатюры с ироническими сюжетами. Агнивцев сам называл свои стихотворения песенками, словно провоцируя на написание к ним мелодии, и позже, уже в эмиграции, небольшая их часть была собрана в книжку, названную - "Мои песенки" (Берлин, 1921). Поэт сотрудничал с журналом "Крокодил", сочинял для эстрады и цирка и до своей смерти успел издать свыше двух десятков книжек для детей, в том числе: "Как примус захотел Фордом сделаться" (1924), "Октябренок-постреленок" (1925), "Кит и снеток" (1927), "Рикша из Шанхая" (1927).
Этот день установлен в 1983 году Ассамблеей Международного совета по вопросам охраны памятников и достопримечательных мест (ИКОМОС), созданной при ЮНЕСКО. Отмечается с 18 апреля 1984 года. Все здания, имеющие статус "памятника архитектуры" или "исторического памятника", призваны в этот день открыть свои двери для посетителей.
Праздник учрежден Федеральным законом N 32-ФЗ от 13 марта 1995 года "О днях воинской славы и памятных датах России". По известиям летописей, Ледовое побоище началось при солнечном восходе у Воронея Камени на Узмени. Эта битва, вместе с победами князя Александра над шведами (15 июля 1240 года на Неве) и над литовцами (в 1245 году под Торопцем, у озера Жизца и близ Усвята), имела большое значение для Пскова и Новгорода, задержав напор трех серьезных врагов с запада - в то самое время, когда остальная Русь терпела большие потери от княжеских усобиц и последствий татарского завоевания.
Дата отмечается с 1989 года по инициативе Всемирной федерации гемофилии и Всемирной организации здравоохранения с целью привлечения внимания общественности к проблемам людей, страдающих этим недугом. В России Международный день гемофилии отмечается с 1996 года. В 2000 году была создана общероссийская благотворительная организация инвалидов "Всероссийское общество гемофилии".
Петр Семенович Бутенко родился на хуторе Монастырский Ростовской области. Рос в рабочем поселке Донецкой области. В 1937 году закончил с отличием школу в городе Крамоторске и этом же году поступил в Московский архитектурно-строительный институт. Великая Отечественная война застала его на одном из военных заводов Подмосковья в период преддипломной практики. Петр Семенович с первого дня рвался на фронт, но после работы на строительстве оборонительных сооружений под Москвой в сорокоградусные морозы, ни одна медкомиссия не признала его годным к военной службе. В 1944 году будущий главный архитектор Псковской области получил диплом и направление в аспирантуру с предложением преподавать в своем институте. В качестве главного архитектора авторского коллектива разрабатывал проект планировки и застройки Великих Лук - города, практически уничтоженного войной. По его проектам в Великих Луках были построены областной драматический театр, здание Госбанка, детский санаторий, пожарное депо, застроена и благоустроена центральная часть города. После ликвидации Великолукской области был переведен на работу в Псков. Псков обязан П. С. Бутенко не только памятниками - Ленину на одноименной площади, Александру Невскому на горе Соколихе, Пушкину с няней в Летнем саду, но и домами новой планировки, спроектированными в то время, когда индивидуальное строительство категорически запрещалось. Он - автор проекта застройки и благоустройства главной площади города Острова, памятников Клаве Назаровой (г. Остров), “На пепелище в деревне Красуха”. На посту начальника областного отдела по делам архитектуры проработал до ухода на пенсию в 1979 году. П. С. Бутенко – член Союза архитекторов с 1945 года, заслуженный архитектор РФ. На доме, где жил П. С. Бутенко, в 1998 году установлена мемориальная доска работы скульптора С. Биджамова. Литература: Бессонов, В. След на земле псковской / В. Бессонов // Псковская правда. –1997. - 17-18 окт. Аракчеева, Ж. М. Архитекторы послевоенного Пскова (А. А. Ларкин, П. С. Бутенко) / Ж. М. Аракчеева // Земля Псковская, древняя и современная: материалы науч.-практ. конф. 2000-2001 гг. - Псков, 2002. - С. 234-238. Бутенко Петр Семенович (17 октября 1917 - 16 апреля 1998) // Псковская энциклопедия. –2-е изд., доп. - Псков, 2007. - С. 122.
В 1881 году после окончания Санкт-Петербургского университета был оставлен на кафедре русской словесности. В 1901 году возглавил ее, читал лекции по своему курсу во многих высших учебных заведениях Петербурга. Будучи студентом, заинтересовался историей Пскова. В 1879 году составил “Опись рукописей и книг музея Археологической комиссии при Псковском губернском статистическом комитете”. Часто приезжал в Псков, был почетным членом Археологического общества. Подарил музею общества много ценных вещей из своих коллекций. Последнее время своей жизни почти одиноко жил в Белоострове, где и скончался. Часть своей коллекции, в основном, предметы археологии, завещал Псковскому Археологическому обществу; предметы искусства — художественно-промышленной школе имени Фан-дер-Флита. Литература: Шляпкин (Илья Александрович, род. в 1858) // Энциклопедический словарь Ф. А. Брокгауз-И. А. Ефрон. - Т. 78. - СПб., 1903.-С. 717. Окулич-Казарин Н. Шляпкин И. А. : [Некролог] // Единая школа. - 1919. - № 3-4. - С. 62-66.
Отмечается на основании указа Президента Российской Федерации от 31 мая 2006 года N 549 "Об установлении профессиональных праздников и памятных дней в Вооруженных Силах Российской Федерации". Дата и сам праздник были назначены в честь радиоэлектронных защитников отечества, проявивших себя во время русско-японской войны 1905 года. При нападении японских броненосных крейсеров "Ниссин" и "Касуга" на Порт-Артур из-за отсутствия видимости снайперы судов были вынуждены устроить пальбу вслепую. В это же время другие суда неприятеля начали телеграфировать стреляющим, предполагалось, что в телеграммах содержались более точные координаты для нанесения удара. Русские радиоэлектронщики устроили помехи для связи между неприятелем. В результате чего ни одного русского корабля не было повреждено. О воздействии радиоэлектронной стрельбы русских было заявлено в телеграммах неприятеля. После этих событий немало радиоэлектронщиков было награждено правительством.
В соавторстве с братом Аркадием Стругацким написал научно-фантастические романы "Трудно быть богом", "Понедельник начинается в субботу", "Улитка на склоне", "Пикник на обочине", "Страна багровых туч", "Далекая радуга". Каждое их произведение переиздано десятки раз. По книгам поставлены кинофильмы "Сталкер" (1979), "Чародеи" (1982), "Искушение Б" (1985), "Письма мертвого человека" (1986), "Обитаемый остров" (2008) и др. В честь братьев Стругацких созданы многочисленные фан-клубы, осуществлен масштабный издательский проект "Время учеников", учреждены АБС-премия и премия "Бронзовая улитка". После кончины брата Борис Стругацкий опубликовал несколько произведений под псевдонимом С. Витицкий, печатался в журнале "Звезда". Под псевдонимом вышли его романы "Поиск предназначения, или Двадцать седьмая теорема этики" (1994-1995) и "Бессильные мира сего" (2003). Лауреат Государственной премии РСФСР (1987), премии Президента РФ в области литературы и искусства (2002), ежегодной премии В. Высоцкого "Своя колея" (2003).